Соционический анализ Дорога перемен

Виола Ковшова
   Союз двух этиков не очень желателен, так как перевес эмоций здесь будет наиболее вероятен. Хотя, как ни парадоксально, именно этики при знакомстве лучше всего друг друга понимают, что является решающим в этом вопросе. Наиболее ярко это видно у представителей одной квадры в соционике - зеркальщиков Есенина (интуитивно-этический интроверт) и Гамлета (этико-интуитивный экстраверт), хотя зеркало кривое, и рано или поздно может дать сбой.

   В истории "Дорога перемен", когда знакомятся на вечеринке Гамлетесса и Есенин, они просто захвачены друг другом. К тому же, должно быть, они ещё и кармические партнёры, так как сразу почувствовали друг друга как "родного".

   Для Гамлета очень свойственно интересоваться не столько престижностью работы и размером зарплаты, сколько тем, как это всё соответствует твоей творческой самореализации в жизни. Для Гамлета именно это ключевой момент жизни, даже когда он не очень осознаёт это. Именно поэтому её не оттолкнуло его чистосердечное признание, что он работает грузчиком, а вскоре будет кассиром в кафеттерии. Её совсем не это интересовало, а то, кем он мечтает быть, какие у него интересы и предпочтения в отношении своей творческой самореализации. Сама она училась на актрису в тот период, что и является вообще предназначением Гамлетов.

   Для Есенина это и есть та самая квадровая поддержка и сглаживание острых углов, потому что  именно тема профессии и финансов для него крайне болезненна и редко когда полностью разрешена. Зато в сфере общения и разговоров он чувствует себя как рыба в воде, что и привлекает в нём Гамлета.

   Гамлету, как известно, место на сцене, иначе он эту "сцену" устроит в обычной жизни близким и окружающим. Часто Сами Гамлеты чувствуют это своё призвание и идут в верном направлении, становясь актёром или певцом, любым артистом или деятелем искусства. Однако не всегда жизнь благосклонна к ним, и они терпят неудачу в своём стремлении к творческой самореализации. Тогда они могут податься в религию, в лучшем случае, как отдушина для нереализованных плещущих через край эмоций. В худшем случае от них страдают окружающие и близкие, поскольку драмы и трагедии, предназначенные для сцены, воплощаются дома и на работе, в маршрутке, да где угодно.

   Здесь наши герои соединяют свои судьбы, заводят двоих детей и переселяются на окраину города в частный дом, где риелтор Жуковка помогает им найти один из лучших, и становится другом их семьи.

   Спустя годы совместной жизни, после неудачной премьеры спектакля, где участвует Гамлетесса, у них с мужем Есениным разыгрывается драма между собой, где всплывают все подводные камни и накопившиеся подавленные недовольства и эмоции. Они кричат и унижают друг друга, и над ними повисает серая мрачная туча.

   На следующий день на работе Есенин заводит роман с любовницей, молодой Дюмой (сенсорно-этический интроверт), чтобы отвлечься и вернуть себе ощущение собственного мужского достоинства. Хотя у Есенина и Дюмы "деловые" отношения, поэтому страсти там нет, и даже особого интереса.

   В это время его жена домохозяйка Гамлетесса загорается идеей о переезде в Париж из Америки, для начала новой жизни на европейском уровне, думая, что счастье зависит от внешних перемен и смены территории. Это соответствует её подсознательному желанию убежать от себя после трагического провала своей творческой попытки самореализации. Возможность уйти от себя и своей боли ассоциируется у неё с физическим переездом за океан..

   Она загорается этой идеей вполне по-гамлетовски и встречает вечером растерянного мужа с фанфарами и фейерверками, восторженно убеждает его в своей правоте и необходимости переезда, где и он сможет найти себя и воплотить своё предназначение по-максимуму, вместо этой конторской скучной работы по 12 часов в сутки. Именно Гамлета меньше всего тревожит, если женщина кормит семью, пока мужчина дома с книжками ищет себя.

   Безусловн,о эта идея придала колоссальный импульс энергии ей, чтобы встретить его мужа, после драматического скандала накануне, счастливой, всё чудесным образом забывшей, нежно любящей женой, вопреки их совместной подавленности, которая могла продолжаться ещё месяцы, отравляя их и без того скучное, заурядное, на их взгляд, существование.

   Им обоим не хватало импульса энергии для осознания, как счастливо на самом деле они жили и без того, живя в роскошном частном доме на природе, красивом и комфортном внутри, с милыми добрыми соседями; имея молодость, здоровье, красоту, друг друга у себя, прекрасных детей, машину, работу, - всё для того, чтобы найти в этом счастье, для чего живёт человек. Как ни странно может сначала показаться из-за того, чему нас всю жизнь учили, мы пришли сюда для того, чтобы чувствовать радость во всём, что есть и что мы делаем, а не выживать, соревноваться, доказывать, кто лучший, заслуживать звания, давать отчёт о своей жизни кому бы то ни было.

