Спустя много лет...

Вячеслав Кисляков 2
    Встречи  выпускников в ЛМУ в 1998  и в  2008 годах.

    Я пью за истинных мужчин, но так назвать  могу немногих… За тех в ком есть и «муж» и «чин» -  умом и сердцем не убогих.  В ком ширь натуры от гусар, от них же красота и светскость, в ком не угас любовный жар, хоть в наше время это редкость. За тех я пью, кто никогда друзей на злато не меняет,  в беде и радости всегда любви и дружбе цену знает, кто знамя славное семьи несет над миром, как святыню, кто щедр и искренен в любви, кто видит в женщине богиню. Я пью за вас не без причин, за вашу нежность и участье. Пусть мало истинных мужчин, но есть они, и это счастье!!!

     В 1996 году Мурманское пароходство было первым в России сертифицировано Российским морским регистром судоходства согласно требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ). Это было очень большое дело для ММП. И мне приятно сейчас вспомнить, что у истоков этой сертификации стоял и я. Потом было много других подтверждений сертификаций пароходства на МКУБ, и в каждом таком подтверждении я принимал самое активное участие. Так что заслуга моя в работе СБМ была всем заметна.

     1997 год прошел, кроме обычной моей работы, в поисках выпускников ЛМУ и в переписке с ними, для подготовки встречи в стенах училища спустя 30 лет с  его окончания. В конце 1997 года (с 15 по 26 декабря) я находился в Санкт-Петербурге на курсах повышения квалификации, которые проводились при ГМА им. С.О.Макарова представителями ГУРа – Главного управления Регистра РФ.

     Находясь на курсах, я организовал нашу первую встречу с десятком ребят – выпускников ЛМУ. Встречу провели в гостинице, где я жил. Благо, что у меня был большой трехместный номер. Закуску и выпивку каждый принес с собой сам. Я же купил штук пять больших куриц и приготовил их в гостинице на кухне. Получилось все как нельзя лучше – и  дешево и сердито.

     В ноябре 1996 года  я подготовил, а затем разослал нашим выпускникам, чьи адреса у меня были,  письма. С этих писем и начались мои поиски ребят, чтобы собрать их на нашу встречу, которую я запланировал на июль 1998 года.

     Немного из истории мореходных училищ России и ЛМУ в частности.
     МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА — специальные учебные заведения для судоводителей гражданского флота в России. Первая школа в России для подготовки штурманов для Байкальского озера и Охотского моря была основана в 1753 г. в Иркутске. В течение XVIII и начала XIX в. были основаны навигацкие школы в Кеми, Холмогорах, Архангельске и Санкт-Петербурге, но эти первые М. У. не имели успеха и вскоре были упразднены. Прочное основание развитию мореходного образования было положено лишь в 1829 г., когда в Санкт-Петербурге было учреждено 1-е училище торгового мореплавания с 4- летним курсом. В 1834 г. аналогичное учебное заведение было открыто в Херсоне, а в последующие годы и в других городах.

     В 1867 г. было издано новое положение о мореходных классах. Классы были разделены на 3 разряда для подготовки к званиям: 1) штурмана каботажного плавания; 2) шкипера каботажного или штурмана дальнего плавания и 3) шкипера дальнего плавания. К 1837 году число классов в России достигло 41. В 1902 году все мореходные классы были закрыты и взамен их в течение 3-х лет открыты учебные заведения, согласованные с требованиями нового закона от 6 мая 1902 г., по которому судоводительские звания разделены на 2 степени — капитана и штурмана, а каждая степень на 4 разряда. Открытые после 1902 г. мореходные учебные заведения разделялись на 4 разряда: училища дальнего и малого плавания для подготовки на штурмана I и II разрядов и мореходные школы для подготовки на штурмана III и IV разрядов. Для судовых механиков были учреждены школы 2 типов. В 1909 г. система судоводительских званий была упрощена, но система учебных заведении оставлена без изменений.

