Виноградарь

Михаил Шаргородский
Много лет мне довелось поработать в машиностроении. Курировал я заводы, производившие, в основном, оборудование для переработки винограда. Сравнительно неплохо стал разбираться в этих машинах.
Поэтому, если наше начальство выезжало на места, посмотреть, как работают наши изделия, меня, как  правило, брали с собой. Во-первых, я был как «чичероне», во-вторых, в случае надобности, было с кого спросить, или кому-то с ходу что-то поручить.
Однажды наш замминистра решил съездить в столицу виноградарства, в Кахетию. Взял с собой двух человек.
Один был заядлый кахетинец. Мы с ним очень дружили. У него в Кахетии был свой дом, который  в то время пустовал. Там же жили его тесть и теща.
Вторым был я.
Мы посетили пару заводов и вдруг Вано (так звали моего друга) обратился к замминистра:
«Мы сейчас находимся в двух километрах от того места, где живут мои теща и тесть. Если мы к ним не заедем, они будут обижены на всю жизнь. А если заедем, они будут рады до небес. Ведь такого ранга гостей у них никогда не было и не будет» 
Шеф согласился, и мы поехали к ним.
Небольшой дом и двор, фактически без насаждений, используемый  для хозяйственных нужд. Видно было, что люди живут небогато, но ухожено все было, как в музее под открытым небом.
Посреди двора стоял стол, покрытый скатертью. Хозяина мы встретили в дверях. Он уходил работать на свою плантацию.
Ему было лет 80, но выглядел он очень бодро. Не без доли гордости сообщил, что уже около 50 лет обрабатывает свой виноградник. Каждый листик знает в лицо.
В руках у него была небольшая холщевая сумка.
Вано объяснил нам, что там провизия на целый день. В чем состояла провизия? Один круглый грузинский хлеб (лаваш.) Небольшой, емкостью около двух литров, кувшин с вином и небольшой кусок сыра. И так круглый год. Если сыра нет, то просто вино и хлеб.
Хозяйка пригласила нас к столу. Шеф отказывался из-за нехватки времени.
Во дворе горела грузинская печь (тоне). Хозяйка сказала, что если мы не выпьем в ее доме хотя бы по стакану вина, она из-за такого оскорбления бросится в горящую печь.
Вано стал умолять нашего руководителя немного задержаться, ибо перспектива остаться без любимой тещи, им воспринималась, как удар Божий. Весь этот разговор состоялся у входа в дом.
Хозяин сто раз извинился, что вынужден уйти, ибо сегодня все плантаторы собираются и решают вопрос распределения воды для полива. Кто соприкасался с сельским хозяйством, знает, что очень часто водоснабжение решает судьбу всего урожая.
Он ушел.
Мы оглянулись.  Оказывается, за эти несколько минут стол уже был почти полностью накрыт. Занимались этим все, кто был в доме - дети, соседка. Но одна вещь меня поразила на всю жизнь. Пока мужчины разговаривали у входа, хозяйка поймала курицу, отсекла ей голову, мгновенно сняла  с нее перья, и уложив в кастрюлю, сунула в самое пекло горящей печи.
Мы сели за стол, имея в виду, что через пять минут уйдем. Но, не тут то было.
Хозяйка стала убеждать, что у нее лучшие в округе куры, и если мы не попробуем, это вторично станет оскорблением дому.
Наш шеф удивился: «Какая курица? Которая пока по двору бегает?»
Она с легкой усмешкой ответила: «Видите ли, у вас горожан и у нас сельчан разное зрение.  Сейчас Вы в этом убедитесь»
Через несколько минут она подала на стол поднос с разделанной по всем правилам курицей.  И сказала, что именно эту птицу она имела в виду.
Я прожил до глубокой  старости, но больше никогда не видел буквально циркового фокуса, чтобы примерно за полчаса успели зарезать, ощипать, сварить и подать на стол уже готовую курицу.
Кстати, грамотно разделать курицу, это большое искусство. Есть установленные места, по которым надо резать и определенное количество кусков, которые при этом получатся. Сейчас уже мало, кто умеет это делать, разве что еще живущие представители старшего поколения. Кстати говоря, правильно разделанную курицу удобнее есть. Там всегда есть места, за которые удобно держать кусок, пока не съешь.
Я лично так и не научился этому искусству. Поэтому мне никогда не поручают это делать. Иногда только, если больше некому.
Во время трапезы  зашел разговор о хозяине дома.
Ему удалось почти вдвое увеличить количество получаемого винограда, а соответственно и производимого вина. Кто-то из нас выразил мнение, что, наверное, часть вина можно продавать.
Хозяйка засмеялась: «Что Вы? Мы иногда  еще прикупаем. Собственное вино у нас получается примерно 700 литров. Есть родственники и близкие, у которых нет лозы. Какое-то количество мы им дарим. На эти цели расходуется литров 100.  Остальное выпивает хозяин. Это его главный продукт питания. Он каждый день берет с собой кувшинчик, который вы сегодня видели. Есть сыр - хорошо. Если нет, так обойдемся.
Вино и хлеб.  Библейская пища. Он так привык, что другую пищу воспринимает крайне неохотно.
Уходя, он, оказывается, тихо сказал жене: «Когда гости будут уходить, скажи им, что я еще раз извиняюсь. И чтобы загладить свою вину, я сам к ним приеду, когда лоза  меня отпустит»
Действительно, через какое-то время, он приехал в Тбилиси. Вано пригласил нас в ресторан.