   Но в человеческой коллективной ментальности присутствуют ложные ценности и образцы, уводящие людей от самих себя, своего счастья и истины. Истина в том, чтобы обнаружить счастье прямо там, где ты есть и в том, что имеешь, и оно будет от этого множиться день за днём.

   Нас приучают с детства видеть счастье там, где его нет, за горизонтом, небрежно отталкивая то добро, которое дарит нам жизнь, о котором другие, может, только мечтают. Но каждый считает себя особенным и достойным большего, забывая ценить всё то, что уже имеет. За этим всем мы не видим, что везде одно и то же. Не разглядев счастье здесь, не увидишь его и там.

   Почему-то невыгодно рекламировать семейное счастье и домашний уют, это считается "отстоем" и называется "похоронить себя".
Счастье там, где тебе хорошо, каким бы "отстоем" это ни считалось. Твоё предназначение там, где ты есть. И всё, что нужно, - проживать его наилучшим образом и по-максимуму, будь то семейный очаг, общение с друзьями или работа.

   Именно это начало происходить с нашими героями, когда они получили освежающий импульс от своей новой идеи. Она им хорошо послужила, чтобы почувствовать вкус к своей уже существующей жизни, не имея ценности сама по себе для дальнейшей реализации. Этим вдохновляющим толчком могло послужить всё, что угодно другое, особенно духовная пробуждённость участников, что более надёжно и долговременно.

   Что мешало им жить так без этой идеи? Обесценивание того, что есть, бытовое затирание сознания, стереотипная пыль повторяемости и неспособность увидеть себя со стороны.

   Вот он приходит на надоевшую скучную работу не как обычно. Его теперь не удручает, как раньше, толпа стандартных скучающих шляп и костюмов, таких как он, ожидающих с ним на остановке, едущих с ним в электричке, в лифте, конторских служителей коллег.

   Нет, во этот раз он всего этого не замечает, потому что летит на крыльях мечты и вдохновения на работу, присвистывая что-то себе под нос. Он не боится действовать творчески и спонтанно, бесстрашно, как ему хочется, не боится не угодить начальству и потерять работу как единственное средство выживания для него и его семьи.

   У него есть в запасе иной, лучший вариант, поэтому здесь он действует легко, играючи, небрежно, вообще без всякого страха и скованности, на высвободившемся творческом вдохновении.

   Именно в таком состоянии творятся великие дела, а не так серьёзно и напряжённо, как нам кажется. Всё великое делается легко. А ему теперь так вообще нужен повод для увольнения, поэтому он вытворяет, как ребёнок, что ему вздумается. И, как ни странно, его замечает высшее начальство за нестандартность и смелость идей, и зовёт на великие свершения в повышении...

   По его возвращении домой счастливая жена и мать радостно встречает его, выбежав навстречу, чтобы обнять и поцеловать. Рядом играют дети с фонтаном, и тоже подбегают к счастливым родителям разделить радость всей семьёй.
Что мешало так встречать главу семьи каждый день? Ведь они действительно любили друг друга. Просто ум покрылся пылью. Не хватало осознанной пробуждённости, помимо интеллекта и чувств, чтобы осознавать своё счастье каждое мгновение  и не соблазняться ложными идеями, скатываясь в бездну неудовлетворённости.
   
   Неспособность увидеть себя со стороны и понять, что не в идее дело как таковой, а в них самих. Идея - только повод, на котором не стоит зацикливаться, а лишь только использовать, чтобы потом вовремя отбросить. Для этого нужна гибкость ума, которая есть у иррационального Есенина, но абсолютно отсутствует у рационала Гамлета, который тяжелее всех перестраивается вообще.

   Вот они чувствуют сок жизни в любящих объятиях, новизну и смысл. Затем проводят блаженные мгновения в детской спальне с детьми, рассказывая им о новых планах, о переезде, вместе радуясь, шутя, играя - чего они уже давно не делали без специального повода, будучи скучающей "обычной" семьёй, делая всё из нужды стандартным образом.

   Вот они посещают своих соседей супругов, которые, как Есенинка и Дюма, состоят в "деловых" соционических отншениях. Он, как Дюма, любящий и верный муж и семьянин, конечно, но он влюблён в Гамлетессу уже давно и тайно живёт с этим чувством.
 
   Когда его жена к приходу гостей надевает не очень привлекательное платье для Дюмы - любителя и ценителя прекрасного и гармоничного - ей, как Есенинке, достаточно лишь его беглого замечания: "Ты в этом будешь? Нет, всё в порядке", - чтобы тут же переодеться покрасивее, - или она не интуит-этик!