     В феврале 1919 года соединенные училища Питера были преобразованы в Петроградский техникум водных сообщений (с 26 января 1924 года — Ленинградский морской техникум).

     Хочу напомнить, что 5 марта 1945 года, когда еще продолжалась Великая Отечественная война, предвидя важную роль морского транспорта в восстановлении и развитии страны, в целях улучшения подготовки командного состава для морского флота, Государственный Комитет Обороны принял решение о реформе морского образования. На основании постановления ГКО и решения Совета Народных Комиссаров в июне 1945 года было открыто Ленинградское мореходное училище (ЛМУ). В постановлении ГКО было предусмотрено, что средние мореходные училища являются учебными заведениями закрытого типа, готовящими высококвалифицированных, культурных и дисциплинированных командиров морского флота. Курсанты училищ находились на полном государственном обеспечении...

     Первоочередной задачей, стоящей перед коллективом ЛМУ, стало восстановление разрушенною за годы блокады здания, в котором участвовали как сами курсанты, так и весь преподавательский состав. В 1946 году учебный корпус был восстановлен. В 1964 году было введено в строй пятиэтажное здание общежития площадью 2970 кв. метров, рассчитанное на проживание 632 курсантов. В 1975 году построено здание нового общежития со встроенной столовой и санитарной частью. В 1979 году был введен в эксплуатацию плавательный бассейн.

     До 1991 года ЛМУ готовило специалистов судоводителей, радистов и эксплуатационников. После объединения в 1990 году с Ленинградским арктическим училищем ЛМУ было преобразовано в Морской колледж Санкт-Петербург. К существовавшим ранее, добавились новые специальности: судомеханическая, электромеханическая, геофизическая и арктическая. Одновременно создавались новые лаборатории, оснащенные новыми техническими средствами, в том числе тренажерами и компьютерами.

     На всех этапах деятельности ЛМУ большое внимание уделялось повышению квалификации и педагогического мастерства преподавателей. Многие преподаватели, такие как Л.Н.Белоусов,  М.П.Чернин,  О.А. Васильев,  Б.Е. Китаевич,  Г.Б. Григорьев,  Г.Л. Ситкевич, проработали в училище не один десяток лет. Их труд отмечен высокими наградами: орденами, медалями, почетными знаками и званиями. Постоянно перерабатывались учебные программы и планы, в которые вносились изменения и дополнения, вызывающиеся производственной необходимостью работы на судах, в портах, на арктических станциях, введением новых образовательных стандартов.

    Существенному улучшению профессиональной подготовки способствовало создание   авторским коллективом училища учебников и учебных пособий по всем специальным предметам. Среди авторов учебников преподаватели ЛМУ Ф.Ю. Белан,  В.Я. Белов, П.П. Волков, И.М. Гавриленко, Н.Б. Кудревич, B.C. Ковальчук, СБ. Мельников, АЛ. Орехов, И.П. Широких и другие. Большой вклад в обучение и воспитание курсантов внесли преподаватели Л.Н. Белоусов, Б.Е. Китаевич, О.Л. Васильев, В.Л. Писарев.
    За годы своего существования Санкт-Петербургский морской колледж (ЛМУ и ЛАУ) подготовил 25016 специалистов. На дневном отделении было подготовлено 19841 человек, в том числе по специальностям:  судоводительской – 2680;  радиотехнической – 5994;  электромеханической -2559;  судомеханической – 4288;  арктической – 2144;  эксплуатационной -1778;  административно-хозяйственной - 398. На заочном отделении, открытом в 1956 году, подготовлено 5175 специалистов: судоводителей -1223;  радиотехников -1159;  эксплуатационников – 390; - судомехаников -1374;  электромехаников – 999;  арктической специальности - 30.
 
