Дилижан. Цветы. Продолжение

Магда Кешишева
   В то утро моя внучка, только проснувшись, сказала:
 - Мама, папа, давайте, сегодня поедем на Севан.
 - Сегодня, Динуля, мы поехать не можем, - ответил зять.
 - Почемуу?
 - Потому что, на Севан нет смысла ехать на час или два. Вот когда будем возвращаться в Ереван, остановимся на Севане на весь день.
 - Нуу, ладно... А купаться будем?
 - Если погода позволит, будем. И в церковь поднимемся, и погуляем...
 - И в ресторане покушаем?
 - Непременно! Ты это любишь, - засмеялся зять.
 - А сегодня что будем делать?
 - Послушай меня, Диночка, - вставила моя дочка, - сегодня сделаем так: сейчас пойдём позавтракаем, потом ...
 - В бассейн, да?
 - Нет. Сразу после еды в бассейн нельзя. Немного позанимаемся...
 - Но я же уже сделала всё, что на лето задали!
 - Сделала, но не всё. Тебе ещё почитать надо. Почитай по одному рассказу - на русском, армянском и английском, а потом решим.
 - Ладно.

 - Послушай, солнышко, - сказала я, - сделай то, что сказала мама, потом пойдём в бассейн, а после этого погуляем: в лес пойдём, не далеко, по двору погуляем.
 - Бабуль, а что в этом интересного?
 - Что интересного, скажу позже. А сейчас - умываться, чистить зубы, причесаться и завтракать. Скоренько, скоренько!

   Закончив с завтраком, как всегда, разнообразным и вкусным, моя внученька добросовестно прочла три рассказ, выбрав, правда, самые короткие.
 - Всё, я закончила. Одевайтесь, идём в бассейн.

   В бассейне было довольно многолюдно, а потому - шумно. В основном шумели дети и их папы. Дети смеялись, плавали в мелкой части бассейна только им известными стилями, а папы - в глубокой части бассейна - с не меньшим шумом и смехом прыгали в бассейн, нисколько не смущаясь  тем, что кому - то не очень весело, когда их окатывают с головой водой. Но - дело житейское - бассейн один на всех и выставлять какие - то свои требования не имеет смысла.
   Во всех случаях, приятно поплавать, освежиться. Вытащить мою внучку из бассейна - дело трудное, но выполнимое. Через час, довольная и счастливая, она уже шагала к нашему корпусу.
 - Бабуля, теперь в лес пойдём?
 - Чуточку отдохнём и пойдём.
 - А можно с нами пойдут мои две подружки, с которыми я играю на площадке и в бассейне плаваю? Я им сказала, что мы идём гулять.
 - Можно, если их мамы разрешат.
 - Разрешат, разрешат, я уверена.

 - Давай, родная, немного посидим на балконе.
 - Давай, бабуля.
   Устроившись в удобных шезлонгах, мы наслаждались открывающимся перед нами видом высоких гор, покрытых густыми лесами, лёгкими облаками, венчавшими их вершины.
 - Посмотри, Динушка, на цветы, которые растут напротив балкона.
 - Красивые.
 - Красивые, конечно. Смотри - стебель высокой, крепкий, а цветы разные. На одном белые, чуть дальше малиновые, синие. А ты знаешь, как они называются?
 - Не помню. У нас в Ереване такие не растут.
 - Они называются - Мальва. Сегодня я хочу, чтобы ты посмотрела внимательно на  цветы, которых в городе нет, на полевые цветы. А я тебе про них расскажу.
 - Бабуля, ты мне рассказывала разные легенды про цветы. Я запомнила. Про розу, орхидею, гладиолус, лилию, подснежник, гвоздику, нарцисс. Потом я про нарцисс прочла в толстой книге, которую ты мне подарила на Новый год   - "Легенды и мифы Древней Греции". Ещё у нас есть альбом... забыла фамилию художника... альбом называется "Цветы".
 - Зовут художника - Ван Гог.
 - Да, да, вспомнила! И там разные, разные цветы он нарисовал: маки, розы, гладиолусы, ирисы. Ещё, как будто были подсолнухи.
 - Правильно, умница, всё ты верно помнишь.
   Я тебе рассказывала про городские цветы, а сегодня расскажу про полевые - нежные, трогательные. И легенды про них такие же трогательно - нежные. А сейчас пойди в номер к твоим подружкам и, если они хотят, пойдём погуляем. До обеда у нас ещё три часа, так что мы всё успеем.
  И отправились мы - три девочки - четвероклассницы и я - на прогулку.
 -Девочки, давайте договоримся: сейчас мы пойдём в лес, но недалеко. По дороге мы будем проходить мимо деревьев и цветов, которые растут в саду. Каждая из вас будет называть цветок, который больше остальных ей нравится, а я расскажу про него. Согласны?
 - Да, - хором ответили дети.

