Обман и иллюзия Охота на слова

Александр Ерошкин
Электронный словарь в интернете указал 70 синонимов к слову обман. Cкрыто 3 нецензурных слова.   Частота употребления слова «обман» составляет 3 209 раз на ; 300 млн. слов.
А ещё 11 синонимов к слову иллюзия. Тут есть слова дым, призрак, мирах, химера, майя  и  обман чувств. Значит, они не совсем синонимы, каждый из слов обладает качествами, которых нет у другого..

Синонимы слова «обман».

Ошибка, ложь, хитрость, иллюзия, неправда, заблуждение, липа, лапша, мошенничество, враньё, разбой,  подделка,     обмишуливание,  облисивание, облимонивание, обольщение, ослепление, лажа, обмер, фуфло, подлог, обжуливание, одурманивание, обвешивание, охмурение, обмеривание, облапошивание, кидалово, лганье, лукавство, финт, блеф,  туфта, вымысел, афёра, розыгрыш, надувание, очковтирательство, обвес, самообольщение, тюлька,  враки, надувание, надувательство, брех, плутовство, шарлатанство, фикция,  подкоп, аберрация, одурачивание, носовождение,  наёбка,  надурика, мандёж, дурилово, обсчитывание, объегоривание,  охмурёж, наебалово, отвод глаз, понтяра,  потёмкинские деревни.

Добросовестно переписал, копируются только в таблице частоты упоминания. А зачем мне такая таблица? Но я точно знаю, что некоторые синонимы в жизни не используются, то есть так не говорят. К примеру, слово лапша, как правило, вешается на уши. Существительное носовождение образовано от словосочетания водить за нос. Из некоторых глаголов созданы существительные, каких в живой речи не встречается.  Жизнь богаче, чем словари, а потому всегда есть возможность услышать в этом значении яркое, неизбитое слово. К тому же в перечень не вошли слова, связанные с литературными героями, например, с  бароном Мюнхаузеном, с Хлестаковым, с капитаном Врунгелем. Кроме того, во многих производственных коллективах, в деревнях, районных центрах есть свои популярные врали, одни имена которых характеризуют их для окружающих соответственным образом.

Почему так много синонимов у слова обман?

Только потому, что это явление  очень распространено в жизни на планете Земля. Распространено значительно больше, чем наше представление об этом. Можно сказать, что в основе жизни лежит глобальная ложь.

Даже часы, как бы правильно они ни были настроены, постоянно врут. Не верите?

Тогда нужно обратиться к первоначальному замыслу. Часы верхней своей частью должны смотреть точно на юг. Движение часовой стрелки было согласовано с движением солнца. А если циферблат установить наклонно, так, что в момент наивысшего подъёма солнца тень от циферблата превращается в тонкую линию,  то часовая стрелка будет почти точно указывать, где в этот момент находится солнце. В чём обман? А в том, что часовая стрелка за сутки делает два оборота, а солнце – только один. Разбалансировка часов и солнца сделана преднамеренно. Всё человечество загнано в обман.

 И таких обманок великое множество. Приведу лишь некоторые из них в назывном порядке.

Русский язык выкинули из мирового процесса формирования языков.

Умолчали самое большое государство в мире в конце XVIII века – Великую Тартарию, а ведь о ней писали в энциклопедии «Британика» - «Encyclodedia Britannica» (1771-1773).
 . https://www.youtube.com/watch?v=YF5bH0XnRoM

Умолчали уничтожение части Русско-Ордынской империи на территории западной части Северной Америки. Кого подразумевали под названием «дикий запад»? Потомков русских, которые сопротивлялись, поскольку не хотели стать рабами?

Создание мировой колониальной системы  под видом эпохи Великих географических открытий, появление работорговли.

«Индекс запрещённых книг» (лат. Index Librorum Prohibitorum) - список публикаций, которые были запрещены к чтению Римско-католической церковью под угрозой отлучения. По сути этим индексом была запрещена наука и получила развитие агрессивная схоластика. Гёте об этом рассказал в трагедии «Фауст».

Уже в ХХ веке из научного обихода было исключено понятие эфира и фальсифицирована Периодическая система элементов, составленная Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Обман с уничтожением трёх небоскрёбов в Нью-Йорке  двумя самолётами.

Обманы с пилотируемыми полётами на Луну.

Обман с подготовкой к колонизации Марса.

Список можно продолжать. А ведь помимо явных обманов есть ещё и кажущиеся. Это так называемые иллюзии.

Иллю;зия (лат. illusio - заблуждение, обман) — это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию;
Иллюзия – это программный  цирковой номер, когда сотни зрителей видят только то, что им показывают артисты.  Иллюзия  в переносном смысле - нечто несбыточное, мечта.
Я не буду рассказывать об особенностях иллюзий, тем более это будут рассказы с чужих слов. Желающие могут это посмотреть в Википедии.

Я лучше приведу отрывок из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

До недавнего времени я был уверен, что Булгаков поставил своим романом цель оправдать разнообразные пороки. Что ни герой – то носитель каких-то пороков.
Маргарита живёт с мужем, у них полный материальный достаток, есть прислуга, но ей скучно и она находит развлечение на стороне. По ходу романа этот порок будет оправдан, а  сама Маргарита, не имеющая детей, простит детоубийство.
Полубезграмотный Иван Бездомный с одинаковым рвением может писать на религиозные темы и на антирелигиозные, ему без разницы, а когда под напором обстоятельств сам признается, что писал чудовищные стихи, займётся наукой, будет продвигать историю и философию.
Мастер пишет скандальный для той эпохи роман о Понтии Пилате, зная, что этот роман и личность главного героя в таком виде не признают. Но он пишет.
И вот в эпилоге Булгаков рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев, но среди них нет уже ни Воланда, ни его свиты.


