Красивые и некрасивые

Сергей Понимаш
- Посмотри на себя в зеркало.

- Зачем? – спросил сын, удивлённо глядя на отца. Он пришёл со школы позже обычного и когда отец его увидел, то силой повёл к зеркалу – да я знаю, что плохо выгляжу пап, но я всё могу объяснить.

- Ну, тогда начинай сынок, я готов тебя слушать - мальчику недавно исполнилось 14 лет, и отец не мог не заметить, что внешне ребёнок возмужал и выглядел, безусловно, старше своих лет - должна быть причина, почему ты пришёл сегодня с порванной рубашкой и синяком на шее.

- Понимаешь, отец произошла драка, я не рассказывал тебе, но последнее время надо мной издевался один хулиган, и сегодня я дал ему сдачи.

- Это хорошо сынок – отец по-прежнему стоял у зеркала, держа сына за руку чтобы тот смог лицезреть своё оскорблённое отражение - можешь мне сказать, как он над тобой издевался?

- Да он смеялся надо мной, называл тряпкой и толстощёким, и бил по ушам.

Отец вздохнул, он, и понятия не имел что разговор о внешности понадобиться так рано.

- Этот человек издевался над тобой, потому что завидовал твоей внешности. Пожалуйста, посмотри в зеркало, посмотри, разве ты можешь назвать себя толстощёким?

- Нет пап, но люди бывают разные и мнения по поводу внешности тоже.

- Нет, сынок, можешь мне поверить ты не толстощёкий, ты изменился внешне, и эти изменения повлияли на отношение других людей к тебе – отец задумался, а потом сел на стул расположенный рядом с зеркалом. Он чувствовал лёгкую усталость, глядя на сына избитого хулиганом. Отец ещё раз взглянул на сына, а затем произнёс – скажи, как выглядит тот мальчик, который тебя обижал.

- Он выше меня, вот и всё что я могу о нём сказать – сын по-прежнему стоял у зеркала и смотрел на себя, но уже без отца, и задавался вопросом: «что, же в его лице такого, что может побудить хулигана к зависти и злости.

- А его лицо.

- В нем нет ничего особенного – сынок отвернулся от зеркала, и хотя отражение ему нравилось, он устал смотреться на себя после первой минуты - оно обычное, как и у большинства детей моего возраста.

- Значит, он ничем не отличается от остальных и задел тебя только потому, что считает другим. Сынок я хочу, что бы ты посмотрел во двор, и сказал мне, что ты там видишь – отец отвёл сына от зеркала, и вместе они подошли к окну.

- Я вижу, что наступила весна.

- Весна уже давно наступила мой мальчик, однако ты видишь как тихо на улице, не слышно шум машин ни стук поездов, только еле слышное пение птиц. Ты видишь, как свет оставляет свои золотые следы на траве, сегодня обещают слепой дождь, он будет не частым и пройдёт быстро, но оставит лёгкую свежесть после себя в воздухе. Это красота. Этот мальчик увидел красоту в тебе и понял, что он не так красив внешне как ты и поэтому начал над тобой издеваться.

Сын долго всматривался в окно, пытаясь увидеть красоту в природе, которая всегда прекрасна, даже тогда когда за ней никто не ухаживает. Это естественная красота. – Пап я дал ему сдачи, а потом он меня избил, бил по всему телу, не задев только лицо.

- Конечно сынок, он ведь считает его красивым – Отец отошёл от окна. На днях когда сынок гостил у тёти Нади, отец советовался с женой стоит ли сыну рассказывать про красоту ведь это серьёзный разговор. Жена была против, говоря, что вообще нельзя поднимать эту тему, что она может ранить мальчика или сделать его самовлюблённым, на что отец сказал, что слова его одноклассников могут ранить в тысячу раз сильнее, и что на то они и родители что бы объяснять ребёнку такие вещи. Они говорили долго, но теперь, когда в школе произошла драка и появились первые завистники, сомнений быть не могло, разговор должен был состояться.

