Роза

Александр Андриевский
В небольшом сибирском посёлке ***,  наша семья, состоявшая из восьми человек, жила без малого два десятилетия.      

В  него наша семья переехала жить в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году.

Отцу, работавшему в лестранхозе, на заготовке  деловой древесины, дали квартиру в бараке, что находился возле реки Хилок.

В  бараке наша семья прожила шесть лет. Квартира состояла из кухни и комнаты. Большую  часть кухни занимала русская печь.   

Отцу, как бывшему фронтовику, участнику Великой Отечественной войны, вскоре дали квартиру в двухквартирном доме, что находился недалеко от железной дороги и железнодорожного клуба. 

Переехали в этот дом жить мои родители в тысяча девятьсот шестьдесят втором году, во второй половине июля.

По всем параметрам, новое место нашего жительства было лучше прежнего, начиная с того, что в доме этом было две квартиры. В новой квартире было две комнаты: одна была детской, вторая - спальней для взрослых.

Кухня была больше, чем та, что была в прежней квартире. В ней можно было поставить кровать возле окна.

Во дворе дома располагались хозяйственные постройки. За ними находился огород площадью двадцать соток.

Прежде, чем переезжать на новое место жительство, мать решила вывести тараканов; их в  новой квартире было великое множество. В квартире, все комнаты были отделены друг от друга  перегородками из половой доски; даже  потолки в ней были обшиты  половой доской; так что тараканам было много места для житья.
 
Несколько раз мать травила тараканов дустом, затем обваривала все перегородки кипятком, но их количество не уменьшалось. Она приходила проветривать её от отравы и видела как тараканы задорно шевелят усиками, сидя на потолке и на перегородках.

Кто-то из знакомых посоветовал ей жечь в русской печи резину, старую обувь; после этого закрывать её задвижку, чтобы угарным газом уничтожить тараканов. Но увы! Тараканы благополучно пережили все напасти и продолжали жить в ней; ничто их не взяло: матушка природа позаботилась о них; снабдила их всем необходимым для жизни на планете Земля и для выживания в неблагоприятных условиях.

***

Шестидесятые годы прошлого века стали незабываемыми. В октябре тысяча  девятьсот шестьдесят четвёртого года сняли со всех постов и должностей Хрущёва. При Брежневе сразу же исчезли очереди за хлебом, в продуктовых магазинах страны.

Хрущёв, в годы своего нахождения во власти, не разрешал проводить Парады Победы 9-ого Мая. Но несмотря на это, День Победы Советский Народ всегда отмечал. В этот день фронтовиков чествовали не только на митингах, но и на собраниях: в трудовых коллективах и в Домах Культуры.

В нашем посёлке, в День Победы, жители ходили к обелиску, возле которого проходил митинг, а вечером, в железнодорожном клубе, перед ними выступали приезжие артисты. После их концерта или перед ним, участников Великой Отечественной войны всегда награждали ценными подарками и деньгами.
   
В первой половине шестидесятых уехали на учёбу в профтехучилища две старшие сестры и старший брат Владимир.
 
Время шло незаметно. Скоро отец пошёл на пенсию. После ухода на пенсию он стал болеть. Первые года он держался, даже ходил работать на колхозную пилораму, на которой работал один из его друзей.

***

В один из летних дней я пришёл домой с рыбалки. Великим было моё удивление, когда в комнате родителей увидел небольшую кадочку, стоящую на табуретке. В ней красовалась роза. 

- Мама, кто тебе дал розу?- спросил я сразу же у матери.

- Розу отцу дал кто-то из его друзей,- ответила она.- Он принёс её и говорит мне: - Такие  розы растут в Болгарии. Он же освобождал Болгарию. Теперь он её поливает. Мне говорит:- Буду её поливать.

Что-то очень дорогое напоминала роза отцу, потому что он заботился о ней всегда; он не только поливал её, но каждый год менял землю в кадке; роза, в знак своей благодарности часто цвела. Когда она цвела, он подходил к ней, прикасался к ней руками и вдыхал  аромат её цветов; лицо его становилось грустным; в это время он, похоже, в воображении был где-то далеко, в своём прошлом.   
 
Однажды мать сказала ему: - Надо розу убрать из комнаты. Она же ночью кислород  съедает. У меня из-за этого, наверно, голова болит?

Никуда не убирай её!- ответил отец. - Форточки в комнате для чего? Открывай их чаще! Вот и не будет роза тебе мешать, и голова у тебя болеть не будет. Пусть стоит она стоит месте. Роза ведь живая. Когда я прихожу с работы домой и захожу в комнату, то она радуется мне: я сразу же слышу её запах. А ты как думала? Я стою возле неё и на душе моей становится хорошо!

***   

В год Тридцатилетия Победы Советского Народа в Великой Отечественной войне, в апреле, к родителям зашла соседка, живущая в доме напротив.- К нам, сейчас, зашёл фотограф со службы  быта. Он фотографирует желающих заказать портреты. Нынче год юбилейный. Может быть его отправить к вам? - сказала она матери.

- Отправляй,- согласилась мать. Она знала о том, что дни жизни нашего отца сочтены. Время доказало правильность её поступка. Отец наш таял на глазах от смертельной болезни; в начале июня он ушёл из жизни.

Перед его уходом из жизни, роза, отцвела. Неожиданно, для всех она зацвела, вопреки всем законам природы.  Мать подходила к ней со слезами на глазах и долго смотрела на неё.

В один из первых дней июня, она была в огороде, когда я открыл калитку огорода и вошёл в него. Она полола грядку лука от сорняков.

Увидев меня, уголком носового платка коснулась глаз. - Сынок,- она печально посмотрела на меня.- Отец скоро уйдёт из жизни.

- Мама,- я был удивлён её словами. - Почему ты так говоришь?

- Роза снова зацвела. Вот почему. Она же совсем недавно цвела и снова зацвела. Не зря роза цветёт. Отец её принёс от друзей. Он всегда говорил мне, что даже растения живые. Так вот: роза прощается с ним; хочешь верь, хочешь, - не верь!

***

Всё произошло так как сказала мать о том, что вскоре произойдёт. Отец и в самом деле скоро ушёл из жизни.

После незабываемого разговора с ней, я зашёл в комнату и подошёл к кадке, в которой росла роза: её листья и крупные красные цветы были влажными. Быть может, в этот момент она так говорила людям о том, что человеческая душа не знает смерти? Об этом можно только догадываться.

Вскоре я уехал из деревни в Иркутск, а мать переехала жить в районный город. В этом городе жил её родной брат, который помог ей купить дом и устроил на работу в  ДОСААФ уборщицей.

Через пять лет она пошла на пенсию, но продолжала работать ещё пятнадцать лет.
Я часто приезжал к ней в гости. В комнате, возле круглого стола, в кадке стояла роза. Увидев, что стою возле неё, она однажды сказала мне: - Розу я забрала с собой из деревни. Её отец любил. Он правду говорил, что она живая. Подойду к ней, посмотрю на неё и на душе легко становится; вспомню отца, будто бы вижу его и говорю с ним.