     За весь период существования ЛМУ огромный вклад в развитие материальной,  учебно-лабораторной базы и в подготовку высококвалифицированных специалистов для флота внесли начальники училища разных лет:
Арский Федор Максимович, капитан 1 ранга  - (1948-1958 гг.);
Ковальчук Виктор Семенович - (1959-1985 гг.);
Ситкевич Генрих Леонидович - (1985 - 1986 гг.);
Трубников Геннадий Васильевич - (1986 - 2004 гг.);
Григорьев Николай Николаевич (с 2004 г. по 2008 г. он еще был).

    Ну, да хватит истории. В конце ноября 1996 года Миша Суслин по делам службы был Питере и  посетил ЛМУ, где встречался с действующим  тогда начальником ЛМУ - Трубниковым Г.В. Он заручился у него, чтобы нам оказывали помощь в организации встречи выпускников  в стенах родного училища в 1998 году.

     Для себя, в начале 1997 года, я определил следующие задачи, которые состояли в поиске адресов наших ребят, рассылке им писем по организации встречи и установления телефонных контактов. Время встречи я также запланировал на 11 или 17 июля 1998 года.
Это должно было быть, прежде всего, летнее время, когда большинство ребят могли находиться  в отпусках. А во-вторых, это должна была быть суббота, когда у ребят, работающих  в Питере, будет выходной день. Некоторые хотели, чтобы я организовывал встречу в день окончания училища, т.е. 01 марта 1998 года. Но, я это отклонил, ввиду того, что в 1998 году еще было много наших ребят, которые жили в Мурманске и Архангельске, а ездить всего лишь на пару дней  в  Питер,  всем нашим северянам было не  очень удобно, и к тому же, накладно. Тем более, что с Северов в южную сторону  в отпуск люди идут в основном только летом. А Питерским выпускникам, которых набиралось больше 20 человек, в принципе  было все равно. Они жили ведь в пределах линий метро.

    На январь-февраль 1998 года я планировал установить уже непосредственный контакт с руководством училища, чтобы обговорить с ними конкретные вопросы по организации нашей встречи. А уже в апреле-мае я хотел разослать всем ребятам официальные приглашения на торжественную встречу 30-летия окончания училища с уже конкретной датой нашего  сбора. Во многом мне помогал в Санкт-Петербурге Витя Шкаруба, с которым мы встречались  и в 1997, и 1998 гг., когда я бывал в гостях у дочки в Ольгино.

    К апрелю 1998 года определилось, что на встрече будут присутствовать более 30 выпускников, а с женами и детьми количество их увеличится до 50 человек. Договорился с руководством училища, что для встречи ребят училищные повара приготовят все необходимые закуски, а каждый выпускник принесет свое спиртное, кто и сколько посчитает нужным. Коля Сорокин, который работал на заводе шампанских вин, пообещал обеспечить ребят шампанским. От училища ответственным за организацию встречи был назначен Генрих Леонидович Ситкевич, которого мы  знали еще со времен нашей учебы в ЛМУ.
    Пригласили мы и своих преподавателей, таких как, Лев Николаевич Белоусов (Морячина) и англичанку Киру  Петровну Алексееву. Были также на нашей встрече и две наши библиотекарши, которых мы все  хорошо знали и помнили.

     В последние дни мая я позвонил Суслину Мише, Ивашкину Саше и Шкарубе Вите, где определил, что встречаться мы  начнем  в 10 часов утра 11 июля в садике перед училищем, учитывая, что не все ребята одновременно начнут подъезжать на Большой Смоленский, 36. Этот вариант я предусматривал на случай, если будет стоять  хорошая погода, ну, а если погода не позволит, то будем  встречаться в вестибюле ЛМУ. После того, как все соберутся около училища, то дальнейшие события мы продолжим в читальном зале училищной библиотеки и в новой столовой. После всех организационных мероприятий должен был состояться торжественный обед в столовой училища, где будут накрыты столы для всех участников встречи. Деньги на оплату застолья должен был собирать со всех ребят Витя Шкаруба, о чем мы договорились заранее со всеми ребятами.

