Помазанник Божий едет!

Владимир Шавёлкин
   День Архангела Гавриила! Небеса светлы, ветер свеж и мягок, байкальский! Травы, цветы, листва - все благоухает! После вчерашнего дождичка! Ягода краснобока, ручьи звенят! В этот день несколько лет назад говорил по телефону с Леонидом Степановичем Любимовым, одиноким уже стариком, жена у  него умерла.  Ослепшим. Он преподавал на кафедре журналистики филфака Иркутского государственного университета... Так и не успел посетить его одинокого на дому. Рассказывал в трубку, что у него записаны целые кассеты воспоминаний по разным вопросам истории. Где они сейчас, эти кассеты? Выброшены, за ненадобностью? Одно из воспоминаний запомнил. Его бабка после революции, когда Николай второй был уже в ссылке, кажется,  в Тобольске или близ Екатеринбурга, увидев царя в карете с детьми, а была она с сыном, сказала Степану:
   -Вставай на колени, помазанник Божий едет!..
   Леонид Степанович эрудит, на лекциях ему не хватало времени все рассказать. Служил советской власти, веря в ее правоту. Ходил в кожаной куртке.  Высокий, худой, стройный, быстро говорящий холерик. Со мной был рукопожатным.  Пародировал его в студенческой юмореске, при посвящении в студенты, долго и активно тряся руку партнеру по сцене. Во времена перестройки, когда советские идеи подались, затрещали по швам,  спорил с Леонидом Степановичем: он что-то нелестное сказал на лекции про Солженицина…
   Нет ни Солженицина, ни Любимова. А Россия есть, которой каждый служил по-своему, веря, что вот она такая должна быть. Можно простить искренние заблуждения. Нельзя простить убийство детей, не важно - царские ли они или простые. Ибо убийство всегда будет убийством, каким бы идеологическим символом оно не прикрывалось. Это касается сейчас и наших «собратьев» на Украине.