Делать деньги на истории...

Александр Багрыч 2
До начала зимней Олимпиады в городе Сочи осталось совсем немного времени. Не полных два года. В ее  организацию мы вложили столько средств, как не одна страна в мире в свою Олимпиаду -  десятки миллиардов долларов. По- хорошему – мы должны «отбить», вернуть назад эти деньги за счет туристов, которые посетят нашу страну в эти дни. Так делается во всем мире.

Весь мир  давно уже научилась зарабатывать на собственной истории. Олимпиада, как раз тот случай. Здесь речь должна идти  не только о престиже своей страны, чтобы показать свою великую культуру, но и  заработать на ее истории  деньги. Мы же к этому не готовы и даже не стремимся!

Наивно думать и полагать, что на одной олимпийской символике, матрешках, песнях и танцах народов России, изысках русской и кавказской кухонь , билетах на стадион мы компенсируем наши материальные затраты на зимнюю Олимпиаду.

Олимпиада тот случай, когда можно не только заработать на нашей богатой и удивительной истории многонационального народа, населяющего нашу страну, но во всей красе и многообразии показать нашу историю народов за деньги , стать ближе и понятнее другим народам мира, сблизиться с ним, показать, что мы часть этого мира и далеко не самая худшая.

Возьмем, к примеру, Ростовскую область, через которую будет проезжать основная масса туристов. Инфраструктуры вдоль дороги М-4 никакой. Так называемые, отели, кемпинги, раз-два и обчелся. Музеи  убогие  ветхие, неприглядные. Экспонаты трухлявые, бесцветные, не реставрированные, а в запасниках пылятся и гниют шедевры. Для кого и чего?
А наши древние городища, крепости, природные заповедники, старинные здания: Танаис, Тана, Кобяково городище, старая почтовая станция в Аксае, столица донского казачества Старочеркасск.  Все в запустении и поросло бурьяном.

Ростов-на-Дону – главные ворота  сухопутного пути на  зимнюю Олимпиаду в Сочи. Какую  «культуру» мы будем показывать нашим иностранным гостям и туристам, проезжающим через наш город и другие города и веси нашей страны?

В Европе (и даже уже на Украине), чуть ли не каждая деревня  организовывает свои местные музеи, особенно, исторические реконструкции, связанных с яркими историческими событиями. чтобы завлечь к себе туристов, чтобы те стали сами непосредственными участниками тех далеких событий и прочувствовали нашу культуру.

У нас же с этим делом совсем плохо. А показать есть что: рыбалку на Дону, ужин в казачьем курене,  реконструировать казачью джигитовку, взятие казаками Азова, побывку в гостях у донских амазонок, поучаствовать в масленице, обряде казачьей  свадьбы и т.д. Только напряги свои извилины и буйную фантазию. В итоге, мы не стремимся к тому, чтобы показать себя и свою культуру, да еще и заработать.

Например, самый популярный в Европе реконструкторско-туристический фестиваль по Первой мировой войне проводится в чешском городке Младеев – фестиваль «Блосдорф». На него ежегодно приезжает минимум 500 реконструкторов.

При этом в том же Младееве организаторы умудряются зарабатывать как на зрителях, так и на тех, кому не хватает адреналина. Там помогает организовывать фестиваль местная киностудия – и тем, кто хочет приехать, необязательно везти с собой оружие. Ты можешь приехать просто в форме и уже на месте под залог паспорта выбрать себе вооружение: пулемет Максим, трехлинейку или тот же манлихер. И там же на месте организована торговля холостыми боеприпасами. Хочешь – покупай обойму, хочешь – ящик. Бывает, на джипах ребята приезжают, берут себе «Максим», пару цинков с патронами – и отрываются на поле боя…

А почему бы нам, кубанцам и донцам, принимающих территориально гостей Олимпиады не сделать подобный аналог реконструкции времен первых князей- собирателей русской земли, Петра 1, казачьей вольницы,  Первой мировой войны? Нет таких аналогов или не хватает фантазии?

Приведу еще такой пример. Есть в США клуб, реконструирующий 135-й нью-йорский пехотный полк. Их человек 40 и им нужны деньги на развитие. Они едут на Геттисберг – бесплатно, разумеется. Нам дают место, сено для лошадей и т.д. Они ставят drill-лагерь. С другой стороны есть туристы, которые приезжают и тоже хотят в этом всем поучаствовать. Они в программе находят drill-лагеря, смотрят – в одном из них готовы взять столько-то человек. Они платят деньги – за это им выдают униформу и оружие. И потом три дня их гоняют по программе новобранцев. Затем еще два дня идут сражения – со стрельбой и адреналином. Полное погружение в историю — довольны и туристы и реконструкторы. Причем Геттисберг идет от 7 до 10 дней. На таком мероприятии зарабатывает город, бизнес и сами реконструкторы.
Почему бы нам, кубанцам и донцам, не реконструировать знаменитые полки пластунов и Платовцев на Кубани  и Дону по американскому аналогу и показывать туристам?