- Папа, а что такое красота? Возможно, это глупый вопрос, но я хочу знать, что в твоё понимании красота.

- Вовсе не глупый сынок. Красота - это нечто возвышенное, увиденное один раз и западающее в душу на всю жизнь, когда от взгляда радуется и глаз и душа и ум. Если это внешность то, несомненно, достойная восхищения, она запоминается и делает мир лучше. Это то, что дано нам природой. И запомни сынок, красотой всегда будут любоваться, для этого она и существует, что бы ей восторгались. Красота это всё, красивые пейзажи, красивая внешность, красивый внутренний мир человека. Пока ты только сказал, что над тобой издевался один мальчик и как мы уже выяснили, делал это он из-за зависти к твоей красоте, но не сказал, чем закончилась драка и как другие дети относятся к тебе, ведь ты стал лучше и не заметить это просто невозможно.

- В очередной раз он обозвал меня тряпкой при всех, и начал смеяться, некоторые дети смеялись вместе с ним. Когда я сказал, чтоб он заткнулся, он ударил меня в живот. В следующую секунду я согнулся от боли, но через время встал и ударил его в глаз, с такой силы, что там остался синяк. Мне пришлось подпрыгнуть, так как он выше меня ростом. После моего удара он отшатнулся, но потом, он сбил меня с ноги и бил меня по спине пока нас не увидела учительница – сынок говорил быстро, было видно, что он волнуется, пересказывая ситуацию, но в, то, же время было ясно, что ему хотелось рассказать, то, что он не сдался и дал отпор мальчику, который был выше и явно сильнее его - некоторые улыбаются, когда я прохожу мимо, а некоторые смотрят на меня с интересом, и каким-то вопросом.

- Это значит, ты им нравишься, что ты им не безразличен. Это просто можно сколько угодно спорить, но если ты красив, то это заметят. Красивый человек выделяется на фоне других людей. Что касается твоей драки, то она с моей точки зрения была неизбежной. Ты правильно сделал, что ответил ударом на удар, в этой ситуации словами решить конфликт было невозможно. Ты повёл себя как настоящий мужчина, и я тобою горжусь. И неважно кто выйграл в драке, важно, что сам хулиган понял, что ты не из тех, кто позволит издеваться над собой. Красоту в себе надо беречь сынок и за красоту надо драться. Что бы другие знали, что ты по-настоящему красив, ты должен показать им это, и что ты готов постоять за свою красоту. Я не просто так попросил тебя, что бы ты посмотрел на себя в зеркало, я хотел, что бы ты увидел себя. Ты ведь красавец. А человек должен знать красивый он или нет, это необходимо. Нужно реально смотреть на вещи, не врать себе и не обманывать окружающих. В конце концов, тебе уже достаточно лет, чтобы ты это понимал – серьёзно сказал отец. Ему нравилось внешность сына, и он не сомневался, что другим людям тоже нравится внешность мальчика, и он хотел, чтобы сын это понимал.

- Я красавец, но не могу, же я быть красавцем для всех, некоторые я уверен, считают меня страшным. Кто тогда прав я считающий себя красавцем, или они считающие меня страшным.

- Вы оба правы, так как нет красоты одинаковой для всех, кому-то нравятся лёгкая небритость на лице, а кому-то длинные волосы. Стандарты всё время меняются. Однако разумный человек понимает, что красота будет притягивать взгляд всегда, это ей свойственно.

- Но зачем папа? Зачем мне знать, что я красивый? – Сын пока ещё плохо понимал, чем отличается красивый человек от некрасивого, и не видел красоту в самом себе.

- Красавец должен знать, что он красавец, что бы оставаться красавцем. Ты должен следить за собой, и, несмотря на ту красоту, что дала тебе природа, ты должен ухаживать за собой, а иначе ты перестанешь быть красивым.

- Но ведь красивый человек, может быть каким угодно.

