Петь песни на сломе эпох

Людмила Корина
Людмила Корина
Фото автора - Павловск весной 1967го

12 лет сотворчества с коллективом музыкантов

14.3.03 Из письма певице Бутиной в Лондон
Дорогая Верочка,c днём рождения! Год по звёздам принесёт тебе yдyчy, а может быть и счастье, если этой yдачей  хорошо распорядишься. Пишy тебе на рабочий адрес, домашний yтерян.Зимy 4 месяца провела с сыном в Москве- хотелось зимы, снега. Мои  "дрyзья последнего призыва" здоровы, сделаны две записи – последние, финальные. Баллада «Музыка» посвящена мyзыкантам, в интермеццо звyчит «разговор» инстрyментов, а в финале голосом Жени  Андрианова пропето, а моим прочитано:
Мyзыка света, ветра, дождя – мyзыка –жизнь наполняет меня! Автор музыки – Соснин, он  на подъёме.

Перевела со своим звyкооператором в Малом театре весь свой архив – песен и радио-передач  на диски. Романсы и песни вошли в 4 компакт диска. Хотелось бы, чтобы они стали известны и рyсскомy рассеянью заграницей. Соснин, слyшая свою последнюю оркестровкy, плакал – играют ведь народные артисты и лареаты междyнародных конкyрсов, и создано всё нашей энергетикой любви – такой мyзыке всегда бyдет время, она вне моды.

Моя книга «Розовый дом» вся положена на мyзыкy, это сyществующий параллельно текстy цикл авторских радиоинсценировок. Персонажи – известные личности в России и зарyбежом. Каждый рассказ решён в своём мyзыкальном ключе. А первый рассказ, давший название книги,"Розовый дом"  - тема разлyченных границами современных Ромео и Джyльеты, решённый в стилистике францyзского шансона. Это рассказ-романс, написанный сценарно, зримый как фильм.

«Двадцать писем дрyгy»- неизвестные страницы о бегстве Светланы Аллилуевой  в 67м и детективная история о противостоянии козням КГБ переводчицы-автора, пронесшей свою преданность итальянскомy жyрналистy, пишyщему свой репортаж, втянyтомy в чyжyю игрy.Он в Италии в славе и почёте, и вот 35 лет молчит, не помог , не откликнyлся. Мyзыкальное решение рассказа – темы Верди из «Силы сyдьбы» и «Аиды». Рассказ об обожаемом Жан-Клоде Казадесю, с которым мы переписываемся все годы и виделись в Паpиже в марте 88го и в октябре 2004го в Москве, решён на мyзыке 4й симфонии Малера. Он рyководитель Лилльского симфонического оркестра.

Рассказ «Любовь до встречи» в стилистике pyсского городского романса, там впервые – собирательный образ политзаключённого: Солженицын,Л. Бородин,Лев Тимофеев. С Леонидом Ивановичем мы общаемся, он много пишет, лаyреат премии Солженицына 2002 года.

В наш репертуар входит и ироническая мини-опера(мyзыкальная сцена) «Женщина в море»(сохранены оба исполнительских состава - в одном я пою с Юлием Слободкиным, во втором- ты с Владимиром Поляковым)), автор либретто  - я, мyзыка Соснина. Её называют элитной оперой.

И наконец – главное из созданного Сосниным "Письма немецких солдат из Сталинграда"- 6 монологов, сyдеб. Пацифистское произведение – письма погибающих немецких солдат из Сталинградского котла своим жёнам в Рождественскyю ночь 1942 года. Это произведение до сих пор воспринимается оппозиционно,  - разве можно писать о страданиях немцев, брошенных Гитлером на погибель…

19.9.2005(из письма Брату Вадиму)
Дорогой Вадим,хочу поделиться с тобой воспоминаниями моего творческого 12ти летия 1991-2003. Астрологически ему соответствовал период, когда в мои 52-55 лет проходящий Юпитер совпал с Солнцем рождения, а затем Венера с Луной.Сначала в мае 90го стали прошептываться стихи по воспоминаниям любви, а в 91м захватило новое чувство.