В России уже имеются зачатки  такого движения. Я имею в виду клубы, воссоздающие героику  далеких событий русских князей против иноземного ига, Бородинскую битву, великие сражения второй мировой войны. Но это единичные, разовые и  бесцветные мероприятия от случая к случаю.

На некоторых из них мне приходилось бывать. В частности, на реконструкции событий битвы Святослава Игоревича с половцами близ Белой Калитвы и героической обороны Ростова на  Миус - фронте в Неклиновском районе времен второй мировой войны. Неплохо для начала.
Дело в том, что такие мероприятия строятся на трех китах. Помимо самих униформистов нужна поддержка городских властей, заинтересованных в подобном мероприятии, воинских частей. И нужно участие бизнеса, который сможет зарабатывать на приезде туристов. А у нас реконструкторы до сих пор чаще всего остаются сами по себе. При этом и наши власти, и наш бизнес желают засветиться и снять свои сливки на их фестивалях, ничего в них не вкладывая. Чего уж удивляться, что в результате униформисты, не получая никакой поддержки, нередко делают мероприятие в формате междусобойчика.

Из-за этой же укоренившейся практики отечественные реконструкторы,  приезжая на фестиваль, заряжены не на европейский формат и масштаб, а настроены потусоваться, попить водки, подраться на поле боя – и разъехаться. Всё, что в этот момент вокруг них происходит, их не особенно волнует. Такой фестиваль обречен на провал.

Положительным примером здесь может служить клуб «Бородино», собирающее сегодня несколько тысяч униформистов, начиналось с небольшой группы в 20 человек. Кстати, в Союзе историческая реконструкция зародилась в 80-е годы в среде офицеров группировки советских войск в Германии. Когда в 80-е годы европейцы начали проводить униформистские фестивали в Европе, одним из центров стал Лейпциг. Наши офицеры увидели все это и стали тем самым ядром энтузиастов, с которого мода пришла к нам. Потом именно они начали раскручивать Бородино. И с первоначальных 20-ти участников фестиваль вырос до 3500 активных реконструкторов.


 Сейчас в России активно осваивают туры с т.н. «глубоким погружением в историю». Например, есть группа швейцарских туристов, желающих посмотреть поле Бородинского сражения. Они заказывают тур. Едет автобус, навстречу им выскакивает казачий разъезд, останавливает машину. Всех туристов «арестовывают», приводят в лагерь. В лагере – офицеры и солдаты, в форме, с полевыми кухнями, полностью соблюденным бытом и антуражем. Туристов сажают за стол, кормят гречневой кашей из деревянной посуды с деревянными же ложками, наливают водку из старинных бутылок и кувшинов. В итоге довольными остаются все.

Нечто подобное можно сделать в Танаисе, Тане (Азове), Кобяковом городище. Только туристов захватывают  уже амазонки, казаки, половцы и  ведут к своей царице, атаману или беку устраивают танцы, карнавальное представление, угощения, в котором туристы сами становятся участниками далеких событий.

Разумеется. Принцип любого мероприятия – реконструктор должен быть встречен, размещен и хотя бы минимально накормлен. Потому что главные деньги приносят зрители. Нужна соответствующая  инфраструктура. Надо понимать и то , что на раскрученном таком мероприятии соотношение туристов к униформистам может достигать как минимум 25 к 1. Поэтому небольшим считается мероприятие, куда приезжает до 200 человек. А те же 400-500 реконструкторов – это по европейским меркам — большой и мощный фестиваль.

Надо понять, что есть масса способов зарабатывать на истории. И не только в дни Олимпиады или в юбилейные дни , а круглый год на туристах.
Во-первых, это мероприятия , для которых нужна поддержка и власти, и бизнеса. Во-вторых, это индивидуальные мероприятия по договоренности с туристическими фирмами, которые будут искать под них клиентов. Опять же военно-исторический туризм – с хорошими гидами и толковыми программами.

В конце концов, хорошие музеи, реконструкции далеких и славных событий сами по себе – это ведь   не только источник заработка, но и воспитание молодежи на славных традициях предков, что не соизмеримо не с какими деньгами. Пора нам об этом хорошо задуматься и не ударить лицом в грязь перед гостями нашей страны.