Стремление к совершенству это естественное желание

Замир Осоров
О достойном образовании

У нашего народа есть хорошая пословица “Билект;; бирди жыгат -билимд;; ми;ди жыгат”. Сильный человек одолеет одного,  а тот, кто обладает знаниями победит тысячу. Конечно же, мозг человека является главным ресурсом и  ценностью, позволяющей создавать любые чудеса и добиться самых высоких, какие только можно представить, достижения.
И хорошо образованный народ и страна являются всесильными. 
Именно поэтому вклад Камилы Шаршеккеевой  не только в развитие  образования, но и в поддержку свободы и независимости Кыргызстана является уникальным. Камила Д;йшебаевна является основателем в Кыргызстане Кыргызско-Американского Университета в Центральной Азии (АУЦА), который принадлжеит к лучшим учебным заведениям в стране.
Этот вуз работает в стране уже 20 лет  и подготовил большое количество ценных специалистов разного профиля, ни один из которых не остался безработным.  В  то же самое время сама многосторонняя деятельность и функцианирование  АУЦА на кыргызской земле, способствует укреплению независимости страны, развитию его свобод, демократических традиций, потому что этот вуз практикует самые передовые системы и методы обучения.
Все выпускники АУЦА являются патриотами своей страны  и это вполне отвечает  строкам  великого кыргызского поэта Жоомарта Боконбаева, который сказал  в своей поэме, что образованные граждане страны и в особенности молодежь, являются лучшей защитой  и крепостью независимости страны.

Однако Камила Дуйшебаевна, не удовлетворяясь одним вузом мирового стандарта обучения, вслед за АУЦА  в Бишкеке,  основывает в Токмоке другой вуз такого же уровня  - Международный университет Центральной Азии (МУЦА), который уже зарекомендовал себя одним из самых успешных вузов страны и всего региона, где она работает ректором в данноме время.  .
Более того, уже запланированы  и заключены предварительные договора о начале строительства на юге Кыргызстана - в древнем селе Мады  Карасуйского района Ошской области современного учебного комплекса, который предусматривал бы все этапы образования – начиная с дошкольной подготовки детей, детскими садами, с последующим обучением в средней школе,  в специальных  профессионалшьных колледжах и кончая обучением  в современном университете и получения высшего образования –  то есть речь идет о создании  нового АУЦА или МУЦА  со всей инфраструктурой там же - в Мады.
В согласие с ее замыслами  и видением будущего это университетский кампус в Мады должен со временем  превратиться в кузницу кадров будущего для всей Ферганской долины, поддерживать идеи толерантности и межэтнического согласия в этом обширном регионе.
Излишне говорить о том, какую важную роль в жизни юга Кыргызстана может сыграть этот университет – в социально-экономическом развитии самого густонаселенного района страны, в поддержке малого бизнеса, неправительтсвенного сектора,  в зарождении сильного гражданского общества. 
“Главная причина того, что народ Кыргызстана в своем большинстве живет  недостаточно хорошо, - говорит Камила Дуйшебаевна, - это отсутствие доступа     нашей молодежи из регионов к качественному образованию. Именно по этой причине наши юноши и девушки уезжают в массовом порядке в Казакстан  и  Россию –  и там, в большинстве своем, занятые на тяжелых работах, теряя свое здоровье, а нередко и раскую жизнью. Но если на местах создать все условия для получения хорошего образования, как мы планируем в селе Мады Карасуйского  района - если это будет поэтапная система, способствующая  получению  качественного образования, соответствующего мировым  стандартам, если молодежь сможет освоить азы современного туризма, компьютерных наук, экономики, менеджмента, различных производств в агротехнике и индустрии, будет знать английский язык, - то тогда она сможет прямо здесь же, в Карасуйском районе, органиовать свой бизнес и обрести дело всей своей жизни, которое не только сделает ее  счастливой и процветающей, но и поможет в приобщении этого района и его народа к благам западной цивилизации, к общению с остальными странами мира.  Жизнь может очень круто измениться -  просто фантастическим образом, если вы обладете соответствующими знаниями. А упорства, терпения и выдержки жителям юга Кыгызстана, в частнности,  села Мады  просто не занимать”.