- Красота бывает разной в этом ты прав, но красота всем видна и все её признают и все её видят, и окружающие и родители, и ты сам, главное, что ты должен знать это, то, что ты не должен относиться к себе как, то по-особенному из-за своей красоты.

- Для меня не важна красота, важно какой человек внутри – медленно произнёс сын, вдумываясь в каждое слово.

- Правильно сынок это важно, но красота тоже важна. Она не даётся человеку просто так и ты должен знать, что раз ты красивый, ты должен быть красивым во всём, в поведении, в манере одеваться и, конечно же, в лице, причёске, и теле. Я очень тебя люблю, как и, наверное, любой отец своего сына и я не хочу, чтобы ты вырос эгоистом или нарциссом. Ты должен получить правильное воспитание. Сейчас я хочу от тебя лишь одно, что бы ты задал себе вопрос: разве есть ещё второй такой красивый мальчик на белом свете?

- Не знаю, но почему тогда другие не признают моей красоты?

- Они другие, не красивые, им сложно понять красивого человека. Я хочу, что бы ты понял, что ты красавец, но в тот момент, когда ты поймешь это, не смей собой гордиться. Это убьёт в тебе всякую красоту. Гордыня делает из красавца дурака, ведь он начинает считать себя лучше всех, и не видит красоту в других, а только лишь в самом себе, а это самообман, который ведёт к появлению других ошибок, к самовлюблённости, и в итоге ты перестанешь самосовершенствоваться, считая себя итак лучшим, становясь со временем всё хуже и хуже. Знай, что ты красив из-за своего стремления к красоте. Ты всегда должен понимать, что нужно постоянно поддерживать в себе красоту, работать над собой, стараться быть ещё лучше, ещё красивей. Помни, чему я тебя учу, сынок, это пригодится тебе в жизни.

- Да но чем может пригодиться моя красота, все только и делают, что смеются надо мной – сынок как бы жаловался своему отцу на поведение других детей. Он смотрел на отца с непониманием, и недоверчивостью.

- Они ведь ни разу так и не объяснили тебе, почему смеются. И никогда не объяснят. Этого никто не объясняет, ты сам должен знать про это – отец подошёл к сыну ближе и погладил по волосам – Ты то сам как думаешь, почему они смеются?

- Может быть, они мне завидуют? Завидуют моей красоте?

Отец лишь усмехнулся. По его лицу было видно, что он сейчас сдерживает себя, чтобы не расхохотаться, как будто бы ему рассказали очень смешной анекдот, который он случайно вспомнил на важной деловой встрече - нет, мой мальчик, они любят тебя и за смехом прячут свою любовь. Зависть плохое чувство, ты уже знаешь, что может сделать некрасивый человек красивому из зависти.

- Да знаю – сказал сын - но что мне делать с теми, кто смеются надо мной. Они проходят мимо, и забывают всё что делали и говорили и обращают внимание только на меня. Мне всё равно, что им нравиться моя красота я не хочу, что бы надо мной смеялись.

- Смирись сынок это люди, и они должны как-то реагировать на то, что видят вокруг. Это их реакция, только и всего советую тебе не обращать внимания на них. Со временем ты к этому привыкнешь – Отец снова взял сына за руку и повёл к зеркалу – я хочу сынок, что бы ты ещё один раз посмотрел на себя.

- Папа я вижу себя, мне нравится своё отражение.

- И мне сынок. Хорошо, что ты всё-таки решился на себя посмотреть. Сейчас мы пойдём на прогулку, и я докажу тебе что быть красивым не так плохо как ты думаешь. Я завёл этот разговор не просто так, тебе уже 14 лет, и ты уже должен учиться быть красивым, ведь это не так просто, и прежде всего ты должен стараться не обращать внимание на других людей, которые относятся к тебе предвзято. Посмотри на меня, можешь мне поверить, я тоже был красавцем в твоём возрасте, но время берёт своё. Знай мы красивые, и твоя мать, и я, и ты, мы все такие. И нам очень нелегко жить в этом мире.

