Дюнкерк, 2017

Савелий Грамматик
 Кристофер Нолан - это знак качества. Апологет 2D и плёнки, снявший культовую трилогию про Тёмного рыцаря, "Престиж", "Начало" и "Интерстеллар", отошёл от фантастики и обратился к жанру военного фильма
И то, как он предоставил зрителю такой малоизвестный широкому зрителю эпизод II Мировой, как операция "Динамо", ещё раз доказывает его мастерство.

  Эвакуация более чем 300 тысяч солдат союзников, окружённых фашистами у Дюнкерка - не самый известный эпизод в войне; есть много более кровавых и известных моментов и масштабных битв, но Нолан именно через это и показывает нам, что война - это война на всём своём протяжении, от самого начала и до самого конца, в каждом месте, каждую минуту. В фильме не очень много диалогов, но необходимый эффект достигается другими средствами (само отсутствие длинных диалогов - и есть одно из этих средств). "Дюнкерк" пропитан напряжением, пропитан безысходностью - и упорством, ожиданием спасения - и предвкушением смерти. Это томительное ожидание, стремление наконец вырваться отсюда, во чтобы то ни стало, это желание командования спасти своих людей - но и бессилие перед лицом обстоятельств и "стратегических планов", нудность войны и стыд людей за то, что они "всего лишь спаслись" в условиях, когда и выжить - это подвиг. Очень хорошо то, что в фильме нет пропаганды и пафос минимален и вполне уместно вписан в картину...

  В "Дюнкерке" у нас есть крепкие актёрские работы (среди прочих - Кеннет Брана, Том Харди и Киллиан Мёрфи, но, к сожалению, нет Майкла Кейна, который снимался в 6 предыдущих фильмах Нолана вподряд, начиная с "Бэтмен: Начало"), отличные спецэффекты, прекрасный монтаж и потрясающий звук, отличный саундтрек Циммера...

  Однозначно, "Дюнкерк" - это очень качественное, отличное кино, может, не лучшее у Нолана, но он настолько выше среднего уровня, что даже так "Дюнкерк" оказывается одним из лучших фильмов года и одним из лучших военных фильмов Голливуда.

8 из 10