Медвежьи ушки

Наталья Катаева-Вергес
        Вы поняли, о чём пойдёт речь? Конечно же, о пельменях.
        Своё первое знакомство с пельменями я не помню, но родные рассказали мне вот такую историю. Когда у меня появились первые зубки, родители решили, что пора «прикармливать» ребёнка, то есть давать ту пищу, которую употребляют взрослые... И надо же было такому случиться: именно в тот момент, когда пельмень уже был в моих руках, в комнату вошла патронажная сестра.
        - Ой, что вы делаете! Ей ещё рано давать такую пищу! - вскрикнула она.
        Видимо поняв, что пельмень у меня сейчас отберут, я быстро засунула его в рот и проглотила… Родные часто вспоминали об этом случае.
        Уже гораздо позже я узнала, что история происхождения пельменей уходит вглубь веков, предполагают, что появились они впервые в Китае, их там называют цзяоцзы, баоцзы. А слово «пельмень» пришло к нам из финно-угорских языков. «Пельнянь» - «пель» - «ухо», «нянь» - «хлеб».
        На Урале и в Сибири пельмени лепят всей семьёй. У каждой семьи есть свои ритуалы, свои любимые начинки. Вот и у нас суббота всегда была посвящена созданию «медвежьих ушек».
        Отец – «пташка ранняя», просыпается первым и делает пельменное тесто. Потом к нему присоединяемся мы с мамой.
        Волосы у отца тяжёлые, густые, всё время падают на лоб, поэтому он надевает на голову платок, завязывая его с четырёх сторон узелками.
        - Раскатывай ровнее, - говорит он мне.
        - Да какая разница, - отвечаю я.
        Он сердится.
        - Отойди.
        - Да ладно, ладно, - говорю я примирительно и начинаю старательно раскатывать тесто, делая аккуратные кружочки, но стОит ему отлучиться, как я снова начинаю халтурить.
        Мама только варит пельмени, предоставляя возможность основную работу делать нам с отцом, потому что места за столом мало, но иногда, когда мы устаём, тоже включается в процесс лепки.   
        В один пельмешек мы кладём монетку. Это «счастливый» пельмень. Наверное, его всегда делают для того, чтобы люди не торопились и тщательно пережёвывали пищу.
        И вот пельмени, наконец, готовы. Приходят гости, мы садимся за стол.
        Мама выносит на огромном блюде дымящиеся пельмени. Какой аромат исходит от них!
        Гости потирают руки, «крякают» от удовольствия, раздаётся звон посуды, пельмени перекочёвывают в тарелки поменьше...
        Пристрастия у всех разные, поэтому на столе всегда находятся и перец, и горчица, и уксус, и сметана.
        Дегустация проходит в тишине, все осторожно пережёвывают пельмени, и только потом бросают какую-нибудь фразу:
        - Какое мясо сочное!
        - Эх, соли маловато!
        Наконец, кому-то попадается «счастливый» пельмень с монеткой, все облегчённо вздыхают, поздравляют счастливчика, как будто он выиграл в лотерею, и вскоре, начинается веселье, потому что можно расслабиться: монетка-то уже найдена!..
        Гости соревнуются в остроумии, рассказывают разные истории, и мы, дети, с удовольствием слушаем эти рассказы... Так интересно! И всё это благодаря «медвежьим ушкам»!