Какая связь может быть?

Наталья Петрова 4
   Приближалась печальная дата - 9-го Ава. Точнее сказать - трагическая дата для еврейского народа. Я очень хорошо запомнила случай, связанный с ней.

  Тогда я только пару лет прожила в Израиле и традиций еще толком не знала. В то утро пришла ко мне приятельница Неля. Я пригласила ее помочь вместе сделать какую-то большую покупку.

  С порога она начала возмущаться тем, что услышала по радио ограничения, которые советуют соблюдать евреям накануне 9-го Ава.

- Представляешь, до того нелепые запреты, что не знаешь - плакать или смеяться! - Да, там и нас с тобой касается: серьезные покупки не рекомендуют делать в эти дни! - завершила она свою тираду.

И громко рассмеялась. А я растерялась. Желание походить по магазинам тут же пропало.
- А, может, и вправду отложим наши планы на потом? - робко предложила я.

- И ты туда же? Дикость какая-то! Две тысячи лет назад разрушился Храм, а они плачут до сих пор! Понимаешь, в моей голове не укладывается! Век высоких технологий и эти древние сказки! Какая связь может быть?

  Я молчала. Не знала какая связь. Но что-то внутри удержало меня от того, чтобы поддержать ее. Я присела на стул. Она красноречиво покрутила пальцем у виска и ушла, махнув рукой.

  С той поры прошло много лет. Конечно, за это время я близко познакомилась с традициями своего народа. Более того, начала изучать науку каббала.
Жизнь все шла вперед, оставляя позади бывших приятелей. И мы с Нелей тоже не искали друг друга.

  А сегодня я встретила ее в городе. Впервые за много лет. В канун очередного 9-го Ава. Это, что-то да значит!

Зашли в кафе. После обмена семейными новостями, мы одновременно вспомнили нашу последнюю встречу.

- Неля, ну, как ты теперь относишься к этой дате? - с интересом спросила я.
- Уважительно, - ответила она. А как же иначе? Это же мой народ. Я и в синагогу по праздникам хожу. Но все равно не понимаю многих вещей... - призналась она.

- Чего, именно, не понимаешь?
- Почему мы не строим третий Храм, например?
- А что по-твоему, Храм, вообще? - вопросом на вопрос ответила я.

- Ну, как что? Святое место, строение, куда может придти человек отдать должное традициям. Очистить душу свою молитвой.
- Да, конечно, кто может отрицать! - А хочешь узнать, что каббала говорит по этому поводу?
- Расскажешь - узнаю, - с улыбкой согласилась Неля.

- Храм - это единство сердец народа, - вот так напрямую начала я свое объяснение.
 Это искренние желание людей быть связанными между собой братской любовью. Это, когда народ живет, как одна дружная семья. Когда все заботятся обо всех.

   И наш народ за свою историю был в таких состояниях. А главное, Храм - это символ. Земное отражение той ступени духовной связи, на которой находится народ.
Неля внимательно слушала меня.

- Понимаешь, народ Израиля, - продолжала я, - по сути своей - не народ. Ведь праотец Авраам собрал нас в Вавилоне из разных племен и кланов. Не было никакого кровного родства.

  А была идея объединиться и вместе подняться над той разобщенностью, что неожиданно разрушила первую земную цивилизацию. Но я не буду тебе рассказывать всю одиссею еврейского народа. Думаю, ты хорошо знаешь ее.
Неля согласно кивнула головой, а я продолжила:

- Впервые в истории человечества маленькой группе людей, которые стали называть себя Исраэль ( прямо к Творцу), удалось реализовать заповедь полюбить ближнего, как себя самого.

  Это были времена первого и второго Храмов. Но состояния эти не так просто удержать. Эгоизм постоянно увеличивался, беспричинная ненависть накатывала на еще недавно любящих друг друга братьев.

- Вот, как ты думаешь, почему это происходит? - спросила я Нелю.
- Я не уверена, но мне кажется, что это борьба добра и зла, - сказала она, медленно подбирая слова.

- Верно! Это борьба двух противоположных сил. Так устроено Высшей природой. Цель ее - привести все человечество к совершенной гармонии.
Изначально во всем этом процессе главная роль выпала на долю нашего народа. После страшной Катастрофы Творец вернул нас на землю праотцов.

   Для чего вернул? Чтобы мы вспомнили свое предназначение. Чтобы снова поднялись над ненавистью. Чтобы снова весь народ стал братьями. И дал миру добрый пример единства.

  А мы что делаем? В таком маленьком государстве и столько партий! Они устраивают огромный раздрай. Секторы враждуют между собой, совершенно забыв о единых духовных корнях.

- Но зато во время войны моментально вспоминаем о них, - добавила Неля.
- Еще и гордимся этим, к сожалению. Но это ведь не то единство, когда нам страшно и мы сбиваемся в кучу. Единство, настоящее, чувственное, идущее от сердца к сердцу, мы обязаны воссоздать снова.

  Ты, знаешь, Неля, как только народ наш встрепенется и начнет подниматься над различиями, начнет объединяться, тут же к нам присоединятся другие народы.
- И, что исчезнет антисемитизм? - удивилась моя собеседница.

- Конечно! В нем уже не будет надобности. Ведь народы мира подсознательно ощущают, что зависят от евреев. Вот и давят на нас веками, выжимая выдать наружу наш секрет - методику объединения людей.

Мы помолчали...

- Ты, знаешь, что я поняла, из всего, что ты мне рассказала? - спросила Неля.
- Да, да, очень интересно, - оживилась я.
- Я поняла, так. Что пока наш народ не объединится без всяких войн, так сказать, на добровольных началах, у нас не получится построить третий Храм. Он все равно разрушится.

  Я была приятно удивлена, как естественно моя бывшая приятельница приняла сердцем то, над чем раньше смеялась!

- И, смотри, Неля, - обратила я ее внимание, - как нам постепенно, каждой в своей мере, открылась эта неразрывная связь с нашими духовными корнями! Оказывается, что все логично у Создателя.

 Нет духовного единства у еврейского народа - разрушается земной Храм. Не объединимся, как должно - не построим новый.

   И вдруг мы обе почувствовали, как теплая волна взаимопонимания окутала нас.
Неля встала, подошла ко мне и, обняв за плечи, тихо сказала:
- Давай, больше не терять связь друг с другом никогда!



Иллюстрация взята из ресурсов интернета