Миссия  тесного сближения Кыргызстана  с Западом

Да, образованные люди обладает такой чудесную силой и творческой энергией.   Камила Шаршекеева с первых лет своей педагогической карьеры  мечтала о том, чтобы Кыргызстан, эта горная страна в самом центре огромного  азиатского континента  была тесно интегрированной с Западом - соединить своих земляков с европейской  цивилизацией посредством образования, приобщить к культуре свободных стран и народов, наладить разнообразные и многосторонние связи между ними, посвятить всю свою  жизнь этой цели, потому что нет в нашей жизни  ничего более важного и значимого для страны и народа, чем это.

И объяснение всему этому очень простое -  именно в Европе и западных странах построены впервые в истории человечества система, позволяющая обеспечить мирное процветание и всестороннее развитие всех граждан, невзирая на их пол, религию, социальный статус, таланты, расовые и прочие различия.   
“Не только один Кыргызстан в гордом одиночестве, -  говорит Камила Д;йшебаевна, но и все народы мира и особенности, жители Азии, исламских стран, желают от всей души достичь такого же уровня благосостония, мира и спокойствия, какое уже создано среди народов Европы -  в Европейцском Союзе. Все завидуют европейцам и хотели бы при первой возможности, переехать туда  на ПМЖ, а молодежь предпринимает невероятные усилия для этого, чтобы любыми путями оказаться в Западной Европе.
Это все более чем явственно свидетельствует не просто о  невероятяной  притягательности и исключительной  ценности западной культуры, ее достижений, институтов, благ, но и о их универсальности, общечеловеческом и незаменимом значениип их – то, что называется демократией и правововым обществом. Они настолько ценны, что  многие граждане готовы потерять страну и свою идентичность и свой народ, чтобы только приобщиться к ним.
Но все-таки все люди нашей планеты не могут перебраться в Европу и там найти  себе место.
Однако есть выход из этого положения. Начать строить Европу прямо у себя на родине – создавать здесь все условия для счастливой и процветающей жизни.
Ключевым элементом в достижении подобных целей, является возможность получения качественного современного образования в стране и посредством этого  создавать и развивать современные инфраструктуры, тесно интегрированной с развитым странами мира. Нам не хватает только этого -  все остальное для счастливой и процветающей жизни у нас уже есть - прекрасная природа, народ чувствительный к ценностям демократии, свобода и независимость Кыргызстана".
Именно такие цели преследовала Камила Шаршекеева в тот короткий период времени, когда она возглавляла министерство образования Кыргызской Республики, сразу же начав масштабные реформы и внедрив систему ОРТ, позволяющую исключить коррупцию при поступлении абитуриентов в вузы, а затем основала два современных вуза, о которых мы уже говорили и теперь занятая подготовкой третьего такого современного университета на юге Кыргызстана.

