26. Формирование интеллекта

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Второй Возраст не зря называют «латентным».  Все самое существенное происходит незаметно для постороннего взгляда, в разуме. «Ведущая деятельность» в этом Возрасте – не школьная учеба, не возрастные игры; не действие, а мышление – строительство мировоззрения из тех самых отдельных моделей отдельных событий, фрагментов воображаемого бытия. «Психофизический параллелизм» (по Вундту) начинается именно сейчас. Жаль, что схема теоретического моделирования слишком сложна и громоздка для научно-популярного дискурса, она прекрасно, выпукло и выразительно демонстрирует масштаб перемен, вызванных «кризисом семи лет». Интерес и отчуждение, инициатива и послушание, доверие и враждебность – все, все теперь другое, потеряло определенность, распалось на виды, обрело оттенки. Как будто белый цвет графического рисунка явил свои спектральные колера. Все «сознательное» утратило прежнюю однозначность, стало либо «осознанным», либо «предсознательным», произвольным или безотчетным; пойди разбери.
   
    Ну, давайте попробуем. После замыкания (через сослагательную зону) самых первых гиперциклов Второй сигнальной началось и продолжается по нарастающей формирование аппарата теоретического мышления, т.н. «интеллекта». Это волшебное свойство разума видеть скрытое и совершать немыслимое: создавать «мысли». По большей части, тайны интеллекта не раскрыты, но одну из них – главное волшебство – автор готов поведать читателю. Это – воля. От «природного ума», сформированного в Первом Возрасте, интеллект отличается – дисциплиной: не он руководит человеком, а человек подчиняет его себе.
    Вспомним, что дошкольник не мог контролировать свои эмоции, которые управляли его поведением, конкурируя при этом с сигналами внешней среды. Но, в отличие от окружающей действительности, с вызовами которой можно справиться с помощью «природного ума», эмоциональные проблемы до ума дошкольника просто не доходят – на то они и проблемы. Ребенок их не видит! Произвольность мышления в том и состоит, что внимание школьника обращается на его собственные проблемы; контроль над их решением позволяет управлять своим поведением. Это и есть «осознанность». Она требует именно сослагательного наклонения: ведь осознать проблему – не значит ее решить… Но попробуйте объяснить это дошкольнику! 

    Сознание бодрствующего человека работает в трех основных режимах. (1) Предсознательный режим – когда в привычных условиях мы выполняем привычные действия. Даже рабочий у конвейера не действует полностью бессознательно; его внимание более или менее направлено на наблюдение внешней обстановки и собственных движений. Во избежание проблем. Но работает только Первая сигнальная, Вторая – «спит», (2) Режим мобилизации – включается, когда проблемы появляются, и их нельзя решить на ходу, экспромтом (в наглядно-действенном режиме). В нестандартной ситуации требуются нестандартные стратегии для нестандартных решений. Сотрудничают обе сигнальных. (3) Режим размышления – когда Вторая сигнальная формирует более или менее общие стратегии решения более или менее общих проблем, не связанных с выполняемыми действиями; самыми элементарными и самыми привычными – чтобы не отвлекаться. Никакие решения не принимаются, поэтому Первая сигнальная «спит». Полноценная работа интеллекта, как видим, требуется только в режиме мобилизации: абстрактная проблема обретает конкретную форму теоретической модели, и на ее решение обращено все внимание человека в процессе теоретического мышления. Этот режим и является общим случаем; а рефлексия воли регулирует степень мобилизации Первой и Второй.

    Обычно словосочетание «абстрактно-теоретический» не разрывается; будто бы «теоретическое» и «абстрактное» отличаются только нюансами. Ничего подобного. Художественное мышление, с которым мы познакомились на примере абстрактной графики,  как раз и предназначено для непосредственной реализации абстракций.  Артистическая имперсонация, которая развивается не только в детском творчестве, но и в сюжетно-ролевых играх, являет собой другой пример абстрактно-действенного мышления… А бывает конкретно-теоретическое мышление? А то.
    А. Бандура посвятил ему большую часть своего свободного времени и, разумеется, поделился результатами наблюдений; в частности, концепцией «кодирования». Вербальное кодирование: воспроизведение про себя словом предстоящего поступка. Образное кодирование: то же самое, только с помощью образов. Кодирование извне: воспроизведение (в воображении) процедуры действий с позиции стороннего наблюдателя. Кодирование изнутри: то же самое, только путем самонаблюдения. Как соотносятся эти способы моделирования, можно проследить на примере спортивной тренировки, когда спортсмен представляет себе сложную последовательность действий, которые надо выполнить быстро и точно. Это образное кодирование изнутри. На соревновании спортсмен воспроизводит закрепленные в мышечной памяти упражнения, применяя вербальное кодирование изнутри (образное слишком тяжеловесно!). Высших результатов в спорте можно достичь, только освоив внешнее кодирование; причем «освоение» здесь означает и умение связать его с внутренним. Для этого надо видеть себя со стороны и обладать развитой рефлексий слова. Ничего этого нет у дошкольника; вербальное и внешнее кодирование формируются только во Втором Возрасте – так же, как и интеллектуальные режимы мышления. Все они вырастают, как из куколки, из «природного», – то есть, базального – ума. Развиваясь в сослагательную область, все дошкольные рефлексии внимания образуют новое видовое качество. Более того, закрепленные рефлексы Первой сигнальной ищут и находят здесь, в сослагательной зоне, замыкание, не зависящее от среды; образуют новые родовые рефлексии. (То есть – «интериоризируются» в терминологии Выготского.) Как малыш рассматривает изменчивый мир вокруг себя, так и школьник концентрирует и распределяет свое внимание на теоретической модели этого мира – и она тоже меняется и живет!

     «Онтологический митоз» составляет суть и смысл любого кризиса, любой революции. Это когда оказывается, что в привычных понятиях (и словах) таятся два разных смысла – и обнаруживаются на практике. Как будто ветка, очнувшись от зимней спячки, дает два новых побега: один приносит плоды, а другой растет дальше – но в другую сторону. В сторону фантазии и мечты. «Режим размышления» формируется и закрепляется, когда модели детского интеллекта все меньше соответствуют действительному положению дел, и все больше – должному.  Результаты этих размышлений  (так называемые «мысли») все реже воплощаются в поступок и все больше – в оценки и мнения. Недаром древние китайцы называли образ жизни совершенномудрого «недеянием».