    Я, как главный организатор встречи, приехал с женой Аленой к училищу в 09 утра. С собой я взял еще и  своего зятя – Сашу, который должен был все снимать на видеокамеру и на фотоаппарат, с тем, чтобы потом я мог размножить видеозаписи и фотографии для всех ребят. Сначала я зашел к Саше Ивашкину, который жил на улице Седова. Его дом находился прямо напротив входа в училище. В 10 часов мы с Сашей были уже в садике около ЛМУ, где ждали ребят, которые приезжали сюда на автобусах, троллейбусах или на такси.

    Наступали волнительные минуты нашей встречи, так как многие ребята не видели друг друга все эти 30 лет. Это я со многими ребятами постоянно общался, но  большинство питерских ведь не видели друг друга с окончания ЛМУ. Многие ребята, кто после  окончания ЛМУ работал в БМП, ММП и СМП,  редко общались между собой, особенно это касалось ленинградцев. Меня все время удивляло, что, живя в одном городе, и, имея у себя домашний телефон, наши многие  выпускники даже и не старались общаться между собой. А такие ребята, как Стулов Олег, Ашмянцев Володя, Зуйков Юра, Грищенко Валерий и некоторые другие, так они даже и не желали такого общения между собой.

    К 12 часам большинство ребят собрались перед училищем. Погода стояла отличная – на улице было тепло и солнечно. Народ продолжает потихоньку подтягиваться. Некоторые с трудом узнавали друг друга. Слышны были возгласы радости и удивления. Обнимаются друг с другом. Общение очень живое. Меня узнали все и многие спрашивают  меня: «А это кто?  А вот этого  я что-то не узнаю!  Слава, а ты откуда всех ребят так хорошо  знаешь?»

    После фотографирования на фоне училища, мы прошли в вестибюль ЛМУ, а потом поднялись на второй этаж в район коридора училищной библиотеки, где мы в течение всех лет учебы строились на утренние и вечерние проверки. И сейчас, спустя 30 лет, мы все встали в строй – каждый в своей группе…

    В библиотеке нас ждали  две наши библиотекарши, которые нам выдавали книги и учебники во время нашей учебы. Для них я подарил по букету цветов и небольшие подарки, которыми  запасся еще в Мурманске.

    Имея общую информацию почти о  всех наших ребятах, я в своем выступлении кратко рассказал о жизненном пути почти всех наших выпускников. С небольшими речами перед ребятами выступили также Миша Суслен и Вася Дмитров.

     После библиотеки мы осмотрели основное здание ЛМУ. Посмотрели доски Почета, где были занесены отличники учебы и дисциплины, после чего плавно переместились в столовую училище, где для всех нас были накрыты обеденные праздничные  столы. Все ребята в основном расселись по своим группам, чтобы за рюмкой водки душевно поговорить и вспомнить молодые годы во время нашей учебы в ЛМУ. Первый тост, который я предложил – это тост, чтобы  выпить и помянуть тех наших ребят, которых уже нет на белом свете, т.е. за тех, кто ушел от нас в мир иной. Потом тосты шли один за другим. Говорили старшины групп, говорили и те, кто стали капитанами,  и те,  у кого морская жизнь не сложилась совсем.…

    Встреча длилась до 20 часов вечера  с перекуром на свежем воздухе. В конце встречи представитель ЛМУ Ситкевич Г.Л. сказал нам, что он присутствовал на десятках подобных встреч в стенах ЛМУ, но, с  такой хорошо организованной встречей он столкнулся впервые.  Действительно все было организовано на высшем уровне. И в этой организации встречи была, прежде всего,  моя заслуга, так как полтора года я занимался ее подготовкой лично сам. Все ребята меня очень благодарили за то, что я сделал для них.

