Добрый Алёша из хорошей семьи 1980г. Продолжение

Наталия Ланковская 2
ВЕЛОСИПЕД

Пошёл Алёша гулять с велосипедом, а вернулся без велосипеда.
- А где твой велосипед? - спросила мама.
- А я его Толику подарил! - отвечает Алёша.
- Как так - подарил? - удивилась мама. - Что у тебя, сто велосипедов, что ли?
- Велосипед-то у меня один, - говорит Алёша. - Но ведь у Толика вообще ни одного не было! Вот я и подарил: пусть катается.
- Ты, конечно, молодец, что не жадничаешь, - говорит мама, - ты добрый мальчик. Но велосипед - вещь дорогая, и он тебе самому ещё нужен. Так что пойди и забери его обратно.
- А что, разве можно дарить только то, что самому не нужно? - возразил Алёша. - И, во-первых, дарённое не отбирают!
- Но мы же не можем покупать тебе каждый день по велосипеду! - говорит мама.
- А по-моему, - сказал папа, - ничего тут страшного нет. Если даже Алёша и остался без велосипеда, мы всё равно должны радоваться, что у нас такой добрый сын.
- Я и радуюсь, - сказала мама. - Но я не хочу, чтобы моего сына из-за его доброты обирал каждый, кому не лень.
- Ты не права, - сказал папа. - Если человек что-то кому-то дарит, он сам, естественно, лишается этой вещи, но зато делает приятное другому человеку. Алёша должен это понимать. Надо так: подарил велосипед - молодец! Живи теперь без велосипеда. Подарил - обходись. Вот такое воспитание я считаю правильным.
- Это так, - вмешалась бабушка, - но Алёша должен понимать, что, делая такие подарки, он обижает родителей Толика. Он как бы говорит своим поступком, что они недостаточно заботятся о Толике, мало любят его, тогда как на самом деле у них, может быть, просто нет денег, чтобы купить велосипед! Нельзя так унижать людей, даже из самых лучших побуждений.
- С этим доводом я, пожалуй, склонен согласиться, - задумчиво промолвил папа.
- А я нет! - воскликнул Алёша. - Толик знаете, как велосипед хотел! Он уже давно хочет, а мама говорит, что не купит, потому что у неё оклад маленький. А других родителей у Толика вообще нет!
- Вот видишь, - сказала бабушка, - дело обстоит именно так, как я и предполагала. Есть такое понятие: такт. Твой поступок бестактен. Ты лишний раз напомнил Толику, что у него нет папы. Кроме того, ты вообще не имеешь права делать такие дорогие подарки, поскольку сам ещё ничего не зарабатываешь.
- Но ведь вы сами говорили, что велосипед мой! Раз он мой, значит, я могу делать с ним, что захочу. Хочу - сам катаюсь, хочу - подарю! А то сами купили, а сами потом жалеют!..
Тут все засмеялись.
- Милый мой, разве мы велосипед жалеем! Или денег! Мы тебя жалеем. И Толика. И Толикину маму.
- Да если вы Толика жалеете, то зачем же велосипед у него отбирать?.. Я ведь сам ему подарил!
- Ах, мой милый, - вздохнула бабушка. - Дело гораздо серьёзней, чем тебе кажется. Ты, я вижу, ещё не способен всего осознать.
- Пойми, - добавил папа. - Нам совсем не жаль велосипеда. И мы понимаем твоё желание сделать другу приятное. Но мы не можем согласиться с тем, чтобы ты, в твоём возрасте, выступал в роли этакого богатенького добрячка, который...
- Смешно мне вас слушать, - сказал дедушка, складывая свою газету. - Парень валяет дурака, разбазаривает вещи направо и налево, а вы сидите и рассуждаете про какой-то такт. Марш немедленно к Толику и забери у него велосипед!
- И вперёд ничего без спросу не дари! - сказала мама.

ДРАКА

Пришёл Алёша со двора домой, сам ладошкой глаз прикрывает.
- А ну-ка, что у тебя с глазом? - спросила мама. - Покажи-ка мне.
Посмотрела и ахнула. У Алёши весь глаз в синяке.
- Кто это тебя? За что?
- Ничего, мама! - говорит Алёша. - Не беспокойся. Я им тоже хорошо наподдал.
- Кому наподдал?
- Сашке с Виталькой. Они Игорька в ящик запихивали. За то, что он толстый.
- Какой ужас! - мама говорит. - И ты, конечно же, сразу полез в драку.
- Нет, не сразу, - говорит Алёша. - Я их сначала предупредил, а потом уже...
- Прекрасно! - воскликнул папа. - Это прекрасно и благородно! И пусть Алёша ходит теперь с подбитым глазом, мы всё равно должны радоваться тому, что у нас такой храбрый и добрый сын!
- Я и радуюсь, - говорит мама. - Но я не хочу, чтобы Алёша связывался с хулиганами. Тем более, с Виталиком и Сашей. Он ещё малыш по сравнению с ними. А они не перед чем не остановятся. От них весь двор плачет.
- Ты не права, - сказал папа. - Доблесть, к сожалению, всегда награждается тумаками, а не конфетами. Но каждый честный человек должен уметь защищать правое дело, даже если ему за это подбивают глаз. Надо так: видишь, что человека обижают, сразу вставай на защиту. Смело вперёд, и ничего не бойся! Вот такое воспитание я считаю правильным.
- Это так, - вмешалась бабушка. - Но Алёша должен понимать, что, действуя не рассуждая, можно и самому оказаться на стороне несправедливости. Он ведь не знает всей предыстории этой ссоры, всей сложности взаимоотношений между Игорем, Виталиком и Сашей. Может быть, Игорь сам был в чём-то неправ. А может быть, мальчики просто играли: они ведь больше подходят друг другу по возрасту, чем Алёша.
- С этим доводом я, пожалуй, склонен согласиться, - задумчиво промолвил папа.
- А я нет! - воскликнул Алёша. - И ничего они не играли. Думаете, так уж приятно, когда тебя в ящик запихивают? Вот если бы вас запихали, вам бы это понравилось?
Тут все на Алёшу обиделись.
- Милый мой, да ты понимаешь ли, что ты говоришь? Неужели тебе хотелось бы видеть, как твоих близких запихивают в какой-то ящик?
- Да не хочу я этого видеть! - закричал Алёша. - Никого не надо в ящик запихивать! Игорька тоже не надо!.. Он не виноват, что толстый.
- В том, что он толстый, он, конечно, не виноват, - согласилась бабушка. - Но, возможно, он виноват в чём-то другом. Дело гораздо серьёзней, чем тебе кажется. Ты, я вижу, ещё не способен всего осознать.
- Пойми, - сказал папа. - Мы не за то порицаем тебя, что ты вступился за друга, хотя драться вообще-то некрасиво. Мы только хотим, чтобы ты, перед тем, как предпринять какие-то действия, постарался разобраться в ситуации и правильно оценить её...
- Смешно мне вас слушать, - сказал дедушка, складывая свою газету. - Парень суётся не в своё дело, является домой с подбитым глазом, а вы сидите и рассуждаете о какой-то ситуации! Вы дождётесь, что он в поножовщину какую-нибудь влезет!.. Марш в ванную, умойся, и чтобы я о драках больше не слыхал! Чёрт знает что!
- Подожди, Алёшенька, - сказала мама. - Я тебе примочку к глазику приложу! В таких случаях, говорят, очень чай помогает.

(Окончание следует)