Наш сельский гость много рассказывал о своем житье-бытие. Горожан очень удивляло, что человек за год выпивает значительно больше полутоны вина. А он нам сказал, что у них, при том образе жизни, который они ведут, оставлять для семьи менее 500 литров вина, просто неприлично.
Он вообще настаивал, что если едва перекусил, а потом пьешь чистое, хорошее вино, то можно вообще ничего не есть. Все, что организму надо, в вине есть. Он был первым, кто в подробностях рассказал мне о трудоемкости ухода за лозой. Здесь нет зимы, или лета. Работать надо круглый год.
Вначале обрезают излишнюю лозу. Потом каждую вновь выращенную веточку надо привязать специальной  травой  к жесткой конструкции  беседки, или специальной ограды, куда крепится основной ствол  растения.
А потом начинается самая адская работа. Надо так расположить листья, чтобы солнце могло дотянуться до каждого из них. И эту работу повторять еженедельно в период вегетации и созревания винограда.  Раз пять надо дезинфицировать растение.               
Поэтому для людей, профессионально занимающихся виноградарством - это не просто фрукт, или ягода. Это плод, которому  еще до Христовой эры придавали сакральное значение.
Невзначай он заметил за соседним столом группу сравнительно молодых людей, которые пили шампанское.  Большинство из них вертело в своем бокале веточкой петрушки, чтобы удалить из вина газ.
Наш гость рассвирепел: «Будь моя воля, я бы таких в тюрьму сажал. Сколько труда и мучений нами вложено в выращивание винограда, способного давать газ. А эти удаляют газ. Им наплевать на тяжкий труд тех, кто выращивал этот виноград и делал из него вино.
Не хочешь с газом, закажи такое, оно в избытке стоит на всех прилавках»
Нам было очень неудобно,  так как за каждым из нас тоже были такие грешки порчи шампанского.
Наш виноградарь счел необходимым коснуться и правил винопития. Он пригласил всю компанию приехать к нему и посмотреть, как пьют сельчане.
Никто из них никогда не оставляет недопитый стакан, ибо понимает, что это вино выльют. Поэтому они всегда пьют до донышка, потому что не могут без душевной боли смотреть на то, как опошляется квинтэссенция их многовекового труда.
Он обратил наше внимание на то, что Бог ли, сама ли земля регулирует вопросы, где какому винограду произрастать.
Вот «Хванчкара» - есть немного более 40 гектар, а дальше, хоть умри, больше нигде не растет.  Аналогичное положение с «Киндзмараули».
Мы понемногу пытаемся селекционировать, но без особых успехов.
Поговорив еще немного и набравшись специальных познаний больше, чем за всю жизнь, мы собрались уходить. Он увидел, что на столе остается два недопитых стакана.
Покачав головой, он подошел к ним и допил, чтобы драгоценный напиток не вылили.
Прошло лет около 50. Я поселился в селе.
Мы здесь уже около 6 лет. Разумеется, у меня здесь есть хороший участок и местные жители стали мне помогать создать на этом участке виноградник.
Дело движется очень медленно, но надежда все же есть.
Мой ближайший сосед - бывший начальник полиции.
Когда бывшее руководство страны отправило почти всю милицию за пределы службы, он еще молодой 45 летний мужик остался без всяких средств существования. Он взялся за сельское хозяйство и за несколько лет создал на своем участке лучший в округе виноградник.
Он шефствует надо мной и уверен, что через несколько лет у нас будет такой же виноградник, как у него.
А пока мы покупаем виноград и под его руководством делаем вино. Все соседи виноградари утверждают, что у нас оно лучшее в округе. Я им верю и тоже думаю так, ибо мы сильно сок не выдавливаем и, разумеется, ничем не химичим.
Но самое главное в другом. Здесь я научился грамотно пить вино. Хоть и пью я с благословления медиков, один стакан, или чуть больше, но в моем стакане больше остатков не бывает.
Я не только вспомнил лекцию старого виноградаря, но и увидел, что и у нас при застолье, за столом как будто находятся только  его ученики. Причем надо сказать, что в деревне все друг о друге все знают. И если человек не смог создать грамотного виноградника, он не уважаем в селе.
Как-то, для какой-то работы я хотел пригласить  одного человека. А мне сказали: «Вы сначала посмотрите, в каком состоянии его собственная усадьба, а потом решите, можно ли в такие руки отдавать почти святую работу?»
Урок я хорошо запомнил.
И еще один вывод сделал. Тот, кто привык делать чистейшее вино, тот, даже ради явной прибыли, химичить не будет.
В своем представлении на Прозе.Ру, я написал:  «Кто любит вино, должен любить и виноделов»
Сейчас, спустя несколько лет, я бы добавил: «Каждый труд уважаем, но перед виноградарем снимите шапку»
Это связанно с тем, что я увидел и понял их труд. Когда они несколько дней подряд, задрав голову, расправляют листву, у них потом голова не крутится. От других операций, когда по нескольку дней надо быть почти на корточках, у них подолгу не разгибается спина. И так из века в век, из поколения в поколение. И никто не ругает свою работу. А моя цель, просто обратить внимание на то, что вино - один из самых трудоемких продуктов сельского  хозяйства, заслуживает уважения и  при потреблении.
Господи благослови всех, кто делает благословенное вино, и тех, кто уважительно потребляет этот напиток!