Камчатские рассказы. Комариная смерть

Иван Степанов
Как-то, мой друг Сергей, подговорил меня принять участие в орнитологической экспедиции. Дело происходило в последней трети прошлого века, на Камчатке. Планировалось провести две недели  в начале июня на Хламовитском озере, в заказнике. Главное развлечение этой экспедиции заключалось в кольцевании озёрных чаек, ради которых, собственно,  и была создана эта охраняемая государством территория.
Состав экспедиции был суров и не многочислен. Я, мой друг Сергей, начальник Охотохраны Камчатской области – профессиональный орнитолог и два его сына.
Снаряжение и экипировка были простыми и обыденными. Палатка, спальники, сачки для ловли мелких  детёнышей чаек, несколько связок с кольцами для птичек, продукты питания, бинокли, болотные сапоги…
Через Авачинскую бухту, потом по речке Аваче, на алюминиевой лодке с мотором за несколько часов мы добрались до места нашей работы и жизни в  Хламовитском заказнике. По дороге начальник нашей экспедиции проинструктировал нас, больше для порядку, так как всё было просто, а опыт походов у всех у нас был, и мозг не жил ещё в виртуальной  реальности. Задача максимум была выполнить работу, наслушаться пения птиц, отдохнуть вдали от людской суеты, а задача минимум не повредиться и не погибнуть. Вредить своему здоровью никто не хотел, причём абсолютно искренне, а погибать вообще было глупо.  Выгрузились, разбили лагерь, стали готовить  немудрёную пищу. Распределили обязанности, осмотрели окрестности. Наметили маршруты обхода озера.
Хламовитское озеро занимает около 12-15 гектаров Всё зависит от того, как, в какое время считать его площадь. Берега изрезаны, кругом болотца и иные озёра, которые иногда связаны протоками, ручьями. В половодье это всё соединяется в одно большое озеро с множеством островков, полуостровков, где и гнездится эта самая озёрная чайка. И выводит своих чайчат. Там чайкам  удобно оборонятся от питающихся  яйцами и  птенцами лис, норок  и прочих любителей свежих яиц и вкусных птенчиков.
Стоит зайти на  территорию, где их птенцы и гнёзда, сразу начинается такой гвалт, что хоть уши закрывай. Чайки набирают высоту и пикируют, защищая свои владения. В боевом пылу они избавляются от лишнего в организме и на тебя падают их экскременты.  Сачок на  плече уберегает тебя от удара  клювом по голове, так как дурная чайка несколько дезориентирована, где твоя голова. А уж если бить – то бить по голове, такие у них, чаек законы. Что бы в дурной башке прояснилось, что лезть сюда нельзя! Тут живут чайки, грозные и сильные птицы! И всё в таком духе.  На психику давят. Хотя, по статистике, половина из яиц  не становится чайками точно, а скорее всего, и вовсе выживает одна треть.  Во время многочисленных  прогулок  по болоту это мне было  явно заметно.  Лисы тоже сильны, и у них есть свои хитрые приёмы. Короче говоря, жизнь как везде.
Чайчата уже появились почти у всех чаек, были мелкие и  забавные. Ещё были утята. Утки тоже считали эти места своими. Но озёрной чайки было гораздо больше. Зато утята были очень ловкие в воде. И держались отдельными сплочёнными группировками.  Если бы утята и чайчата пошли стенка на стенку я бы делал ставки на утят. Да, их меньше. Но какой стиль плавания и ныряния, какие скорость, какой азарт! Но между  водоплавающей мелочью было всё мирно, или я просто не заметил разборок.
Отдельное слово хотелось бы сказать  о комарах. Их было очень богато. Вообще, Камчатка не обделена ценным комариным населением. Комар хороший, крупный. Не то, что на Горном Алтае! И летает до  двух тысяч метров в высоту.   Там встречал не одного чемпиона, а целые комариные  группы.  Бить его  удобно, укус чувствуется.  Когда двигаешься, то проблем особых не возникает. Вернее раньше у меня не возникало.
