Хочу, чтоб молодежь мечтала о космосе

Диана Свердловская
АНАТОЛИЙ БЕРЕЗОВОЙ:

ХОЧУ, ЧТОБ МОЛОДЕЖЬ МЕЧТАЛА О КОСМОСЕ...

С летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Анатолием Березовым я познакомилась в Звездном городке, где проходил Всероссийский пробег памяти Юрия Гагарина. Анатолий Николаевич в этот день был главным судьей соревнований и искренне радовался тому, что на мероприятие зарегистрировалось более полутора тысяч молодых людей.

Несмотря на то, что на сегодня А. Березовой – полковник в отставке, для него это отнюдь не повод вести размеренный образ жизни. Активности космонавта могут позавидовать многие молодые. Он подтянут, оптимистичен, ведет активный образ жизни, занимаясь спортом и периодически встречаясь с молодежью.

- Анатолий Николаевич, а в молодости какими видами спорта вы увлекались?

- Во времена моей молодости спортом увлекались почти все. Сам я лично занимался боксом, играл в волейбол и футбол.

Нынешняя молодежь не виновата, что некоторая ее часть не при делах.
Согласитесь: в основном она лучше нашего поколения. В отличии от нас, они хватают все на лету, быстрее нас осваивают новые технологии. Что далеко ходить? Моему внуку Егору всего 4 годика. И этот малыш без проблем обращается со всеми доступными его возрасту электронными технологиями. Казалось бы, откуда это в нем?

Вообще, молодежи любого поколения свойственно выплескивать из себя энергию. Вот на этом этапе надо бы нам, старшему поколению, помочь этот всплеск направить в правильное русло. Огорчает меня то, что мы перестали молодежь учить в учебных заведениях так же качественно, как это делали в советские времена. Ведь элементарного не знают. Перестали учить любить Родину, гордиться ею. И это грустно.

- Насколько я знаю, вы учились добросовестно и закончили Качинское высшее военное училище летчиков с красным дипломом…

- Кстати, его закончил и Юрий Гагарин. Я считал, что должен хорошо учиться, должен научиться летать, «видеть землю» как говорят летчики. С этим у нас было особенно сложно. Поэтому, когда на втором курсе начались полеты на легких самолетах, из 185-ти студентов каждый 4-ый был отчислен. А меня, к счастью, в училище считали одним из лучших. Да и школу я закончил с серебряной медалью.

- А в какой момент вы решили, что станете космонавтом?

12 апреля 1961 года! В этот день с утра по радио сообщили о полете первого человека в космос. И вы знаете, послушал я тогда биографию Юрия Гагарина и решил, что я такой же простой парень, как и он. И если он смог, то почему бы и мне не попробовать? И с этого момента решил: буду космонавтом!

- И стали им!

- Не все так просто. С того момента до моего выхода в космос прошел 21 год. Я выбрал авиацию с прицелом на отряд космонавтов. Убедившись, что со здоровьем все в порядке, подал заявку в городской военкомат на поступление в летное училище. А после окончания его попал в строевую часть и стал командиром авиационного звена в гвардейском истребительном полку 49-ой воздушной армии Одесского военного округа.

А когда в 1969 году начался новый отбор в отряд космонавтов, попробовал свои силы. В итоге из всей пятой воздушной армии через окружной госпиталь в Одессе прошло только 40 человек. Из них для дальнейшего прохождения комиссии оказался годен один только я. И весной 1970 года приказом Главнокомандующего ВВС был зачислен в отряд космонавтов.

- После полета в космос что изменилось в вас самом?

- За эти семь месяцев я стал строже относиться к себе, к своим поступкам. Зато к близким мне людям стал более снисходительным. Это происходит, наверное, с любым космонавтом, который долгое время провел в космосе.

- Анатолий Николаевич, во времена вашей молодости быть военным было престижно. Как вы считаете, почему нынешние молодые люди не хотят служить в армии?

- Не в них вина. Во времена моей молодости служить в армии было престижно, ведь тогда занимались боевой подготовкой, а не выяснением отношений между старослужащими и новичками, то есть не было дедовщины, но строились тогда силами военнослужащих дачи для генералов. Вот когда наведут порядок в армии, тогда и бегать от нее молодые люди не будут.

- Давайте поговорим о более приятном. Как вы встретили свою будущую жену?

- Я тогда был еще курсантом Качинского училища. И на одной из встреч со школьниками я увидел красивую девочку. Она училась тогда в 9-ом классе. И звали ее тогда просто Лидочка. Вот на нее-то я тогда глаз и положил (смеется – авт.). После того, как она окончила Ростовский университет, сделал ей предложение. И вот уже 42 года мы вместе. Из них 41 живем в Звездном городке. У нас двое взрослых детей: Сергей и Татьяна. Они состоявшиеся люди, живут в Москве со своими семьями. Нас часто навещают. Я счастлив в этом плане.

- По-вашему, почему нынешние молодые семьи не торопятся обзаводиться детьми?

- Когда мы планировали своих детей, мы даже  не задумывались, как их потом вырастить и выучить. Помню, как я приехал в Звездный вместе с молодой женой и пятимесячным Сергеем на руках. Все что у нас было – это маленький сундучок с вещами и одна раскладушка! Потом я сходил и купил еще одну. И мы были счастливы. Потому что тогда о быте и о зарплате не задумывались. Мы все были одержимы работой. А сейчас все больше думают о материальном благе…

- Каким вы представляете будущее нашей планеты?

- После возвращения из космоса я понял, что если не прекратить варварски разрушать свою среду обитания, планету Земля, то будущего у человечества не будет. Человек должен осознавать свою ответственность за дом, в котором живет сам, и в котором жить будущему поколению.

- Анатолий Николаевич. О чем вы сейчас мечтаете?

- Мечтаю, чтобы среди сегодняшних подростков были желающие полететь в космос, повторить мой полет. Поэтому постоянно провожу встречи со студентами и школьниками. Рассказываю им о прошлом космонавтики и о ее будущем. Хочу, чтоб молодежь, как мы когда-то, мечтала о космосе…

2011 год

Фото из интернета

Мои любимые читатели! Почитайте и другие мои интервью с известными людьми: http://proza.ru/2014/07/07/1453