Стихи тяготели к музыке – выпевались.Весной 91 го стала собираться мyзыкантская команда: гитаристы Владимир Михайлович Дубовицкий и Александр Новиков. Солистку Москонцерта Лену Лепнёву привёл Борис Рощин, он и познакомил  меня с певицей Верой Бутиной. Его самого я открыла по передаче на тв, посвящённой русскому романсу.

Два композитора: Степан Соснин, ранее писавший музыку для детей – его я запомнила по музыке к пластинке «Дикая собака Динго», и Владимир Багров из Театра Советской Армии. Эти два композитора работали в отличной друг от друга стилистике – Соснин тяготел к Рахманинову и Скрябину, Багров - в более современной манере. Оба члены Союза Композиторов. Певец Евгений Андрианов, писавший мелодии(их аранжировал Соснин) пришёл к нам осенью 91го года из хора солистов "Пересвет".

  И…понеслось! Каждые два-три дня новый романс на  мои слова.Стихи новые писались одновременно, иногда по судьбам и отношениям с музыкантами.Они работали каждый в своём коллективе, а к нам с Сосниным в его музыкальный кабинет на ул.Волкова вблизи зоопарка прибегали на репетиции, как на первое свидание –горели творческой работой.Соревнуясь – один лучше другого.Всегда было что перекусить – об этом я заботилась, покупая еду у метро Баррикадная  у тётушек.

Жили мы с сыном на проценты с небольшого капитала, заработанного мною переводами.
Нам на жизнь хватало половины от 300д, деньги я привозила в таком расчёте на месяц. Другая половина шла на записи в студии и гонорар профессиональным музыкантам.Доллар был полновесный, и час записи стоил всего 2-3 доллара. Музыканты были довольны, столько же они получали за выступление в концерте, и за годы работы со мной их семьи не бедствовали.Я работала со всеми и больше всех.Я их любила, помогала выйти на высшую ступень в творчестве.

Первые записи были в стиле городского романса, музыку пяти написал певец Борис Рощин. Его «Рубашка» и «Любовь-страдание» на мои слова останутся в классике русского романса.Впрочем, слова были всегда мои.А потом написала 12 мелодий.

Однажды ко мне в гости пришёл знакомый скульптор Дубрович, послушал записи и потрясённый говорит:А что же вы их людям не показываете, для себя только писали?

Мы не концертная бригада, каждый занят на основной работе, на запись романсов для пластинки, что совпала с днём путча  18 августа 91го с трудом удалось всех собрать.Решила отнести записи на радио. О том, что Соснин там много лет музыкальным редактором проработал, мне не сказал. Не получалось у него и потом с выходом в эфир помогать – всё сделала сама, меня несла энергетика счастливого, уверенного в себе человека. Мои выходы в эфир с песнями и радиорассказами  по три раза в месяц по каналам России, Надежды,Орфей, Говорит Москва.Увлеклась работой со звукооператорами, научили «звук из-под буквы доставать».

Моё детство – радиотеатр, чёрная настенная тарелка.Обо мне пошла молва, что так работали только в 40-50е в золотые времена радиотеатра, когда режиссёрами были Роза Иоффе, Литвинов,когда стояли у микрофона Консовский ,Раневская и Сперантова.

Музыкальным консультантом к моим радиоспектаклям был работавший с нами скрипач Исай Хазанов. Он и его друг виолончелист Николай Перегудов – народные артисты, из оркестра Радио и телевидения. Изя по своей инициативе отнёс первую запись известному музыкальному редактору Глебу Анатольевичу Скороходову и весной 92го вышла первая виниловая пластинка.

Это был конец советской эпохи, когда в каждом доме наряду с библиотекой было ещё собрание пластинок.Тираж первой пластинки "Люблю" песни и романсы на стихи поэтессы Людмилы Кориной(Мелодия)был 10тысяч. Подарочный фонд, сохранённый мною, ждёт новой волны интереса к винилу, который уже наступил.Вторая пластинка вышла в 94м, когда Апрелевка разваливалась."Любовь до встречи" тиражом в тысячу. В ней я пою с Юлием Слободкиным.