Первый день пролетел, наступил  приятный вечер. Сидели у костра,  негромко переговаривались. Слушали пение птиц с комментариями начальника, кто поёт и о чём. Других шумовых эффектов не было, принципиально и строго. Гитара хороша для соблазнения глупых девушек, музыка и песни – для попоек и развлечений. Суровые экспедиционные мужчины не  имеют право на глушение природы вокруг. Слышать и чувствовать её это не просто прихоть, это условие выживания.  И я слышал природу. Когда стихли птицы, ночью ведь и птицы спят, начальник ушёл спать в лодку.  Хоть и  без мотора, его мы спрятали невдалеке от палатки, хоть и крепко привязанная к дереву цепью, лодка могла за ночь уплыть в неизвестном направлении. Места дикие, это не беда.  Беда что рядом проезжая дорога – река Авача.  Хотя вроде бы никто не проехал по реке за целый день, но лодка нужна всем.  Едешь, а тут лодка, никому не нужная. А тебе ведь она нужна.  Всё просто, и  я совсем не готов критиковать такой ход мыслей, он тоже имеет право на существование.
Я слышал природу, её голосом были  шум реки и мерное гудение комаров. Ложь, что комары спят по ночам в кустах. Правильные комары всё время заняты делом, ищут,  кого бы укусить. К костру комары не лезли, дымно. Просто ждали своего часа. И дождались. Мы пошли спать в палатку.
Залезли в свои спальники, стали пытаться уснуть. В палатке  гудение комаров было пронзительным. Однообразный гул разбивался на сотни разных по тональности писков, то усиливаясь, то на две секунды отступая. Мучились все, но постепенно усталость делала своё дело. Мои товарищи по палатке засыпали. А я, то ли не устал, то  ли масса новых впечатлений загрузила мой мозг, никак не мог уснуть. А может это комары. Они тоже слегка действовали на нервы. Ну не поспал одну ночь, следующая же будет, посплю!
Утро. Завтрак. Начали кольцевать чайчат. Вечер. Ужин. Слушали птиц. Гул комаров. Палатка .Писк и гул комаров.  Ну не могу спать! Вся ночь на нервах.

Утро. Завтрак. Кольцуем чайчат.
На Камчатке обычно стабильная погода. Дождик по несколько раз за день. Иногда посильнее, шторм. Температура 12-15 градусов. Удобно ходить весь день по болоту в болотных сапогах с шерстяным носком. В тельняше, свитере и верхней куртке. В шапке или кепке. Я предпочитал лёгкую вязаную шапочку. Мыть голову после каждой атаке чаек было неудобно и бессмысленно. Сколько  раз за день они атаковали нас! Бились за каждого чайчёнка, были против учёта и контроля дикой озёрной чайки! Им на науку было просто насрать, причём в прямом смысле.
Неожиданно, настали тёплые дни. Плюс двадцать, солнышко светило по чти по 8 часов в день. Ходить весь день без перерыва на обед и отдыха по болоту в болотных сапогах то ещё развлечение! А в жару и вовсе нелегко. Особенно если не спал уже две ночи. Но обед придумали не для нас – легче было целый день топтать болото, чем пойти обедать. Обратно никто бы не пошёл. Включая начальника. Он хоть и начальник , но не дурак же.  А чайчат надо было кольцевать, пока они не встали на крыло.  Полетят чайки, так вообще не поймаешь ни одной, хоть сачком, хоть руками. Только пуля или заряд дроби  остановит такую свободную и гордую птицу. Но стрелять чаек в нашу работу не  входило, мы их кольцевали.
Вечер. Умылись холодной речной водицей. Сняли сапоги – поставили сушиться. Ноги гудели и подрагивали мышцы.  Ужин. Хорошо и вкусно поели. До обездвиживания. Расслабление организма полное. Слушали птиц. Гул комаров. Палатка. Писк и гул комаров.  Не могу спать!  Часа три поворочавшись, пошел к костру. Костёр почти потух. И комары бросились со всех сторон ко мне, одинокому.  Обрадовались, глупые… Я спокойно и презрительно к комарам развел костер, сварил какао и стал его попивать набираясь сил.  Я принял решение, раз не могу спать с этими комарами – спать не буду. Сколько выдержу. Интересный эксперимент. От физической усталости я не  страдал, отдых в виде расслабления  мышц был для меня достаточен.  Но комары уже реально раздражали меня.
Утром, приготовил на всех завтрак, почистил и замочил картошку на ужин – а что ещё ночью делать, книг для чтения я ведь не взял. Да и какое чтение при свете костра…  А так всем приятно сделал.  В картошку – тушенку  и пока будем мыться после рабочего дня,  пища богов будет готова. Оставлять Еду без присмотра в лагере не хотелось. Мало ли лесного люда кругом, точно найдут и слопают!
День прошёл как предыдущий. Только я нервно отмахивался от комаров, тогда как раньше расчётливо их уничтожал. Было жарко и нервно. Я был внутренне раздражён. Комары просто бесили меня.
