Эрекция Двенадцатого легиона

Владимир Калуцкий
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
"Здравствуйте,

С сожалением вынуждены сообщить, что анонсирование произведения "Эрекция Двенадцатого легиона" не соответствует редакционной политике сервера Проза.ру, в связи с чем он был снят из ленты анонсов.

В соответствии с пунктом 7.3 Правил сервера, модераторы имеют право снимать анонсы, не соответствующие редакционной политике. При этом деньги или баллы, затраченные на анонс, возвращаются.

Само произведение по-прежнему остается опубликованным на сервере  и доступно на Вашей авторской странице."



***
ЭРЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТОГО ЛЕГИОНА

Только что пересмотрел великий фильм Тодоровского "Анкор, ешё анкор". Суровые армейские будни и скотские   способы выхода из скотского состояния. Я сам служил в Советской Армии, и вполне мог бы добавить красок в кино мастера.
 А потом подумал...
 ...почему только в кинокартину? А вот интересно - как армейскую нагрузку сбрасывали с себя, скажем, легионеры Древнего Рима?
 И , дорогие мои,передо мной разверзлась бездна.
 Я и раньше подозревал, что у них, у наших древних предшественников, не всё в порядке было в том, что мы называем сферой межличностных отношений.
 Но чтоб настолько...
 И тут  я предлагаю вам, для затравки, вспомнить вольноопределяющегося Марека - однополчанина и товарища  бравого солдата Швейка. Ну,того самого, кто, будучи официальным истриографом полка, описывал его подвиги впрок. Мы знаем, насколько достоверным были эти записки. И представляем, что случится лет через тысячу, когда историю Первой мировой войны исследователи будущего станут изучать по записям вольноопределяющегося Марека.
 Я вовсе не хочу сказать, что историограф Двенадцатого Италийского легиона римской императорской армии Марк Публий Марон был брехуном. Просто вынужден признать, что его описание подвигов означенного легиона есть, по сути, единственное свидетельство быта солдат той далекой поры. Лжёт Марк Публий - глу и я.
 Звыняйте дядьку.
 И, с вашего позволения, я открываю журнал "Московский летописец", за номером 10, от декабря 1868 года. И здесь, на 26 странице, раскрываю исследование Илидора Ивановича Пальмина под интересным заголовком "Любовные утехи римских легионеров".
 А поскольку, каюсь - латинского языка знаю только в пределах шаблонных изречений, вроде "Sempo datur conctis, animi sapienta paucis" - то приходится верить Илиодору Ивановичу на слово.
 И вот  этот Илиодор и перевел для нас историю Италийского легиона по записям вольноопр..., пардон - центуриона Марка Публия Марона . Это намного позже писателей стали приравнивать к генералом. А у римлян они до пенсии выше сотника не поднимались.
  Так вот что интересно. Не знаю, как в оригинале, в а пересказе Пальмина Марк Публий о военных подвигах почти ничего не писал. То ли сам в первых рядах на врага не бросался, то ли  во время его  действительной службы достойных описания подвигов легион не совершал.
 Но зато Марон раскрыл нам подробности быта суровых солдат эпохи императора Адриана.
 И вот такая неприглядная картина вырисовывается.
 Это хорошо нам, с вершины целомудренного христианского воспитания, рассуждать о греховности. А они ж там, в Древнем Риме, даже не подозревали, что живут и любят  в эпоху античности. Они даже не знали, что незнание не освобождает от внимания любопытных потомков.
Вот и чудили, словно никакого бога над ними не было.
 Хотя, по сути, богов тогда было едва ли меньше, чем людей.
 Но давайте по порядку.
 В свое время я тоже учил Историю Древнего мира, процеженную через сито марксистско-ленинского догмата.Классовый подход, диалектический материализм...
 К счастью, ни древние римляне, ни даже Пальмин, ничего этого не учили. Они что видели, о  том и писали.
 А писали они так, будто в древнем мире добрые дела от дурных не отличались совсем. "Хвалу и клевету приемли равнодушно" - списал с них свою строку Пушкин. В древнем мире всякое событие воспринималось, как факт - без черно-белого варианта. И межличностные отношения ни в вину, ни в заслугу человеку не ставились.  -   Есть у тебя жена - хорошо.Есть любовница - еще лучше. Есть мальчик для утех  - совсем геракл. У самого императора в любовниках ходил красавец Антиной - так этот вообще был образцом любви и верности. И пока на тебя в суд за насилие никто не подал - твои , извините, постельные шалости никого не трогали.Помните, как у Апулея мельничиха сожительствовала с ослом? И ничего,даже мельник не возмущался.