    Начальник училища разрешил мне,  что в случае необходимости, нам  можно будет даже заночевать в училищном общежитии, если у кого-то возникнет такая необходимость. Но обошлись без этого, так как  некоторые из ребят поехали после нашей встречи в гости друг к другу. В девять часов вечера  мы окончательно разошлись из училища кто куда. Многие разъехались по домам, другие убыли поездом в другие регионы, а мы с Аленой поехали к своей дочери Ольге.

    Я остался  доволен этой встречей, так как добился своей цели – помог ребятам встретиться через 30 лет в стенах родной системы. Пожелание большинства ребят было одно – встретиться в ЛМУ через 10 лет еще раз. Я пообещал им, что если доживу до этого времени, то обязательно снова приложу все усилия, чтобы  организовать такую же встречу в стенах училища еще раз. И свое обещание я сдержал.

     Ровно через 10 лет -  в 2008 году выпускники ЛМУ 1968 года снова встретились в стенах родной бурсы. Но, ряды наши уже заметно поредели. Около 10 человек за эти годы ушли в мир иной. Но об этом чуть ниже.

     В конце 1998 года я получил письмо от моего сокурсника Гены Лукьянова, который  от всей души благодарил меня за организованную встречу.  Гена Лукьянов жил в Архангельске и работал в СМП. Я с ним встречался несколько раз, когда его судно заходило в Мурманск. Был у меня он дважды и дома. Однажды он пришел ко мне в какой-то наш праздник, когда несколько наших ребят были у меня в гостях и Гена был очень рад, что с ними у меня встретился. Жизнь семейная у Гены как-то не сложилась. По работе у него также было не все хорошо. А под конец он и вообще оказался у разбитого корыта, так как его какие-то упыри кинули с квартирой, после чего он оказался в «избушке на курьих ножках» в глухой псковской деревне.

     Я послал на адрес Гены 500 рублей, которые, я думаю,  ему пригодились в его глухомани. Но человек, как говорится,  делает свою судьбу  своими же руками. А у Гены, как выяснилось позже,  были свои закидоны, как в семейной жизни, так и по работе в СМП. А еще Гена Лукьянов оказался  и не очень чист перед друзьями, как мне рассказал позже Гена Галич…   Но, Гены уже нет в живых,  и я  не буду его судить.  Бог ему судья.

     А сейчас я перейду ко второй части моего повествования, где я опишу, как я выполнил просьбу наших ребят – организовать еще одну встречу в стенах ЛМУ  через 10 лет, т.е. в 2008 году. Ведь 2008 год был последним годом моей работы в Мурманском морском пароходстве. А свои обещания я мог выполнить только работая. Я не хотел выглядеть перед моими друзьями-однокурсниками человеком, который не выполняет своих обещаний. Начал я организационные работы по нашей  встрече примерно за год до 40-летия нашего выпуска,  а учитывая, что дорога для меня была уже накатанная,  сделать эту встречу для меня было значительно легче, чем прежнюю – к 30-летию выпуска из ЛМУ.

    23 апреля 2007 года экипаж тк «Серебрянка» проводил на пенсию старшего помощника капитана  танкера - Лебедева Виктора Кузьмича. Я присутствовал на этих проводах, прежде всего как его друг и товарищ по ЛМУ, а во-вторых, как капитан-наставник, который курировал суда  «Атомфлота».  Витя со своей женой Светой собрались перебираться на постоянное место жительства в Смоленскую губернию, где они купили себе домик  в деревне. После проводов Виктора на пенсию я остался единственным из тех 23 выпускников ЛМУ, которые прибыли в ММП в 1968 году, и  кто остался еще работать в ММП спустя 40 лет. Оставались жить в Мурманске в 2008 году еще двое наших ребят. Это – Володя Марин и Валерий Смирнов. Володя и Валерий оба находились на инвалидности, и переезжать из Мурманска в дальнейшем  они никуда не собирались. А мы с Аленой  уже думали о том, чтобы  в 2009 году начать перебираться на постоянное местожительство в Боровичи, где у нас была  уже построена новая квартира.

