Рождение нового человека

Жарасбек Коргамбаев
Прежде кратко охарактеризуем коммунистическое общество в марксистском его понимании, от чего многие отказались, предпочитая собственнический мир и иллюзорную свободу человека, ассоциирующейся с накоплением вещей и свободным потреблением. Не случайно пределом мечтаний человека остается мир изобилия и сказочного богатства, порождаемого именно сохранением бедности и стремительным распространением пауперизации населения во всем мире — ростом процессов деградации человека. В представлении классиков марксизма, капитализм создает материальный базис того общества, основным принципом которого является полное и свободное развитие каждого индивидуума. Развитие человека не может иметь какого-либо ограничения и предела. Это такое же безграничное развитие, как и богатство того мира, в котором живет человек. В этом смысле человек не может не соответствовать обществу. В классово-антагонистическом обществе значение имеет богатство как таковое и его присвоение классами людей. И человек исторически становился в рамках вещных отношений и измерял себя ими. Но история отделяет человека от вещей, накапливая богатства на одной стороне, а на другой создавая нищету, и в мире уже огромное большинство людей выживает, полностью сосредоточенное на потреблении.
По мнению Маркса, человек будущего выступает неразделенным и цельным, соединяет в себе умственную и физическую деятельность. Его он представлял универсальным, интегральным индивидом. Разорванный и однобокий человек современной цивилизации никогда не сможет понять, как можно отделить от человека вещи, которые он потребляет, лишь присваивая, и без них сделать его богатым. Но усвоить богатства мира и сделать их своим можно, только отделив человека от  вещей, которые определяют его сознание и отношения с миром и самим собой. Просто с устранением отношений, построенных на товаре, значения приобретают личность и отношения, складывающиеся отсюда, и вещи приобретают смысл с точки зрения личности и впервые будут подчинены человеку и его развитию в сказанном смысле. Тем самым вещи в жизни каждого будут занимать то место, какое они имеют на самом деле. Жизнеобеспечение каждого человека станет делом общества, а не заботой отдельных людей. На современном этапе своего развития общество уже способно обеспечивать всестороннее развитие каждого человека при разумной организации общественной жизни, подчиненной интересам развития каждого. И об этом говорил еще Ф. Энгельс.
В коммунистическом обществе, таким образом, развитие человека становится самоцелью, точно так же как капитализм превратил в самоцель производства прибавочной стоимости, увеличивая до предела прибавочный труд. И именно потому, что объективно этот уровень достигнут, в мире разлагаются производительные силы, созданные капитализмом применительно к производству вещей. И это переворачивание уже происходит и переворачивает и наше сознание, но слепо. И здесь речь идет о становлении механизмов развития человека, на котором будет основано развитие нового общества. Согласно представлениям классиков марксизма, новое общество есть ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.