Регионализм и трайбализм также будут преодолены
путем развития демократии

Такие отрицательные явления нашей жизни как регионализм, трайбализм, местничество – в плохом смысле этих понятий, конечно же, когда все это провоцирует нетерпимость, нигилизм и взаимное неуважение   - все это тоже может быть преодолено только путем качественного образования, проведения глубоких реформ в экономической и социальной жизни Кыргызстана.
Деления кыргызов на юг и на север и существующие противоречия между регионами -  это результат все того же нашего культурного отставания, деградации или забвения традиционных морально-нравственных ценностей, чисто человеческих качеств кыргызского народа.
Эти недостатки будут преодолены в ходе развития и укрепления свободы, демократических институтов. Мы стали плохими не из-за того, что были изначально такими – нетерпимыми, злыми и без взаимного уважения - все это следствие и результат недостатка свободы, хорошо развитых институтов демократии, отсутствия хороших кыргызских школ, которое только и могут вырастить из любого народа достойное общество достойных граждан. 
По мере укрепления нашей свободы и независимости и проведения прогрессивных реформ, и регионализм и трайбализм и местничество и кумовство постепенно будут уходить из нашей жизни и менталитета. Европа и Запад также много страдали из-за подобных явлений в прошлом и чтобы и мы стали полноценным им свободным народом мы должны прикрепиться к этим европейским ценностям. И это означает одновременно возврат к своим исконным корням.
Наши отцы и деды очень хорошо знали об этом, что является главными ценностями в жизни, несмотря на то, что жили так далеко от Европы и никогда не видели их достижений. Об этом свидетельствуют такие любимые в народе поговорки, как “Улууга урмат, кич;;г; ызаат”, “Кыздын кырк чачы улуу”, “Баш кесмек бар, тил кесмек жок” -  эти выражения, которые так любит повторять наш народ есть ни что иное как проявление глубокого уважение к основным принципам демократии.

Осталось только теперь оснастить, вооружить эту народную любовь и веру в справедливость   достижениями современной западной демократии, хорошо освоить эту науку и ее технологии и неукоснительно следовать им и последовательно внедрять их в нашем государственном устройстве, во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Демократия это Айк;лд;к

Суть демократии всегда была понятна и дорога кыргызам. Это справедливость, истина, беспристрастность - то, что наш народ называл непереводимым термином айколодук. Кыргызы всегда гордились тем, что они народ айк;ля - то есть приверженные, по своей природе и исконным корням, идеям демократии, ее основным ценностям.
И поэтому кыргызам в любом возрасте и из любого региона и социального статуса не надо много говорить о том, почему ценности демократии и западной культуры так нужны в первую очередь для нашего развития и благополучия. 
Мы все хотим жить также хорошо и счастливо, как живут граждане Европы – мы все хотим быть успешными и процветающими.  И поэтому в полном согласии с поговоркой “Жакшы болом десек, жакшыга жанаш, жамандан алыста,” мы должны стремиться в Европу от все души, отбросив все сомнения и искушения со стороны наших соседей, которые хотели бы увести нас в сторону от Айколдук.
Поэтому, если мы твердо решили, чтобы Кыргызстан был как Швейцария, то и надо копировать то, что давно уже обкатано в этой стране.  Мало просто хотеть жить, как в Европе, надо учиться почти всему у европейцев, обращать внимание только на хорошие стороны, которые есть у них в избытке и не позволять себе концентрировать внимание на их недостатках, не поддаваться наветам и пропаганде врагов демократии.

Кыргызские традиции, самое ценное, что есть в них, не противоречат, а наоборот, глубоко родственны западной культуре

Западная культура не противоречит и не вступает в конфликт ни в коей мере с ценностями кыргызской и мусульманской культуры и наследия. Наоборот, она позволяет эти ценности поднять на новый уровень развития, создавая необходимые правовые и материальные предпосылки для такого взлета.
Ведь и кыргызы и мусульмане считают главным и человеческими ценностями – умение выстраивать хорошие отношения между людьми в семье и обществе, чтобы все любили и понимали друг друга и помогали в развитии. Кыргызский народ является в этом плане одним из самых толерантных и доброжелательных народов и это отмечали многие представители других народов. 
Так вот демократическая система как раз-таки создает такие условия для взаимного уважения, доверия и поддержки каждого члена внутри социума, и они исключительно удачно вписываются в нашу традиционную систему ценностей, развивая и поддерживая и совершенствуя их. И недаром многие кыргызы говорят, что американцы и европейцы ментально похожи на наших граждан.
 