     В начале ноября 2007 года мне позвонил из Нижнего Новгорода Витя Аверин, который перебрался туда из Архангельска, и спросил у меня: «Будем ли мы собираться на встречу и когда?». Это меня подтолкнуло к началу активной деятельности по организации нашей новой встречи. Для себя я определил дату и время встречи – 10 часов утра 19 июля 2008 года. Это была суббота, как и прошлый раз. До 15 ноября я составил список телефонов из 37 человек, которым я должен был позвонить и сообщить им  о предстоящей встрече. Куратором по Питеру я назначил Витю Шкарубу, который и прошлый раз принимал в организации встречи активное участие. Мише Суслину я  сказал, чтобы он снова связался с руководством училища и попросил начальника училища оказать нам  необходимую помощь в подготовке и при проведении этого мероприятия. Встреча наших  выпускников в ЛМУ спустя 40 лет должна была быть всего лишь второй за всю историю училища. Событие это было со всех сторон не только юбилейное, но и значимое по своей сути. Ребят становилось с каждым годом все меньше и меньше, так как каждый год уносил все новые и новые  жизни наших  выпускников...

     В общем, первое полугодие 2008 года, для меня прошло в постоянных телефонных звонках, переговорах и встречах по поводу организации нашей будущей встречи.
Жизнь разбросала наших ребят по просторам  планеты Земля. У многих ребят морская жизнь не сложилась. Так, например, Диденко Саша, Пушной Володя, Сорокин Коля, Лабутин Паша и другие большую часть жизни  проработали не по специальности.
   
     Последнее пожелание от всех  ребят  на встрече в 2008году было следующее: «Слава, собери нас еще раз хотя бы через пять лет – в 2013 году». К сожалению, в 2013 году на всей территории ЛМУ-Морского колледжа шел большой ремонт, который не позволял нам собраться в стенах альма-матер. Ребят осталось совсем мало, кроме тех, кто еще жил в Санкт-Петербурге.  В Мурманске на 2014 год живет лишь Володя Марин, а в Архангельске – Лева Глуховский. В январе 2014 года ушел из жизни предпоследний архангельский могиканин - Юра Зуйков. Уехал на ПМЖ в Израиль Слава Трифонов к дочке. Видимо, нет в живых и следующих наших ребят таких как: Алексей Воробьев (жил в Вильнюсе), Егоров Женя (после окончания ЛМУ он уехал на Азовское или Черное море), куда-то пропали Захаров Леня, Родиков Саша, Фатихов Миша и Ненарокомов Леня (говорили, что вроде бы уехал в Евпаторию).  Валя Курилов, Лысовский Витя и Олег Змушко также пропали без следа (все они здорово пили). Уехал с концами в Волгоградскую область Тихонов Саша и  Преснов Витя (умер в 2014 г.)  + и некоторые другие ребята ЛМУ-шники. Но, было  и прибавление в наших рядах. В 2013 году на Володю Марина  в «Одноклассниках» вышел Володя Савенко – наш ротный писарь, который ныне  живет на Украине в городе Константиновка, что  почти рядом со Славянском.

    Остались в живых на 01.01.2015 года только следующие наши выпускники ЛМУ 1968 г.:

111 группа – Галич Гена (живет в Питере и еще успешно работает), Гучкин Саша (живет в Питере, Кисляков Слава (живет в Боровичах, Новгородской области, Лабутин Паша (живет в Гатчине, подрабатывает сторожом), Лебедев Витя (живет в деревне Копырьевщина, Смоленской обл.), Марин Володя (живет в Мурманске, инвалид  1 гр. - без одной ноги) и Володя Савенко (живет в Константиновке на Украине). Итого = 7 человек из 30.