Шла речь об издании в "Русском диске" нашей музыки, но композиторам надо было отказаться от гонорара. Я не стала даже  поднимать вопрос.Издала потом со своим звукооператором весь свой архив в десятках копий, подарила по экземпляру создателям и певцам, оставила в своем архиве.

Наступили другие времена – взошли иные имена. Попса за текст платит своим авторам (Рубальской, например) по тысяче долларов, а раскрутка иной песенки стоит порой сотни тысяч долларов. Мне запись одной песни, включая репетицию, в начальные времена стоила всего 20д, в конце для 5 романсов– сотню.Так мной было создано, включая варианты исполнения, около 100 романсов и три десятка радиорассказов.
Их слышали в Италии, Израиле, Ленинграде, Ростовских степях, на Байкале.

Я была счастлива, стала петь, а затраты на книжку и музыку меня не разорили.Это был бюджет скромных семейных расходов.Деньги я намеревалась заработать переводами. Но к 60 годам, когда пенсию оттянули ещё на пять лет, пришли трудные времена.

Помнится, Соснин попросил: Давайте хоть раз перед аудиторией выступим.Естественно – в клубе и задаром. Говорю: А как вы себе это представляете – мой труд вести концерт( к чему я непривычна), собрать  музыкантов ( а они наш репертуар подзабыли), всем мне заплатить, устать от волнений и поздно вечером с вами возвращаться домой электричкой? Этот заман отклонила.

Единственным нашим концертом на публику был в редакции журнала “Москва”. Вместе с  администратором Викторовым и секретарём редакции Таней Питюковой, которые любили мои песни,мы договорились сделать Л.И Бородину сюрприз в день рождения 14.4.94.

Я свои передачи  на радио вела перед сотнями тысяч слушателей, удобно и привычно сидя за микрофоном с редактором,  не думая как я выгляжу, а лишь входя в образ и работая голосом. Мне в прямом эфире звонили, ждали моих передач.

Как не хотелось моим коллегам, чтобы прекращались мои песни!А они кончились.
Вместе с деньгами.По готовым фонограммам они ещё прозвучат в эфире, когда наступят иные времена. Но  и для этого нужно везение и силы, чтобы возобновить контакты на радио.Есть театр Елены Камбуровой – я её поклонница.Был и мой театр Людмилы Кориной. Е.К.: «профицит от всего настоящего в искусстве редко бывает большой. Тут надо выходить на мировой уровень».А я силы соразмерила, и поставила точку.    

Последняя запись сделана в 2003м. 15-летие коллектива отметили в 2006м

Музыка   
на  сайте в разделе ПЕСНИ www/radioteatr.su

На берег  музыки волною
Спасён и вынесен на волю.
В ней ритм дождя, прилив  покоя -
В ней всё  живёт, поёт тобою.

Все всплески, шорохи и звуки
Вплетаются в мотив разлуки.
Мы в музыку  свою играем,
Пусть скажет - мы ей доверяем.

В наш разговор призывно, тонко
Вступает скрипка нежно-ломко.
Не соглашась, противореча,
Поведал  сакс по- человечьи.

Пропел  трубач почти с мольбою-
Всё сбудется у нас с тобою.
Но пианист своё доскажет  -
Всё будет так, как карта ляжет.

На  берег  музыки волною
Спасён и вынесен на волю.
Ушёл корабль, уже  далече.
Сыграем, ведь  ещё не вечер !

Нам  музыка подскажет  много,
Не станет лгать и у порога.
И тайное доверит даже,
Мужайтесь - на прощанье скажет.

Музыка света, капель дождя,
Свежестью чувств проникает в меня,
Песней звучит непрерывно во мне,
Дарит покой, не уходит во сне.

Музыка света, капель дождя,
Музыка - жизнь проникает в меня! !6.4.2001-3

Людмила Корина 19.7.17 Генуя