Вечер. Помывка, сушка одежды, еда, пение птиц… В общем, всё как всегда! В палатку я даже не пошёл. Смысл туда ходить?! Пусть ребята кормят комаров. Я не таков.
То, что я нахожусь уже в изменённом состоянии сознания, то, что из всех звуков окружающего меня мира я слышу ТОЛЬКО гул и писк комаров, давило на психику. Только постоянное занятие делом давало освобождения от  комаров.  Я сделал все приготовления  на завтрак и ужин. Вымыл всем  мужикам  болотные сапоги, тщательно просушил их, портянки и носки.  Навел идеальный порядок  у костра. И это все в темноте!  И опять ночь с тремя литрами какао.  Ну котелок такой.
Утром все не могли нарадоваться. Очень хвалили мою стряпню. По первоначальному плану все готовили по очереди, но тут как-то уже сложилось, что этим занялся я.
Прекрасный тёплый солнечный денёк. Все радовались. А я ненавидел  это солнце,  тепло, активно ненавидел  комаров. Ненавидел  тупых чаек и их тупых детёнышей. Одним из них вытер  в очередной раз обгаженный  рукав куртки и зашвырнул куда-подальше ни в чём не повинного чайчёнка в озеро. Тот, впрочем, не пострадал, а наоборот, пытался полетать! Сильны птицы чайки, сильный и вольный народ! Не даром писано про них «Чайка, по имени Джонотан Ленгвистон»! Ленгвистоны мелкие….
Все кончилось неожиданно. Сначала кончились все наши кольца, а потом я с головой ушёл под воду, наступив на какую-то подозрительную кочку у протоки. Было около 12 часов дня.  Светило солнце во всю мою морду. Но моё сознание, от купания в холодной воде ( около 3 градусов) прояснилось на какое-то время. Выбравшись  из холодной воды я вылил воду из сапог и пошел к лагерю.  Штаны, майка и свитер запасные у меня были. Но куртки не  было. Стояла, по камчатским меркам, дикая жара, около 22 градусов. А к вечеру у костра куртка будет сухая.
  Ребята ушли чуть раньше меня и не видели моего купания. Были удивлены, так как я обычно был очень аккуратен на природе. Обычно да, но тут… Нервы.
Из моих заготовок они варганили обед. Все были довольны тем, что кольцевание окончено. Все думали, что я мало спал, никто не знал, что я не спал вообще. Начальник вытащил из лодки анти комариный полог, поставил его и предложил мне после обеда отдохнуть на солнышке и ветерке – всё равно моя одежда сохнет. Я так и сделал.
Забравшись в полог, первым делом, я передавил всех комаров и аккуратно пересчитал и разложил их трупы. Их было 53.  Потом провалился в сон до заката солнца.
Встал с широчайшей улыбкой на лице, абсолютно отдохнувший. Я не боялся комаров, я их просто не видел. Я их презирал, но с глумливой улыбкой на устах! Всех передавлю по одному! Оказывается, у нас на каждого есть в лодке антикомариный полог. Я теперь буду группами запускать в него комаров и давить… И считать. И коллекционировать их трупы. Наберу целый пакет, мечтал я… Но, этой мечте не суждено было сбыться. Комары от меня отвяли. Я перестал слышать комариный гул и писк. Я слышал пение птиц, шелест травы от лёгкого ветерка, шум реки.  Мир был прекрасен, это был мир без комаров. Я НИ РАЗУ не залазил в полог до конца экспедиции.  Они меня вообще перестали кусать! Они знали, что я их холоднокровная смерть. Они знали, что я коллекционер их тел. Они меня боялись. Я стал комариной смертью.


Писано:
Енотки в июне http://www.proza.ru/2017/06/30/1506
Еноты в июне http://www.proza.ru/2017/06/30/689
Про мишек в мае http://www.proza.ru/2017/06/01/1109
Апрельские мишки http://www.proza.ru/2017/06/01/1159
Майские еноты http://www.proza.ru/2017/05/31/840
Апрельские тезисы енотов http://www.proza.ru/2017/06/01/1187
Важная тема http://www.proza.ru/2011/12/11/1543
Человеческие стихи  http://www.proza.ru/2017/06/04/854
Когда не пели песни о енотах  http://www.proza.ru/2017/06/04/839
Публицистка http://www.proza.ru/2017/06/04/858
Сочинительство http://www.proza.ru/2017/06/04/866
Политическая экология