112 группа – Глова Сергей (живет в Питере, болеет), Глуховский Лева (живет в Архангельске, работает в АМТП начальником первого отдела), Ивашкин Саша (живет в Питере, пенсионер-дачник), Орлов Володя (живет в Питере, пенсионер-дачник, перенес инсульт), Сердюков Сергей (живет в Питере, работает морским лоцманом), Трифонов  Слава (жил в Питере, сейчас перебрался в Израиль), Юшков Саша (живет в деревне Нюхча в Корелии, охотник-рыбак).  Итого = 7 человек из 30.

113 группа – Воробьев Валерий (живет в Питере, на пенсии, летом подменяет отпускников капитанов портнадзора,  Грищенко Валерий (живет в Питере, работает капитаном портнадзора), Дмитров Вася (живет на Кипре, в Москве и в Черногории, на пенсии), Захаренков Володя (живет в Питере, инвалид 2 группы), Константинов Ваня (живет в Питере, пенсионер-дачник), Максименко Валерий (живет в Питере, пенсионер-дачник), Плято Володя (живет в Таллине, бизнесмен),  Сорокин Коля (живет в Питере, пенсионер, таксует по ночам), Суслин Миша (живет в Москве, работает в «Совкомфлоте), Чижиков Витя (живет в Питере, пенсионер, болеет). Итого = 10 человек из 30. 
Всего получается, что в живых  из всех ребят осталось  24 человека (из 90), т.е. = 25 %. Совсем не густо.

     Дважды, находясь на встречах ребят в стенах нашего мореходного училища, я бы хотел взглянуть на наше морское  будущее и на тех, кто приходит к  нам на смену. Честно скажу - впечатление двоякое. С одной стороны вложены, конечно, огромные средства в переоборудование училища и его базу, и это нас радует. Но с другой стороны... 

     Сегодня казарменного положения нет даже у курсантов-первокурсников. Все кубрики переделаны под 2-х местные номера с душем и гальюном. Везде работают нанятые уборщицы.  Красиво конечно, но вот что подумалось мне. А  кто же к нам в будущем придет   на флот? Мальчишки и девчонки, которые даже не знают что такое вахта. Те, кто не знает, что такое встать в 5 часов утра на чистку картошки. Или не представляют, что такое взять швабру и отдраить палубу или тот же гальюн? Говорю я это не голословно, так как ныне практически в каждом контракте на судах попадаются такие особи, которые ни к чему морскому совсем не приспособлены. К тому же многие курсанты, еще до поступления в училище, начинают баловаться наркотиками и спиртным. Вот и подумалось мне, а надо ли изначально руководству высших мореходных училищ и колледжей так баловать своих курсантов, которым потом же  будет намного  сложнее работать на судне  в море.

     А тут еще вот такие новости ныне идут из Прокуратуры Невского района: «В Морском колледже (бывшем ЛМУ) академии им. адмирала С.О. Макарова прошла проверка, которую инициировала прокуратура Невского района с привлечением Роспотребнадзора, МЧС, Госнаркоконтроля и кинологов. Как сообщает пресс-служба горпрокуратуры, в результате на территории колледжа (Большой Смоленский пр., 36) обнаружено 15 приспособлений для употребления наркотиков. По данному факту 10-м отделом милиции проводится  доследственная проверка. Также выявлены три человека, которые направлены в экспресс-лабораторию для проведения медицинского освидетельствования на предмет употребления наркотиков».

     Интересно, не правда ли? Вот такие ныне настали у нас в ЛМУ (и не только)   времена! Вот какие  выпускники приходят ныне  на флот. Страшно становится  нам, выпускникам 1968 года, от того, что мы видим и слышим сегодня о работе моряков торгового флота, которым  гордилась раньше наша страна.

     На этой печальной ноте я и  заканчиваю свое описание наших встреч в стенах ЛМУ. Остается только надеяться на лучшее…