   Только вышли во двор, как девочки закричали: - "Ромашки, ромашки!"
 - Хорошо. Вы хотите услышать легенду про ромашку. Итак, очень много лет назад в одной маленькой деревне жила очень красивая и добрая девушка. У неё были голубые глаза, длинные золотистые волосы и  белая кожа. И полюбила она парня, которого звали Роман.
 - А он её полюбил?
 - Да, и он полюбил девушку. Они были неразлучны: гуляли по лесам, полям, собирали ягоды, грибы и цветы, из которых плели венки. Однажды  Роман увидел во сне незнакомого старика, который подарил ему цветок. Такого цветка - с ярко жёлтым сердечком и белыми вытянутыми лепестками - он никогда не видел. А когда парень проснулся, на его кровати лежал этот цветок. Роман вскочил и помчался к любимой девушке, чтобы подарить ей необыкновенной красоты, нежный цветок. Девушке подарок очень понравился, и решила она назвать цветок в честь Романа - ромашкой. Но цветок был всего один, а ей хотелось, чтобы каждая девушка имела такой цветок. Девушка попросила Романа найти и принести ей букет ромашек. Но где было их взять? И отправился Роман в путь - дорогу, чтобы исполнить просьбу любимой девушки.
   Путь его лежал в царство снов: ведь именно во сне он получил цветок. Долго шёл он по свету, и, наконец, добрался до места. Пришёл он к правителю, рассказал ему всё, и правитель сказал: - "Я  подарю твоей любимой не один букет, а целое поле таких цветов, но при одном условии." Счастливый юноша воскликнул: - "Всё, что угодно!" Улыбнулся правитель и говорит: - "За это ты должен навсегда остаться в моих владениях". И юноша согласился.
 - Как он согласился? Он же понял, что никогда больше не увидит девушку!
 - Понял, но ради любимой девушки он согласился. А девушка ждала его несколько лет, грустила. И однажды утром, выглянув в окно, она увидела целое ромашковое поле. Она поняла, что её любимый Роман жив, что он её любит.
   И с тех пор люди полюбили ромашку за её нежность. А молодые девушки и парни гадают на ней - любит - не - любит? И добрая ромашка почти всегда отвечает - любит.
 - А можно мы тоже погадаем?
 - Конечно, можно. Сорвите по одному цветку и погадайте.
 - Я погадаю на мою лучшую школьную подругу, - сказала Нара.
 - А я погадаю на мою подружку - соседку, - сказала Вика.
 - А я, - улыбнулась Дина, - на моего друга Лёву.
   Сосредоточенно, серьёзно, шепча - "любит - не - любит" - дети стали срывать лепестки. Через какое - то время первой крикнула Дина: - "Ура! Любит!" За ней и Вика, и Нара закричали: - "Любит!" Я была довольна  не меньше девочек - ромашка не подвела.

