Счастливый день мамы

Алифтина Павловна Попова
      О своём самом счастливом дне рассказала мне мама в последнюю нашу встречу, когда ей было уже 86 лет. Это я спросила, были ли у неё счастливые моменты, зная то, что прожила она тяжёлую жизнь. Наша семья жила после окончания Великой Отечественной войны в Томской области, в село Тунгусово. Мама заведовала детским садом. Папа вернулся домой после лечения в госпитале, работать не мог. Он получал пенсию по инвалидности.

Однажды пришла мама с работы и радостно заявила: «Сегодня я за день вспахала на тракторе всё поле. Тракторист заболел. Председатель колхоза Кравцов попросил меня поработать вместо тракториста. Он заболел. Посевная начинается, а земля ещё местами не вспахана». Я ещё в школу не ходила, не понимала, о чём она говорит, и трактор ещё не видела. Папа умер через пять лет от незаживающих ран. Мы уехали в её родные края, на Алтай.
 
Мама работала продавцом в посёлке Акутиха, приходила с работы и принималась за домашние дела. Всё приходилось ей делать самой. Для бесед времени не было, поэтому о её молодых годах я ничего не знала. Раньше не было у нас доверительных бесед, так как мы с ней в детстве мало общались. У меня были другие интересы в школьные годы. Моя жизнь сложилась так, что после окончания средней школы мы редко встречались, но часто писали друг другу письма.

 В последние годы она жила в Новосибирске, в семье младшей дочери, Валентины. Однажды летом я приехала к ним в гости. Мы с ней обед готовили, и я вспомнила её радостное сообщение папе о том, как она за день поле вспахала трактором и спросила: «А как ты могла вспахать в Тунгусово всё поле за день, если ты, насколько я помню, работала продавцом?» И мама поведала мне историю из своей жизни, о которой я вообще ничего не знала. Это было настоящее откровение.

Из воспоминаний мамы: "В детские годы  я впервые увидела, как по улице, мимо нашего дома, прошли трактора. Мы жили в селе Быстрый Исток, на Алтае. Они направились в село Верх-Ануйское. Там находилась Быстроистокская МТС. Услышав рычание тракторов, люди выбегали из домов, чтобы на них посмотреть. Такая невидаль! Ребятишки бежали следом до конца села, окружив их  со всех сторон.  Трактора скрылись давно из вида, а в ушах у меня так и звучало: «Тыр-тыр-тыр».
 
Под впечатлением от увиденного появилась у меня мечта - захотелось выучиться на трактористку. В селе Верх-Ануйское  открыли курсы трактористов при МТС.  Мне семнадцати лет ещё не было. Недолго думая,  я прибавила себе годы и уехала поступать на эти курсы. Члены приёмной комиссии посмотрели на меня, засомневались в том, что мне уже исполнилось восемнадцать лет. «Да вы не смотрите, что я ростом маленькая, а лет-то мне уже много!» –  соврала я. Учиться на трактористов приехали из разных сёл только парни. Я очень просилась учиться вместе с ними, поэтому члены комиссии посовещались, и директор МТС сказал: «Ну, давайте посмотрим, что из неё получится!» Мою фамилию записали в список принятых в группу трактористов.

 Февраль, март, апрель я успешно осваивала теорию и технику.  Все детали трактора знала «назубок». Меня ставили в пример парням, когда те, что-то не запоминали или не понимали то, что нужно было выучить. В апреле началось вождение. Хоть и маленькая  была ростом, но силы хватало управлять трактором. Сдала теорию и вождение на "отлично". После сдачи экзаменов, нам выдали "дипломы" об окончании курсов трактористов.

 В мае 1932 года пахали эти выпускники землю  на новых тракторах. Документ у меня в руках был о том, что я трактористка, но  мне шёл семнадцатый год. Мой дядя, Черепанов Юдай Иванович, был первым председателем нашего колхоза. Он  знал, сколько мне лет, поэтому трактор не доверил. Поставили варить лапшу для колхозников. Только в декабре исполнилось семнадцать лет. Зимой приехал брат Лука Иванович Душкин в гости из Белокурихи. Он был начальником в санатории. Поговорив с родителями, увёз меня.