   Гости ошарашивают хозяев своей безрассудной новостью, но в итоге, мягкие гуманисты оба, хозяева принимают с радостью всё как есть, уважая выбор своих друзей, хотя и недоумевая, как это она будет содержать семью, пока он будет искать себя. А вечером жена Есенинка выразит свои эмоции просто через слёзы, найдя поддержку недоумевающего, но заботливого мужа Дюмы. Всё дело в том, что ощущение "безнадёжной пустоты" так или иначе посещает каждую супружескую пару, и каждая семья справляется с этим по-своему.

   Эти искажённые манящие лже-ценности находятся в коллективном человеческом, и нужно выйти за пределы навязываемых социумом стандартов с экранов телевизора, радио, газет, журналов, сплетен.

   В это время бурно радуются у себя на кухне Есенин и Гамлетесса от произведенного ими впечатления на друзей. Это добавляет им краски жизни. Он сравнивает эту остроту и тотальность проживания каждого момента с ощущениями на войне, когда ежесекундно за его плечом стояла смерть, и не существовало ни прошлого, ни будущего, ни страха, а только сейчас, и жизнь, как она есть, ценилась во всей её простоте и полноте. Иногда запах смерти может пробудить человека к величайшей осознанности и тотальности проживания, когда не знаешь, будешь ли жить через секунду, и наслаждаешься просто своим дыханием, или общением, или присутствием, как в последний раз.

   Она, как женщина, сравнила это ощущение полноты осмысленности жизни с первым разом их занятий любовью. И это освежило снова эту грань их совместной жизни. Но почему каждый раз не может быть как в первый раз, без специальных особых поводов?Пыль на сознании не даёт разглядеть в родном человеке вечное непознаваемое божественное существо, всегда новое и свежее, хоть и предельно близкое и родное.
Именно любовь освежает, а не смена партнёра, что вообще является иллюзией и западнёй.

   Пробуждённость позволяет в другом видеть живое существо, внутри которого - Бог, который никогда не может быть известен  и познан до конца, и не вешать на него свои ограниченные ярлыки и концепции "давно известного и понятного". Человек, как река, всё время течёт и меняется. И в каждую секунду он уже не тот, что был мгновение назад.

   На пути им встречается ещё один нереализованный Гамлет интеллектуал, который видит всё и всех насквозь, с их неприкрытыми недостатками. Его эмоции зашкаливают, поэтому его усмиряют электрошоком в психлечебнице. Со свойственной Гамлетам прямотой, и даже бесцеремонностью, он называет вещи своими именами, шокируя своих зашоренных социальными нормами родителей, и управляя обстановкой и руслом общения по своему усмотрению, с помощью своей сильной гамлетовской базовой этики (сферы эмоций).

   В некоторой степени это импонирует поначалу молодой паре Есенина и Гамлетессы, интеллектуалов, которые стремятся быть особенными и не такими как все. Но когда начинают возникать трудности и препятствия в реализации их безрассудной идеи, и у них учащаются разрушительные эмоциональные всплески, огонь этого Гамлета только усиливает и раздувает пламя конфликта со своим видением правды и прямолинейностью.

   Ей, как Гамлетессе, не хватило отстранённости, чтобы увидеть, что эта идея дала им счастье прямо сейчас, на месте, и дальнейшие умствования стали уже неуместны, какими бы философски правильными они ни казались. Ей не хватило осознанности увидеть, что просто сама идея уже изменила их жизнь к лучшему, так, как они хотели. Но человеческая, особенно гамлетовская, тенденция цепляться за идею в ущерб реальной жизни сыграла роковую роль в этой ситуации.

   И самое интересное, их неспособность читать Знаки. Сама жизнь им дала понять, что дальнейшие действия в направлении этой идеи не нужны, когда его повысили на работе с чудеснейшими перспективами, а она забеременела третьим ребёнком. Само Пространство разговаривало с ними таким языком, давая сигнал к перестройке.
 
   Есенин с его иррациональной гибкостью быстро перестроился, как само течение жизни, а она, как Гамлет рационал, не смогла, и застряла в ловушке собственных иллюзий и упрямства.

   Всё начало уже складываться как нельзя лучше. Они с друзьями классно отдыхали на морском пляже совместно семьями, ходили на танцы, веселились. Могли праздновать его увлекательное многообещающее повышение и их пополнение в семье, так удачно вписывающиеся в их начавшиеся счастливые перемены. И продолжать вдохновенно встречать рассветы и закаты вместе, провожать и встречать мужа и отца с работы всей семьёй, как праздник и подарок жизни. Пространство сотворило эти вещи, чтобы познать, что это такое и каково это, через осознание в нас. Кто мы такие - отбрасывать это, как мусор и непотреб?