 - Смотрите, колокольчики! Какие красивые!
 - Дорогие мои девочки, колокольчики действительно очень красивые, и потому про них существует много песен и стихов.
 - Бабуля, а ты помнишь какой - нибудь стих про колокольчик?
 - Помню, родная: -"Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, светло - голубые? И о чём грустите вы, в день весёлый мая, средь  нескошеной травы, головой качая?..."
 - Красиво.
 - Там ещё есть продолжение, но я не помню. А легенду про колокольчик я вам расскажу. Но сперва скажите мне, какие средства передвижения вы знаете? Дети, перекрикивая друг друга, стали перечислять и назвали всё - от телеги, роликов и велосипеда до метро, самолёта и вертолёта.
   А знаете ли вы, что были времена, когда единственным средством передвижения были лошади, впряжённые в телегу или сани. Над лошадьми находилась деревянная дуга с колокольчиками, и когда они бежали, всё вокруг оглашалось колокольным звоном. А на земле, где падал колокольный звон, выросли цветы в форме колокольчика.
   Есть ещё другая легенда. Жил очень музыкальный гном, который на лесной поляне часто давал концерты. Как - то раз концерт закончился, когда было уже темно и, уходя, гномик забыл свою шляпу. А утром, когда он пришёл за шляпой, увидел, что она превратилась в цветок - колокольчик. Посмотрите на колокольчик и вспомните шляпу гномиков.
 - И вправду, точно такая у гнома шляпа, как колокольчик! - дружно засмеялись дети.

 - Девочки, посмотрите налево. Что вы видите?
 - Маки! Как много! Можно сорвать?
 - Можно, но нужно ли? Сорвёте, а пока мы вернёмся в пансионат они завянут, поникнут головами и их придётся выкинуть. Пусть лучше остаются на месте и все ими смогут любоваться. А теперь слушайте легенду про мак. Вы знаете, что Бог создал человека, потом - небо, воду, растения, животных, и все были счастливы. Только ночь грустила,  так как  ей приходилось делать невидимой всю красоту на земле. Но ночь была хитрая: она придумала звёзды и светлячков. Но этого было не достаточно, и люди не любили ночь. Ведь ночью было темно, страшно, она заставляла людей печалиться. Бог увидел всё это, пожалел ночь и создал сны. Перестали люди бояться ночи: она их не пугала уже, её даже стали с нетерпением ждать, чтобы уснуть и увидеть сновидения. Но нашлись  люди, которые ночью совершали плохие поступки, грабили, убивали. Сон старался помешать им, но у него ничего не получалось. Тогда он разозлился, ударил своим жезлом о землю, а ночь вдохнула в него жизнь, и появился цветок - мак с чёрным, как ночь, сердечком и красными лепестками. Мак навевает сон, мешая совершать плохие поступки.

   Ой, девочки, скоро обед, нам надо возвращаться.
 - Бабуля, а ты ещё про мальву не рассказала.
 - Вот по дороге и расскажу. Жил бедный охотник и никого у него не было: ни жены, ни детей. Пошёл он однажды в лес и заблудился. Погода испортилась, пошёл дождь, стало темнеть. Сел мужчина на пень и думает: - "Никого у меня нет. Один я на всём белом свете. Умру здесь, и никто меня даже искать не станет. И зачем только я родился? Ту дождь прекратился и увидел охотник красивую девушку, которая улыбалась и махала ему малиновым платком. Удивился мужчина, встал и хотел пойти к девушке, но кто - то тронул его за плечо. Обернулся охотник и увидел худую старуху в старых но очень дорогих одеждах. Мужчина спросил, что ей надо, а она ответила: - "Вижу, печалишься ты. Не надо. Ждёт тебя удача и любовь большая. Только надо тебе перейти через ручей и выйти на поляну. Но ты и меня должен взять с собой. Я стара, слаба, самой мне не дойти. Посади меня себе на спину и перенеси через ручей. В это время охотник снова увидел сквозь деревья красавицу с малиновым платком. Но не мог он оставить старую женщину одну в лесу: посадил он её на спину и пошёл по воде на другой берег. Несмотря на то, что он нёс старую женщину, идти ему было легко. Вот уже и берег близок. Тут снова увидел он девушку с платком, но уже между деревьями другого берега. Быстрее зашагал охотник, ступил на берег, хотел помочь старухе спуститься на землю, огляделся, а её нет. И стоит перед ним красавица Мальва с малиновым платком, а рядом цветок на высокой, стройной ножке. Мальва протянула руки к охотнику, улыбнулась и повела его в свой дом. Они поженились, родили детей и жили долго и счастливо.

 - Бабуля, ты закончила, и мы дошли.
 - Нарочка, Вика, быстро бегите к мамам, отдохните минут 30 и - в столовую.
 - Спасибо вам, мы расскажем маме, сколько интересного узнали сегодня.
 - Мне так приятно, девочки. Вы хорошо слушали и, думаю, всё запомнили. Пока.