- Почему? – спросил сын, надевая свою тёмно-синюю куртку, закрывая зеркало, и выходя из дома.

- Многие нас не любят за нашу красоту, считают, что больше в нас ничего хорошего нет, и тогда приходиться доказывать обратное. Я так устал всё время это доказывать. Но такова жизнь. Ты должен понять что твоя красота, дана тебе не для того чтобы ты ей пользовался. Усвой, ты должен учиться жизни так же как все.

- Мне кажется, что ты прав.

- Так и есть сынок. Пока мы идём в парк, может быть, у тебя остались ко мне какие-то вопросы? Опыта у меня много, так что спрашивай не стесняйся, помогу, чем смогу.

- Папа, а каких людей больше красивых или не красивых? – дверь закрылась, и они направились на улицу, проходя мимо магазинов, ларьков и просто забегаловок. На улице весна жила своей жизнью, птицы пели, радуясь возвращению в родные края, собаки лаяли от скуки, кошки мирно спали на лавочках, возле парка.

- Я не знаю, в мире много людей, красивые люди выделяются среди общей толпы. И, наверное, красивых людей меньше, но точного ответа на этот вопрос я уверен, не знает никто – Отец остановился и вздохнул, чтобы в очередной раз объяснить сыну какой-то важный урок – Видишь, прошла девушка мимо тебя и, увидев тебя, тут, же отвернулась, это значит, что ты ей неприятен. Если ты красивый, то это не означает, что ты будешь нравиться абсолютно всем. Красоту признают, но красота, увы, и отпугивает. Красивых любят не все, в этом нет ни чьей вины, просто так устроен человек. Может быть, у неё был плохой опыт с красивым человеком, а может она считает, что все красивые люди помешаны на своей красоте, кто знает какие у неё заморочки в голове. Но это не означает, что нужно перестать быть красивым, просто все люди разные, некоторых раздражает красота, а некоторым нравится, ты должен это понимать.

На несколько секунд сын задумался, но потом спросил у отца новый вопрос - Нам повезло, что мы родились красивыми, или это божья кара? Ведь, честно говоря, мне не нравится, как относятся ко мне другие дети из-за моей красоты.

- Нам повезло сынок. Ко мне тоже относятся предвзято даже сейчас, несмотря на то, что я постарел и потолстел. Отношение других людей к нам это часть урока – отец отряхнул свой пиджак от пыли, смахнул её вниз на асфальт, и взял сына за руку - понимаешь жизнь это один большой урок, где мы учимся быть самими собой.

- Но что бы быть собой ничего, же не надо делать?

- Это не так – сказал отец – Быть собой очень трудно, потому что не все могут принять тебя таким, какой ты есть на самом деле. Нужно иметь смелость, чтобы не скрывать самого себя от других – Отец искал глазами свободное место возле площадки и тут же его нашёл - Давай сядем на лавочку есть свободное место для нас обоих, и посмотрим на людей гуляющих рядом с нами. Видишь, они на нас смотрят, они оборачиваются, глядя в нашу сторону, потому что наша внешность их заинтересовала. Если ты заинтересовал другого человека, значит, ты добился определённого успеха. Я могу подойти и спросить, почему тот или иной человек посмотрел на тебя, но делать это не буду, так как знаю ответ, он увидел в тебе красавца, и это привлекло его.

- А может быть лучше скрывать свою красоту, чтобы другие не вели себя так странно, не оборачивались или наоборот не отводили взгляд.

- Нет делать этого не нужно ни в коем случае ты можешь скрывать всё что угодно но только не это. Ты должен быть собой даже если это означает твой отказ от общих правил. В этом ты должен противостоять обществу. Не всегда получится сделать это ведь их много, а ты один. С возрастом я понял, что красивому человеку всё даётся сложнее, чем некрасивому, потому как к нему всегда относятся по-особенному. Все, включая друзей.

- Это значит, что у красивого человека не может быть друзей? – спросил сынок.

- Нет, это значит, что друзья тоже могут быть не красивыми.