   Он искал в измене на стороне самореализации как мужчина и личность. То же вскоре сделала и она, дойдя до крайнего безумного отчаяния в своём чудовищном разочаровании и гневе. Зеркальщики взаимно отразили друг друга, получив от "внешнего" мира отражение того, что сами несли "внутри".

   Волна гнева захлестнула их обоих так, что они уже не могли остановиться и контролировать себя, и делали вещи, которые бы в нормальном состоянии никогда не сделали. Обоих этиков захлестнули эмоции гнева и обид. Они стали жертвами вовлечённости с головой в ситуацию, где могло бы помочь самоотстранение и свидетельствование, практикуемое не вчера, а регулярно.

   Только медитация станет единственным решением векового муже-женского конфликта и противостояния, где даже любящие друг друга становились жертвами эмоционального маятника.

   В разрушительном запале они наговорили друг другу бесчеловечные вещи в смертельной ненависти. После чего она не видела возможности продолжать дальше всё по-прежнму. На утро он ожидал чего угодно, только не её мягкого доброго лица, умиротворённого дружеского общения как ни в чём не бывало, заботливо приготовленного завтрака.

  Как интуит, он чувствовал, что что-то здесь не так, но ему хотелось верить в лучшее, уходя на работу. Другого он ничего и не мог бы сделать всё равно.
Но с её стороны это, конечно же, была "сцена" актрисы, чтобы затем удачно воплотить план по самостоятельному избавлению себя от беременности, все сроки для абортов которой давно прошли. В той адской реальности, которую она себе вполне по-гамлетовски создала, это был единственный видимый ею выход для себя.

   Есть ещё вариант, точно так же неожиданно мило отреагировать на утро после скандала, вопреки ожидаемым обидам и ненависти. Но не в силу актёрской подготовки исполнения зловещего плана мести, а в силу пробуждённости свободного существа. Когда человек достаточно пробуждён духовно, чтобы не вовлекаться в драму жизни всецело, а оставляет неволечённого наблюдателя на заднем фоне сознания, практикуя повседневную бдительность как медитацию с открытыми глазам. Тогда у него появляется шанс выйти за пределы обусловленного сценария, и в любой момент начать сначала, отбросив себя прошлого и всё с этим связанное.

   Для непрактикующего человека это не под силу, так как волна захлёстывающих стихийных энергий подавленного гнева, и других, слишком мощная, многовеково накопленная вместе с остальным багажом человечества. Но она - ничто для того, кто стоит в стороне и просто наблюдает за собой и своими реакциями, начиная с малого, проходящими через себя энергиями, не вовлекаясь. Должен набраться накопительный эффект наблюдения, чтобы окрепнуть, и однажды выдержка сработает и будет увеличиваться по нарастающей.

   Только созревшее сознание, которое уже переполнено отвращением к повторяемым разрушительным реакциям и не может больше продолжать старых образцов поведения, готово сделать квантовый прыжок за пределы всего этого в новое сознание, поворот на 90 градусов, начав с малого.

   А как было бы прекрасно, если представить эту умиротворённую сцену утреннего перемирия и всепрощения, словно ничего и не было, после ужасной бури скандала, без припрятанного оружия мести за спиной, а в результате искреннего проживания подобного просветления и осознанности, свободной невовлечённости...

   У человека всегда есть выбор сделать шаг вниз или вверх. И самое интересное, жизнь в каждое мгновение всегда складывается именно так, чтобы у тебя всё было наилучшим образом. В это порой трудно поверить, особенно в моменты, когда хочется всё проклинать, потому что кажется, что всё вокруг против тебя. Но именно в эти моменты, если настроиться на убеждённость, что: "Как ни странно, но это всё, что кажется злым и ужасным, создано для моего наивысшего блага и полноценного счастья. Так не кажется, но так и есть", - туман начинает рассеиваться, и становится виден свет для тебя. Просто одна эта мысль и настрой на эту волну - и жизнь начинает выруливать куда надо.

   И хоть всё не перекраивается мгновенно волшебным образом, но ощущение благой цели у всего этого кошмара и чувство движения в верном направлении дают облегчение и силы прямо сейчас.

   Неужели уже не счастье - жить с любимым и любящим человеком, и детьми, в прекрасном доме? И иметь возможность разнообразить каждый свой день новинками и особенностями в контексте всего этого.

   Идея перемен была прекрасна сама по себе. Просто сами перемены нужно видеть в правильном русле, как подсказывает Пространство, природа и сердце, а не ум с его навязанными образцами и искажёнными ценностями. И оставаться здесь и сейчас, чтобы можно было гибко перестроиться в соответствии с меняющимися обстоятельствами быстротекущего русла жизни.