Информационный характер эволюции

Гульмира Жамантикова
Изучая природу во всех её разнообразных проявлениях, люди часто пытаются понять «Для чего?» природа наградила те или иные существа такой окраской, обликом, причудливым оперением или способностями. И если раньше считалось, что природа отбирает лишь те свойства, которые способствуют выживанию, то сегодня мы понимаем, что есть масса признаков, форм и свойств, которые невозможно объяснить одной лишь целесообразностью в борьбе за выживание. Это причудливые хвосты, удивительные узоры, разноцветные перья, чешуя, способность к изменению окраски, мимикрии и многое другое. В конце концов, даже способность человека к речи, к интеллектуальной деятельности, невозможно объяснить одной лишь только полезностью в борьбе за выживание. Зачастую интеллектуальные интересы человека простираются так далеко от каких-либо насущных, практических нужд, что не могут способствовать улучшению его материального состояния, и даже напротив – делают его уязвимым  и крайне неприспособленным к жизни.

Всё это наводит на мысль, что появление новых видов с новыми признаками носит не столько материальный, сколько информационный характер. И понять механизм эволюции можно лишь в том случае, если рассматривать её как единый процесс эволюции духа – извечного, самосовершенствующегося, самосознающего, творческого начала. И каждый из нас является воплощением этого духа в той или иной форме.

Уникальность Человека состоит в том, что он более всех земных существ изумлен грандиозностью и величием, простотой и непостижимостью этой вечной эволюции жизни. В том, что он более всех преклоняется перед величием Творца и осознаёт свою единосущность с Ним. Изучая природу во всех её проявлениях, он всюду ищет и находит разумность, гармонию, целесообразность, математическую точность и красоту.

Способность человека мыслить, выражать свои мысли самыми разными способами, создавать новую информацию – это то, что больше всего роднит нас с Творцом.
Слово может иметь великую созидательную силу! Слово рождается, как живой организм, имеет свой срок жизни, своё место в иерархии прочих информационных понятий. Есть слова очень приземленные, обозначающие что-то конкретное, материальное, осязаемое. Например, «стул», «дом», «берёза». Есть слова обобщающие, уточняющие смысл других слов: «мебель», «строение», «дерево». Они более абстрактны по сравнению со словами первого уровня. Есть слова еще более высокого уровня абстракции, такие как «материя», «система», «пространство», «время»… Такими словами оперируют философы, теоретики физики, естествознания.
Таким образом, человеческая речь – это не просто набор слов, а единая, сложная  система информационных понятий, призванная отражать существующую действительность. А значит всякое искажение, ложь является разрушительным и опасным для объективного восприятия мира, для развития способности к самосознанию, мышлению, для дальнейшего правильного развития человеческой цивилизации.

Язык живет, совершенствуется, развивается, обогащается новыми понятиями, очищается от старых, неточных, неудачных слов. Человек, обладающий высокими нравственными качествами, всегда следит за своей речью – за тем, чтобы максимально ясно передать смысл, чтобы не говорить напрасных, лишних, разрушительных слов, за тем, чтобы наполнять свои слова глубоким содержанием, подтверждать их своими делами, воплощая, таким образом, все замыслы в жизнь. И так постепенно его слова обретают силу и наделяют человека властью – сначала над собой, а затем и над внешними обстоятельствами.

Чем более развита речь (как система понятий), чем объективнее она отражает реальность, тем больше власти она дает над природой, больше возможностей для её познания и совершенствования.

Пока нравственность наша оставляет желать лучшего, пока речь наша несовершенна и мировоззрение искажено, слова наши лишены великой созидательной силы. И мы должны трудиться над своим совершенством, над духом и плотью, над качеством и смыслом нашей жизни, чтобы слово обрело силу созидания, а не разрушения, несло красоту и гармонию, а не хаос и смерть, вносило ясность и понимание, а не запутывало мысль, способствовало единству и миру, а не становилось причиной войн.

Речь как инструмент познания имеет также своё предназначение. Пока познание наше направлено не на исследование своего естества, своей связи с природой, а на её копирование и создание искусственных механизмов, речь наша будет инструментом создания искусственных, безжизненных форм. Это развитие по технократическому пути, отдаляющему нас от истины, от связи с Творцом, с великими силами эволюции. Технократический язык разделяет, усложняет понимание природы и создаёт мир иллюзий – подмену реального мира. С его помощью невозможно создать нечто живое, вечное, совершенное, нельзя усовершенствовать живой организм, живую систему. Напротив, он всё живое превращает в косное, в прах.

Когда же целью познания станет сам человек, сама природа бытия, слияние с ним через самосознание, тогда и речь наша станет инструментом совершенствования природы, и знание станет полным, истинным. И тогда мы станем со-творцами Богу, и не будет ничего материального, что не являлось бы духовным. Всё будет одухотворено! И в этом состоит победа над смертью!