 Но одно дело - когда жизнь обычного гражданина идет самотёком.
 И совсем другое - когда мужчина поставлен в суровые ряды непобедимых манипул. И тут уже вольница кончалась напрочь. И внутренне напряжение легионеров снималось организованным порядком.
 Надо помнить, что служили они  25 лет. От рядового до командующего когортой. И ту мужскую энергию,что пружиной зажималась в солдатских уставах, император и трибуны использовали исключительно с пользой для войска. То есть, высвобождение её подавалось каждому легионеру, как награда, как праздник.
 Ну, во первых. За двадцать минут до отбоя во всех десятках проводилось то, что можно назвать сбросом семени. Это был организованный акт самоудовлетворения. А пред рядом голых мужчин с глиняной чашей проходил нарочно на то учрежденный воинский чин, что-то вроде нынешнего каптенармуса.
 И содержимое чаши выплескивалось под корни кипарисов. Говорят - вырастали такие деревья до неба.
 К слову, напоминает Пальмин, отклоняясь от повествования Марона, и в русских палестинах, до церковного раскола, каждую весну на земельную полосу выходили бородатые отцы семейств и вручную взбрызгивали пашенку. Осеменяли её. Чтоб урожай был.   
 Уклониться от  процедуры легионерам было можно - это мы опять  переходим к Марку Публию. По болезни или мягкости тела.  Однако таких брали на карандаш.
 Но главное -во всех населенных пунктах империи, определенных к постою войска, сущетствовала на средства государства община незамужних женщин и вдов, именуемых passio. Их обязанностью было всемерное обслуживание войска.
 Всемерное, подчеркиваю. Причем, если к пассиям добровольно примыкала замужняя женщина - это считалось доблестью, и  она получала денежную награду.
 С женщинами в Древнем Риме вообще забавно всё. Надо знать, что гражданство и статус они имели по отцу или мужу, но в бытовом смысле оставались совершенно независимыми. В Империи существовал культ женщины-матери. И если женщина подавала в суд на мужчину - она выигрывала уже по факту заявления, без разбирательства дела. С бабой не судись - отголоски этого ведического завета и мы на Руси помним доныне.
 И девочка в те поры становилась женщиной не на супружеском ложе, а в храме.В оный день родители приводили дочь к алтарю Весты. И там уже священник-фламин творил некое таинство. На сей счет у него был особый  прибор из кипарисового дерева , именуемый пестиком. И вот девочка, входившая в храм вестой, выходила из   уже не вестой. Она была готова к замужеству.У молодой женщины был огромный выбор. Она могла выйти замуж по любви и по расчету. Она могла стать домохозяйкой, а могла учиться. Она могла даже вступить в женский легион и пойти по военной тропе.
 И она могла стать общедоступной женщиной.
 И это воспринималось просто, как факт.
 И если она попадала в общину пассий, это тоже был достойный выбор.
 Такие женщины до седых волос обслуживали армию.А на покое пользовались всеобщим уважением.
 Вы спросите - а как же дети?
 Ну, во первых, у пассий существовала целая наука безопасной любви. Были школы жриц бесплодия. Как и школы жриц зачатия.
 Во вторых - в городах существовали приюты для детей, прижитых пассиями. Из них Империя растила гвардию.
   И в третьих - пассия могла с ребёнком выйти из дела. И та же Империя брала неполную семью на полное обеспечение.
 Такие вот у них были нравы.
 Ну, а потом пришел Христос, и все стали безгрешными. Настолько, что уже две тысячи лет идут войны во славу высокой нравственности. И конца им не видно.
 И оно понятно. Христианские жрецы освящают орудия убийства во имя любви. А античные фламины вообще не должны были  видеть оружия.
 Представьте картину. Шагает легион. Тысяча усталых запыленных мужиков. В шлемах, со щитами и амуницией. И вдруг из-за поворота появляется бродячий священник- фламин.
 И весь легион...
 ...обращаю ваше внимание - вся тысяча могучих непобедимых солдат без всякой команды останавливаются и складывают оружие к ногам. А конные командиры обязательно спешиваются.
 Язычники, одним словом. Не то, что нынешнее племя