Одинокая старость и не только...

Людмила Синкевич Волегова
 Публикуется впервые

У меня новый подопечный. Сегодня предложили съездить, познакомиться, решить - буду ли помогать?

Приехала. Вошла. Небольшая однокомнатная квартира в элитном районе. Инициатор оказания помощи отцу - сын, лет 40 - с уставшими глазами, но держится бодренько. Попросила разрешения помыть руки.

Вошла знакомиться. Злой, нахохлившийся, явно не собирающийся разговаривать, седой, худой мужчина лет 80. Ошиблась на 1 год - 79. Сын нас знакомит. Молчание. Я здороваюсь, обращаясь, глядя в глаза. В ответ - молчание. Жду. Держу паузу. Молчит.

Говорю, что мне сказали, что нужна помощь, и я пришла. В ответ: "Я хорошо слышу" - "Вот и прекрасно, значит, можно будет разговаривать не повышая голоса."- "Что смотрины устроили?" - "Я пришла познакомиться. Право выбора у Вас, на работу нанимаете Вы с сыном. У Вас есть право выбора" - Удивлён.

"Тогда мне нужна прежняя помощница. Почему ты её выгнал?"

Так слово за слово, начался наш нелегкий первый разговор.

Мы проговорили втроём минут 20-30. Полнейшая агрессия к сыну и невестке. Запущено всё капитально.

Затем я выслушала жалобы на зубы, которые сын не хочет лечить, так как нет денег; естественно, предложила съездить на приём к стоматологу с осмотром и лечением по Страховому полису. "Поехали!" - и он потихоньку встаёт сам! Пришлось объяснить, что сегодня суббота, что запись за 2 недели.

Дальше пришлось разбираться с "гниющим" металлическим протезом, поставленным когда-то  в коленном суставе. Разобрались. Воспаления нет. Запаха нет. Боли нет.

Говорили о проблемах - его, моих проблемах; сам стал рассказывать, о чём он больше всего жалеет, жалеет, что не помог жене в последние дни, ииии - разобрали, что помочь, как оказалось, возможности не было, врачи делали всё, что нужно.

Рассказала, что люблю писать с детства, мои сочинения были лучшими на конкурсах в школе. Сейчас пишу на страничке в Facebook и на Прозе.ру. Предложила написать с ним воспоминания о каком-либо значимом событии в его жизни. Подумал. Согласился.

Я не стала спрашивать, чем занимался, кем работал. Без вопросов было видно - дед образован, воспитан, начитан, пунктуален; речь с правильно сформулированными краткими фразами. Это интересно, но и ответственно для меня.

Сын предложил измерить давление. Я настояла, чтобы измерить дважды. Согласился молча. Не перечил. Смотрел, как я делаю. Сделал замечание, я молча перенадела манжет, как сказал он, но ... получилось хуже, чем было у меня, и я объяснила почему. Был удивлён.
Давление, как обычно, низкое, но пульс учащенный. Получилось у меня с первого раза, на что сын обратил внимание, так как у него получается только на третий раз.

Много ещё о чём говорили, пока сын что-то мастерил на балконе.

В итоге при прощании, сын удивился, что папа улыбнулся; а мне на прощанье хлопнул по ладони, а затем по моей просьбе - пожал. И спросил: "Так будем писать?" - "Обязательно".

Чувствовалось, что оставаться до завтра одному не хочется. Сын приедет завтра.
 
Я приду  в понедельник. Моё общение будет 3 часа - приготовить завтрак и обед; приём лекарств; измерить давление; вымыть посуду после завтрака; обедать будет без меня - у меня в 13 часов встреча с моим первым подопечным.
 
Что ждёт меня? - Не знаю, дед не заурядная, своеобразная личность. Озлоблен. Одинок. Забыт внуками. Мне с ним было очень даже нелегко. Хотя этого никто из них не заметил. Ну, что ж - бывших педагогов не бывает!

Тем более, что мне нравится вот так беседовать, "вытаскивать" из состояния апатии, молчания, озлобленности. Конечно, нагрузка на меня неимоверно больше, чем просто на сиделку - приготовить, покормить, помыть-прибрать.

НО ЭТО - то и интересно! Уходить от человека и знать, что это сделала ТЫ! Он улыбнулся, он встал сам, он сказал, он придумал новые слова - мозг стал работать.

Точно знаю одно - вновь придётся чему-то учиться - слишком умные под усталостью и разочарованием глаза. Чтобы состоялись наши беседы, мне нужно владеть информацией. А ВСЁ я знать, естественно, не могу. Ну, что ж - будем читать в Интернете.

Сын торопился домой. Я не стала спрашивать, что случилось, по какой причине 3 месяца назад купили эту квартиру, почему отца, из ранее вместе с семьёй проживаемого в 2х этажном коттедже, переселили сюда. При общем разговоре, были обоюдные намёки, но конкретно никто из них ничего не говорил - я не стала усугублять их натянутые отношения.
 
Ясно одно - конфликт детей и отцов.

Одиночество в старости с непростым мужским характером. За закрываемой сыном дверью. Наедине со своими мыслями и воспоминаниями. Своими обидами. Своей болью. Со своей озлобленностью. С принципиально не включаемым телевизором и компьютером.

А мне нужно помочь этому человеку. Ещё одному в моей жизни.