Да, прошло несколько лет, и затянулись правдиво описанные в этой книге происшествия и угасли в памяти. Но не у всех, но не у всех.
Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев.
Придя под липы, он всегда садится на ту самую скамейку, на которой сидел в тот вечер, когда давно позабытый всеми Берлиоз в последний раз в своей жизни видел разваливающуюся на куски луну.
Теперь она, цельная, в начале вечера белая, а затем золотая, с темным коньком-драконом, плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем, и в то же время стоит на одном месте в своей высоте.
Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.
Сидя на скамейке, Иван Николаевич уже откровенно разговаривает сам с собой, курит, щурится то на луну, то на хорошо памятный ему турникет.
Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.
Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.
Профессор не знает, что влечет его к решетке и кто живет в этом особняке, но знает, что бороться ему с собою в полнолуние не приходится. Кроме того, он знает, что в саду за решеткой он неизбежно увидит одно и то же.
Он увидит сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть-чуть поросячьими чертами лица. Иван Николаевич всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. Ивану Николаевичу известно, что, полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что-то необыкновенное.
Все дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. Тут надо непременно поглубже схорониться за решеткой, ибо вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что-то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой-то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:
– Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..
– Боги, боги! – начнет шептать Иван Николаевич, прячась за решеткой и не сводя разгорающихся глаз с таинственного неизвестного, – вот еще одна жертва луны... Да, это еще одна жертва, вроде меня.
А сидящий будет продолжать свои речи:
– Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!
Так будет продолжаться до тех пор, пока не стукнет в темной части особняка окно, не появится в нем что-то беловатое и не раздастся неприятный женский голос:
– Николай Иванович, где вы? Что это за фантазии? Малярию хотите подцепить? Идите чай пить!
Тут, конечно, сидящий очнется и ответит голосом лживым:
– Воздухом, воздухом хотел подышать, душенька моя! Воздух уж очень хорош!
И тут он поднимется со скамейки, украдкой погрозит кулаком закрывающемуся внизу окну и поплетется в дом.
– Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет! – бормочет, уходя от решетки, Иван Николаевич, – вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте. Ах, дорого бы я дал, чтобы проникнуть в его тайну, чтобы знать, какую такую Венеру он утратил и теперь бесплодно шарит руками в воздухе, ловит ее?
И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны.
Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и то же. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф.
После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.
– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.
– И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.
– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.
Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван Николаевич сразу узнает его. Это – номер сто восемнадцатый, его ночной гость. Иван Николаевич во сне протягивает к нему руки и жадно спрашивает:
– Так, стало быть, этим и кончилось?
– Этим и кончилось, мой ученик, – отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:
– Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.
Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.
Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом.
Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.


Это последние строки романа, ставшего событием в культурной жизни страны через много лет после написания.

Душевно больному человеку может и не такое присниться. И хотя я вырос в атеистической стране, в казнь Иисуса на кресте верил искренне, даже предположить не мог, что это иллюзион, подделка под казнь, хотя по содержанию евангелий меня очень удивляло, почему на месте казни не было ни одного из апостолов. И это на фоне, когда Иисус многократно предупредил их: «Бодрствуйте!»

Приведу ещё четыре стиха-аята  из четвёртой суры корана. В квадратных скобках даны комментарии и объяснения для  читателей  корана смысла, который может быть ошибочно воспринят.

4: 155 Божье проклятие и гнев Творца Божье проклятие и гнев Творца заслужили они] за то, что нарушили договор [с Богом], за отрицание знамений Господа, за ничем не обоснованное убийство [нескольких] пророков и за их слова: «Наши сердца жестоки [такие уж мы, не чувствуем, не воспринимаем Божье Слово]». Нет же, Аллах запечатал их сердца за [проявленное] безбожие [из-за допущенных ими пагубных грехов и преступлений]. Если и есть в них вера, то она ничтожно малазаслужили они] за то, что нарушили договор [с Богом], за отрицание знамений Господа, за ничем не обоснованное убийство [нескольких] пророков и за их слова: «Наши сердца жестоки [такие уж мы, не чувствуем, не воспринимаем Божье Слово]». Нет же, Аллах запечатал их сердца за [проявленное] безбожие [из-за допущенных ими пагубных грехов и преступлений]. Если и есть в них вера, то она ничтожно мала.
4:156 За их неверие и ту ужасную ложь, что сказали они в адрес Марьям (Марии) [матери Иисуса]

4:157 За их слова: «Мы убили Мессию — ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), Божьего посланника!» [Хотя на самом-то деле] они его не убили и не распяли, им лишь показалось [что они распяли его. Вместо него они распяли другого человека, на которого был наложен Божьим повелением лик Христа]. Те, кто разногласят на этот счет, пребывают в очевидных сомнениях. Знаний по этому поводу у них нет. Они лишь предполагают. Очевидно и явно, они его не убили

4:158 Аллах (Бог, Господь) вознес его к Себе. Он Могущественен и бесконечно Мудр.

Довольно авторитетное мнение, что распятия Иисуса на кресте не было. А это значит, что остатки того креста животворящего, специальные гвозди, капли крови, которые показывают верующим, всё это продолжение того великого обмана, в котором пребываем мы до последнего времени?