Я училась в Белокурихе на курсах медсестёр и работала в здравнице. После окончания курсов, врач взяла меня в свой кабинет. Работа мне нравилась. Однако мне пришлось уехать, так как мама сильно заболела, и нужно было помогать ей, присматривать за младшими братьями и сёстрами. Уборочная страда уже закончилась, трактористы начали пахать пары. Восемнадцати лет мне ещё не было, трактор опять не доверили, но посадили на плуг.  Я выполняла работу плугочиста.

Сейчас как вспомню, так сердце щемит. Ведь с утра до позднего вечера трактор таскал по полю плуг, а железное сидение, где я сидела, было ледяное. И холод, и всем ветрам была открыта. А одежда-то в то время  не была утеплённой! Вот где здоровье-то потеряла! Зад примерзал к железному сидению.  Плуг забивался землёй в сырую погоду, приходилось поднимать плуг, выгребать комья, очищать, а потом обувь вытаскивать из грязи. Закончили пахать со снегом.

На следующий год, 1934-ый,  мне уже исполнилось 18 лет. Первый день работы в качестве трактористки запомнился мне на всю жизнь. И был он самым  счастливым. Работу начала с молодым парнем - трактористом. У него уже был опыт, а меня ему направили в помощницы. Парень был молодой, а трактор «Фордзон» – старый. Пахала я до обеда хорошо, а после обеда трактор заглох. Тракторист бегал вокруг него, крутил-вертел, ремонтировал, матерился, что дали ему неумелую напарницу – бабу. Куда только он не заглядывал, но трактор не заводился. Тракторист бросил трактор. Матюгаясь, ушёл в бригаду (так называлось место полевого стана). А поле-то осталось не распахано!

Я расплакалась, сильно расстроилась,  думала: «Всё, мечта рухнула. Сегодня же выгонят меня из трактористок». Слёзы по щекам потекли в два ручья. Потом разожгла костерок, посидела у огня, успокоилась, подумала: «В чём может быть причина? Почему не заводится-то?» Вытащила свечи, обожгла их на костре, протёрла хорошо, вставила на место. С первого раза трактор заработал. Вот радости-то было! Одна допахала всё поле и уже затемно возвращалась на тракторе на полевой стан. Это был самый радостный день в моей жизни.  Когда поздно вечером я подъезжала к бригаде, на "пяточке" веселье было в самом разгаре. Играла гармошка. Плясали и пели частушки девчата. Утром бригадир выгнал с работы моего напарника. Больше я его не видела.

С тех пор производила вспашку земли без помощников  в колхозе «Красный боец». Пришлось мне поработать и в колхозе "Сибиряк" на новом тракторе «Интернационал». Сначала он таскал за собой комбайн по полям, во время уборки ржи и пшеницы. А после того как закончились уборочные работы,  я  этим трактором пахала землю до поздней осени. Снег уже пошёл, когда закончились работы. В этот год получила на трудодни очень много пшеницы. Работа механизаторов в колхозах оплачивалась выше, чем работа простых колхозников.

 В начале зимы 1935 года  послали меня в Быстроистокскую МТС на переподготовку на комбайнера. А уже летом работала комбайнером сначала на старом комбайне и была в передовиках, поэтому первый новый комбайн закрепили за мной.  Бывало,  еду по полю, солнце светит, колосится  пшеница, а у штурвала развевается флажок – «Ударник труда». Радуюсь тому, что больше всех из комбайнёров пшеницы убрала.

 А потом Быстроистокский райком комсомола направил меня в Барнаул, на курсы шоферов. Восемь месяцев я училась шоферскому делу, а заодно окончила там седьмой класс. Потом три месяца была практика по вождению. С  сентября 1936 года доверили мне легковой автомобиль. Я возила директора МТС Петра Зуева. Время было такое, куда посылали, там и работала. А вот, когда началась Великая Отечественная война, мужчин из села отправили на фронт. Вот тут-то пригодились мои навыки и умения. За годы войны мне  пришлось много потрудиться.

На фото мама Екатерина Михайловна Черепанова  –  первая девушка – трактористка, комбайнёр, шофёр Быстроистокской МТС.