Авторитарная система же госустройства в силу своей природы поддерживает и пестует совершенно иные взаимоотношения между членами общества, поощряя деления, отчуждения друг от друга, культивируя вместо доброжелательности взаимное недоверие, ревность, вражду, местничество, кумовство, регионализм.

Эту огромную разницу и пропасть в восприятии моральных и нравственных ценностей, пролегающую на ментальном уровне между авторитаризмом и демократией, особенно хорошо чувствуешь, когда возвращаешься из поездки  в страны Запада  домой -  в Россию и  Кыргызстан:  насколько в Европе  и Америке  отношения между людьми являются теплыми, доверительными и благожелательными, настолько в современной России и Кыргызстане они совершенно другие – люди склонны недоверчиво относиться друг к другу и даже боятся друг друга, такое же отношение и у представителей госоранов к свои гражданам. И самое неприятное, наши руководители и представители власти в своем большинстве проявляют негативное отношение к Западу, любят разнузданную критику в его адрес, как если бы это было в годы СССР, и тем не менее, все они поголовно хотят устроить там своих детей и родных, чтобы они получили знание, и при возможности сами туда уезжают на постоянное место жительства.
Наше счастливое и благополучное будущее должно начинаться не с Бишкека,  Москвы и Лондона  – а с Мады и Токмока

Да, и такую чудесную для нас реальность может обеспечить только  последовательное   и неуклонное продвижение нашей страны, всего народы и всех его регионов по направлению к демократии, социальному и экономическому  развитию -  то, что в нашем народе издревле называется  обшеством  справедливости, честности, милосердия и  айк;лд;к.
Только когда будет построено такое совершенное общество, когда мы сравнимся со странами Западной Европы, примерим на себя ее демократические  достижения, технологии, создадим такой уже уровень социальной защищенности и гарантии соблюдения свободы и прав каждого человека,  только тогда  мы спасем и разовьем кыргызский язык, подняв его статус до урповня того же самого финского языка, заложим прочный и незыблемый  фундамент нашей свободы и независимости и только таким путем, становясь сильной и жизнеспособной нацией, нам удастья сохранить все лучшие достижения нашего прошлого, отцов, дедов, более отдаленных предков, наших кыргызских традиций, нашего менталитета  - и  только так можно создать процветающее  современное общество и страну, которой будут гордиться все ее граждане.          
Конечно же, первый наш президент был абсолютно прав,  когдла говорил, что демократия  к кыргызам спустилась с гор. Нам остается только  оснастить это нашей исконное богаство и  неистребимую любовь к справедливости и айколдук  современными достижениями и технологиями развитых европейских демократий- учиться и осваивать  западную культуру и цивилизацию,  ничего не выдумывая  от  себя и не добавляя, а строго следуя законам  и т ребованиям свободгооь правоовго общества.
 
-Вся моя жизнь, можно сказать, были посвящены этой цели, -говорит Камила Шаршекеева. – Чтобы весь кыргызский народ -  и горожане, и сельчане, и молодые, и старые  - могли жить достойно  и чуствовать себя  в Кыргызстане также, как если бы они жили  в центре Европы, довольные и счастливые. Чтобы вот не завтра и не через десять лет, а уже сегодня  начиналась эта счастливая жизнь  и эти   гармоничные взаимоотношения -  и в семье и обществе и на работе –везде.  Чтобы даже наши чудесные горы почувствовали это, что Кыргызстан начал движение в сторону Швейцарии. Чтобы счастливая жизнь начиналась   сегодня и здесь и чтобы для этого вовсе не обязательно надо будет ехать в - Бишкек, Москву, Париж  - чтобы прямо с этого древнего села Мады, или  не менее древнего городка Токмок  начиналось это прекрасное будущее.
 Каждый гражданин Кыргызстана, когда он получит такую возможность  и необходимые знания  для выстраивания тесных взаимоотношений  с мировой культурой и достижениями, мы начнем превращаться  в  процветающий, счастливый и всесторонне развитый народ.

            Подготовил Замир Осоров