- И что делать в таком случае?

- Противостоять друзьям, или искать себе новых красивых друзей. Друзья не должны завидовать друг другу. Иначе ни о какой дружбе и речи быть не может. Главное во время это понять, и увидеть завистника в лице друга. Поверь, у меня тоже были плохие друзья, я старался не замечать их шутки в свой адрес, но потом понял что это ошибка. Знай рано или поздно тебе попадутся друзья равные тебе во всём. Умей отличать хорошее от плохого.

- А красивый человек может завидовать красивому?

- Конечно, но уже по другим причинам.

- Папа я не хочу быть красивым я хочу быть таким же, как все.

- Глупость ты не должен стыдиться своей красоты, ты должен принимать её ведь она не даётся человеку просто так. Красивых не любит общество, но красивых любят отдельные личности, и это любовь даёт тебе силы жить дальше. Жить, несмотря на злых, некрасивых людей. Смотри напротив нас сидит парень примерно твоего возраста, он как и ты красавец, но он я уверен не получил должного воспитания, и теперь страдает от своей красоты.

- Но как можно страдать от красоты?

- Он смотрит на себя в зеркало слишком часто и другие дети над ним издеваются. И сейчас в руках у него зеркало я уверен не просто так. Это нарцисс, а всё, потому что отец во время не преподал ему урок о красоте. Сын должен слушать своего отца ведь отец в своё время прошёл через то же самое. В будущем пригодиться не сомневайся. У некрасивых таких проблем нет, но некрасивые не осознают то, что вредят красивым людям. Это как рефлекс, однако, не все такие.

- А как же некрасивые люди живут, они ведь такие плохие. Зачем они вообще существуют?

- Некрасивый не значит плохой. Среди некрасивых, тоже встречаются порядочные люди. Рано или поздно ты их встретишь, и поймешь, что у них тоже есть свои достоинства. У них тоже есть свои завистники, и они тоже противостоят обществу. Понимаешь жить в обществе очень сложно, оно противоречиво и состоит из разных, а иногда и из не правильных людей. Но тут уж ничего не сделаешь. Старайся быть вне этого общества, ведь оно ничему хорошему тебя не научит.

- А кто научит хорошему?

- Твои друзья, они, возможно, помогут тебе в жизни, ведь для этого друг и существует, что бы помочь в трудную минуту.

Сынок задумался над словами отца. Он и понятия не имел что быть красивым так сложно. Он вообще не думал что он красивый, но догадывался, что другие дети смеются над ним не просто так. Пока они сидели на лавочке, рядом с ними прошло немало людей. Реакция на красоту сына была самой разной, некоторые девушки смеялись, некоторые проходили, мимо стараясь не замечать, парни в основном не обращали внимания, и лишь некоторые смотрели с любопытством.

- Красота приятное слово, но почему оно приносит за собой столько бед? Этот мир красив, природа красива осенью, когда листья желтеют и опадают, или зимой когда снег накрывает всё своим белым и искристым покрывалом.

- Всё красивое имеет своё начало и конец. Когда-нибудь ты станешь, таким же, как я старым и морщинистым, и тогда ты будешь вспоминать, то время когда ты был красивым с улыбкой на лице, и тебе будет всё равно, что кто-то над тобой смеялся. Ты будешь знать раз, они продолжают смеяться, значит, ты по-прежнему красив.

- А над тобой когда-нибудь смеялись другие люди?

- Сынок, меня избивали из-за моей красоты – отец посмотрел на часы и тут же удивился – как быстро идет время, давай задавай свои вопросы быстрее, а то нам домой уже давно пора, и мать будет волноваться, мы ведь не предупредили её, что пойдём гулять.

- Почему другие люди так делали?

- Просто им мешала моя красота, но я оставался собой, и теперь знаю, что всё в этой жизни я сделал правильно. Ведь у меня есть твоя мать и ты, а это самое главное.

- Значит, издеваются только над красивыми? – грустно сказал сын.

