Искушение Кудеяра

Воловой-Борзенко
ИСКУШЕНИЕ КУДЕЯРА

В старинной народной песне про двенадцать разбойников рассказывается о человеке, который пришел к богу и оставил свои злодейства. Идея служению богу является центральной в истории жизни разбойника. Но давайте несколько по другому взглянем на смысл песни и попробуем найти другой менее очевидный смысл, скрытый под религиозным одеянием...

Жило двенадцать разбойников,
Жил атаман Кудеяр.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Жестокие разбойники не просто грабили, но лишали жизни "честных христиан", и уже в этих строчках пробивается другой смысл, который будет осуществлен. А есть оказываете "нечестные христиане", все-таки христиане, пусть неправильные, и вот эти неправильные христиане убивали из корысти правильных христиан. Но если так, то нужно лишь желание перейти из неправедных в праведных.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Надо сказать, успешными, неуловимыми и осторожными были разбойники. Наполнилась их казна златом, получил "вождь" желаемого, и вот тогда, о чем не говорится в песне, но подразумевается, захотелось ему красавицу, и он, а на это вообще не обращают внимание, организовал, выражаясь современным языком "экспедицию" в далекий Киев, который и славился красавицами, ведь красавицы по дорогам не шастают, а живут в теремах, вот и пришлось на этот раз проявить молодечество и выкрасть "девицу-красу". Разумеется, разбойничья сноровка тому способствовала, но осуществил Кудеяр идею другой русской народной песни - "Живет моя отрада в высоком терему... " И ведь не просто же так он выкрал, а наверно тайно поселился, пожил, присмотрел девицу, а потом и стащил девицу из под носа родителей. "Выкрал" говорит о том, что девицу не так легко было добыть...

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

С тенью осуждения звучит в песне описание любовных утех. Его любаву небрежно называют "полюбовницей", но для нас здесь важно, что девица полюбила разбойника, что она отвечала ему взаимностью, не отвергла, не закручинилась, не запросилась домой.. И, конечно, то что, ее "полюбовник" продолжает творить "набеги" и грабежи, переносит осуждение и на нее...

Но вдруг вождь разбойников прозрел. Господь разбудил совесть. Вопрос, почему он не разбудил ранее, до похищения девицы, а может быть девица и была той искрой, которой должен был осветиться темный духовный мир разбойника?.. Бог послал девицу во искупление грехов, чтобы размягчить душу злодея и направить на истинный путь. Так или иначе, смысл заключается в благом деле бога, который пресек действия злодея и разбудил его душу. Девица, как-то отодвигается в сторону, это главная заслуга всевышнего, даже если он и направил девицу.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь пошёл
Богу и людям служить!

И вот оно осияние творца превратила разбойника в инока, в служителя людям и богу!.. Доброе дело сделалось и для спасения души Кудяра и для людей. Таким образом из "нечестного" Кудеяр превратился в "честного" христианина и стал строго соблюдать каноны веры. Вроде все завершилось замечательно. Остался только один вопрос, а что стало с "полюбовницей", куда делась дева-краса?.. Песенка как-то скромно умалчивает, что брошены были не только разбойники, но и любовь, которую он с трудностями утащил из под Киева.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим,
Как в Соловках нам рассказывал старец чесной Питирим.

В суровом крае жил далее Кудеяр, и совесть за обманутую девушку, которая его любила и была брошена, как-то не беспокоился, ведь факт служения богу искупает все остальные грехи, в том числе и предательство в любви... Но, можем ли мы согласиться с подобным исходом, является ли это действительно народный лейтмотив исхода событий. Может быть, некие хитро умные религиозники, заметив, что песенка весьма популярна в народе решили переделать на свой лад, стали распевать у себя в кельях, укрепляя веру свою и народа?.. Быть может изначальный смысл песни был утрачен, и именно бросил Кудеяр не из любви к богу, а из того, что совесть его пробудила девица, что именно она повлияла на то, чтобы он покинул лихих своих товарищей?

А чтобы придать песне религиозный смысл и увести от логичного, что девица повлияла, что любовь заставила Кудеяра бросить разбой, создается весьма сиволическая кагорта из 12 разбойников... Почему двенадцати, спросите вы, почему не не десяти или двадцати, или тридцати?.. Просто так ли прозвучала именно эта цифра, в песне которую распевают святые отцы в своих обителях и капеллах?.. Вовсе не случайна. Таким образом, те, кто отрывал от народа и переделывал песню делают проекцию на 12 ближайших сподвижников Христа: "согласно евангельскому повествованию (, во время Своей земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которые и называются апостолами от двенадцати".

Кудеяр стал проекцией Иисуса, только в отрицательном смысле, он нашел не 12 праведников, а двенадцать разбойников, но он сумел очистить свою душу, Бог послал ему благую весть и он стал праведником, так было разрушен зло, а символ выступил как показатель того, что бог следил за этими людьми, что он давал этой историей знак другим людя, не пришедших в веру, что пора бросить все и идти в монастырь.

Таким образом народная песня стала служить цервки и утратила свой первоначальный смысл, который возможно был совсем другим. Но избежать противоречий не удалось, потому как придя к Богу, Кудеяр предал свою любовь...