Нарым

Мария Козимирова
Конечно, название у него северное, магаданское, немножко на каторжанское смахиват, но это ничего не значит. Нарым -- остров на Ангаре, супротив Олонок.
А это те Олонки, что в Боханском районе недалеко от Усолья, что почти рядом с Ангарском.  По Александровскому тракту тоже можно…а от Усолья через Ангару. Ну, да это две дороги, а путь один. Ну вот, теперь знаете.
Где мне только не довелось побывать по роду своей работы и при наличии детей, которых летом некуда девать. А у меня их трое.
Эта армия ещё та …а командиру надо деньги зарабатывать.
Вот и кручусь.
Никогда ни от какой работы не отказывалась.
А тут «Дом отдыха» предложили на этом самом острове.
Детям путёвки за 50% не дорого дали…Женька вообще бесплатный пассажир, ему только три года.
С Алёшкой посложнее было, но тоже устроилось.
Алёшку мне подруга с Чульмана на самолёте, как посылку прислала. Радке четырнадцать лет, Алёшке десять, Женьке три.
 Вообще то здесь у Лёхи бабушка имеется, а мальчишку ко мне. Чё делать? Не чужие …друзья всё-таки.
Только бабка из огромного чемодана, что с Алёхой прилетел, выделила одну майку, одну рубашку, двое трусиков, и одни джинсовые штаны…мол, всё равно за лето порвёт и споганит хорошие вещи, что мать ему положила.
Мне некогда, мне своих архаровцев собрать надо. С одной доченькой согрешишь.  Возраст!
Собрались, поехали. По дорогое к нам подсели два обросших мужика. Весёлые…чё-то ребятишкам рассказывают. Видать умные, или учёные скорее всего.
Оказалось, археологи. Где то поблизости раскопки ведут.
Дети запомнили.
Мне красота. Кругом вода, дети не сбегут и не заблудятся. В ледяную воду Ангары не полезут… вот прямо рука не поднимается про них, охламонов этих писать.
Теперь, когда им почти по пятьдесят, особенно дочка, просит:
-Мам…напиши про нас…у тебя так ловко получается.
Нашим детям- внукам вместо сказок будет.
Вот и пишу, как могу. И не знаю с чего начать…все через меня прошло.
На первой же неделе отчебучили мои детки. Тут, на острове
исстари жили не то бакенщики, не то сторожа. Ну и покоились здесь же. Чё уж наплели те два мужика, что с нами ехали…эти археологи моим детям… только одной тёмной ночкой случился скандал на острове.
Меня разбудили ночью. Предо мной возвышался сторож в подштанниках и телогрейке, распатланная сторожиха в валенках и платке, мои дети и чужой мальчик лет тринадцати, оказалось сосед. Ребятишки почему то взлохмаченные и вся одежонка испачкана в земле.
 Сторож выражался по матери, сторожиха выла бесперечь.
Дети тоже подвывали, размазывая слёзы и сопли по грязным щекам. Когда я что- то стала разбирать из этой разноголосицы…узнала, что мои воспитанные дети ночью украли две лопаты на хоз-дворе и раскопали могилу сторожихиного пра-деда, который служил бакенщиком на этом острове ещё до появления Дома отдыха.
Эта смелая троица решила заняться раскопками. Так как кладбища и не было как такового…его давно затоптали коровы, но пара бугорков осталась… дети народ любознательный…стали копать… там кости...
Судите сами…что было дальше.
А дальше было всё понятно. За моральный ущерб в те времена не принято было деньги брать, поэтому после матов и всяческих оскорблений, нам было велено выметаться во свояси обратно, откуда приехали.
Добавлять в шум и ор свою лепту я не стала, понимая, что это кощунство и прощать нас никто не собирается.
Раз десять извинившись, молча достала чемодан и стала собирать вещички.
Но, я почему то всегда знала, что Бог есть!
И он явился! В виде нашего бухгалтера.
Бухгалтерша, довольно моложавая старушка, летом подрабатывающая по своей прежней профессии была строга, и мигом прекратила вой сторожихи и хныканье моих подопечных…
-Так, что за шум среди ночи? Рассказывать по порядку!
Кончилось тем, что мы остались… единственно по одной причине, что меня некому заменить, а народ кормить надо.
 
Всё лето дети продолжали вынимать из меня душу.
Но не обидно и весело. Я понимаю…что далеко не всем интересны байки про детей. Тогда уж и не читайте. Токмо ради их воспоминаний ихнего детства и пишу. Ничего героического они не совершали…только глупости одни…соответственно их разумению и возрасту!
К примеру…
Я зашиваюсь на кухне. Много работы, надо продукты со склада срочно получить.
Зав. складом уезжает в город. Призываю дочь свою Раду.
-Бери доченька Нюрку (это кобыла, довольно старая) дед её уже запряг, и получи продукты со клада, да смотри, аккуратно. Мне некогда…
-Мам, мы с Лёшкой всё сделаем…не беспокойся…
-За Женькой- то приглядывайте, не уплыл бы в Африку, как в прошлый раз. Чё то я его с утра не видела.
С час прошло…
Гляжу, из за сосен выходит Нюрка, телега гружёная, а верхом на кобыле сидит трёхлетний счастливый Женька. За вожжи держится. Вот гадёныши, чё придумали…вечером всыплю им как следует
 У меня сердце от страха остановилось. А вдруг упадёт ребёнок под ноги лошади? И крикнуть боюсь…Боже мой, когда эти дети вырастут?
Когда довольно грубо отчитывала старших, они спокойно отвечали…
-Он сам напросился…а нам некогда было. Нас Юрка ждал, сосед.
Скорее всего каверзу какую-нибудь придумали.
Но в общем-то жили весело!
Помню, к тому времени приглянись-ка нашему Лёшке дочка завхоза. Чё-то он ей писал на обрывках бумажек. И она ему. Смех и грех!
А тут танцы в маленьком клубе. Одёжки бабка Лёшке не дала, оттого бегал он в майке с дыркой супротив сердца. На спине была такая же дырка…и он бегал, как прострелянный навылет. Рубаху Лёха давно на костре прожёг.  Кеды в хлам за неделю по лесу.
 Джинсы его ещё ничё были, да я шутя посоветовала их постирать…дескать некрасиво перед девочкой в таком виде явиться. Ну Лёха и постирал в речке. День был хмурый, сушить негде.
Собрал он сколь-то шишек и веток, разложил штаны на ржавой печке… затопил а топливо сырое, не горит. Штаны не сохнут.
Сколь он с мокрыми штанами ни маялся, махнул, видать, на всё это гиблое дело рукой, так и пошёл на танцы в сырых ржавых штанах, моих резиновых сапогах и в простреленной майке. Космы только причесал.  Отплясал, и девочку покорил.
А мальчишка-то красивенький был. Дочка завхоза не брезговала им , вместе дурака валяли. На Нюрке ездили верхом, продукты мне со склада возили частенько
В вечной любови клялись… а чё, девчонке то девять лет минуло.
Невеста, блин!!!
Давно уж Лёшка в Москве живёт. Крупный бизнесмен!
1982г. Нарым.