- Нет издеваться могут над всеми, и по разным причинам. Над не красивым тоже могут издеваться, понимаешь важно быть вместе со всеми, но и в тоже время самим собой.

- А если бы ты попытался не быть таким красивым, попробовал подстроиться под общество.

-Тогда возможно надо мной перестали бы издеваться, но я бы не смог больше себя уважать. Не смог бы быть таким как раньше. Изменилось бы моё отношение к самому себе, оно стало бы хуже. Ты понимаешь, что это ошибка?

- Да папа, нужно быть собой несмотря ни на что.

- Вот именно – сказал отец, он вспомнил то жестокое время, когда был жертвой из-за своей красоты, и как ненавидел судьбу, которая сделала его красивым - То, что я красив, не дают вам право издеваться надо мной, говорил я, но они всё равно это делали. Они некрасивые плохие люди, которые всё время стараются изменить других хороших людей. Сделать их хуже. Сделать их такими же, как они.

- Зачем им это?

- Затем что они когда-то изменились, перестали быть самими собой. Это людская слабость, и теперь польза обществу служит им оправданием. Они считают себя его частицей, потому как они всюду подстраиваются. Таких людей я ненавижу. Но их больше чем хороших, поэтому им в жизни приходиться легче, чем нам.

- Значит, подстраиваться плохо?

- Нет быть другим плохо, иногда нужно соглашаться с людьми, но везде знай меру, и не предавай себя.

- Но ведь я один, а общество большое – в парке становилось всё меньше народу, люди понемногу уходили домой и лишь влюблённые парочки оставались сидеть на своих местах.

- И я был один когда-то. Когда-нибудь ты поймешь, что общество это те же люди что и ты. Знай, они делают тебя сильнее – На улице уже стемнело и лицо отца выглядело немного странным при свете фонарей, которые включили раньше обычного.

- Зачем мне быть сильным? – спросил наконец сын – Разве мало того что я красивый.

- Что бы уметь постоять за свою красоту, чтобы иметь в себе силы противостоять людям. Рано или поздно ты сможешь победить общество. Я же победил в своё время. Это трудно, но осуществимо – Отец встал с лавочки – Пожалуй можно уже идти домой, скоро стемнеет, мать уже давно ждёт нас к ужину, а ты ещё не начинал уроки.

Сынок встал вместе с отцом - Выходит нужно побеждать общество, что бы быть сильным.

- Видишь это просто, я думаю, ты бы сам догадался об этом, но на, то я и отец, чтоб ты не повторял моих ошибок.

- А у тебя были ошибки?

- Конечно, и у тебя они будут, несмотря на то, что я тебя учу. Ты, например должен понять, что ты лучше многих, но не лучше всех, потому что всегда найдётся человек сильнее или красивее тебя. А если даже и нет в любом случае это путь к гордыне, а она всех нас делает хуже. Я считал себя лучшим когда-то и потом понял, что я сам трачу время впустую. Это ошибка, которая ведёт к остановке всех хороших качеств в тебе. Ты становишься зацикленным на своём превосходстве над остальными, а потом понимаешь, что ты лишь пребывал в заблуждении. И хорошо если найдётся человек, который лучше чем ты как можно скорее, пока ты не смог сделать множество других ошибок, глядя на себя неверным взглядом.

- А как тогда надо смотреть на себя?

- Надо быть честным с собой. Вот скажи, что ты видишь, глядя в зеркало?

- Мальчика – сказал сынок.

- Ты красавец и ты должен знать это, и не стесняйся этого, но и не гордись. Все люди разные и по-разному будут реагировать на твою красоту, но ты должен знать я всегда помогу тебе, спрашивай меня, если у тебя есть ко мне вопросы, а рано или поздно они появятся. И не обращай внимание на глупых некрасивых людей, старайся не попасть под их влияние, не бери с них пример, будь лучше. Надеюсь, ты запомнил всё то, что я тебе сказал – произнёс отец, уходя из парка вместе с сыном - На этом, пожалуй, всё.