Случаи

Махпрат Мухиддинова
                С нашего позволения

       Был один  незабываемый  случай в моей жизни, когда я училась в 7 классе. По осени всю школу выгоняли на сбор табака. С раннего утра до восхода солнца собирали табачные листья, иначе наши руки покрылись бы липкой смолой, выделяемой растениями под лучами. Как-то раз все школьники расположились в тени под  деревьями на краю поля, чтобы нанизывать собранные листья на большие иглы с ушком, а потом спускать их на шпагат. На каждую ниску спускали листья с четырёх игл, которые потом сушились не под прямыми лучами солнца.
       В параллельном классе учился мальчик очень  агрессивный – первый хулиган школы. Не знаю, что произошло, но  вдруг закричала девчонка. Этот  забияка и хулиган  избивал её,  пиная ногами, таскал за волосы – зрелище было ужасное! Сейчас понимаю, что  у таких детей нарушена психика, и они всегда представляют собой реальную угрозу  для других. Я окинула взглядом ряды школьников в поиске защиты  у старшеклассников, но они совершенно спокойно лишь с любопытством взирали на избиение в ожидании, что же будет дальше. Педагогов рядом не оказалось. Я в гневе закричала: «Как вы можете смотреть, помогите же!» Никто не пошевельнулся, им было интереснее наблюдать  – как-никак развлечение. Я  больше не могла терпеть. По природе своей я робкая и стеснительная, но в экстренных  для себя  моментах, я сильно меняюсь. Мне пришлось скинуть с себя "овечью  шкуру".Я вцепилась в него мертвой хваткой, била его по голове, стараясь оттащить от девочки. Тут  доблестные старшеклассники  не выдержав, вмешались, чтобы оттащить  меня о первого  хулигана школы. Мне кажется, первый хулиган школы меня испугался, так как после этого случая ни разу ко мне не подошёл, да к тому же у меня учились старшая сестра и брат, которые пользовались большим уважением в школе.

       Вот так по жизни, не рассуждая, кидалась на помощь в праведном гневе и, к сожалению, всегда оказывалась в одиночестве – никому в голову не приходило поддержать меня. Очевидно, во мне изначально, от природы заложено чувство справедливости, и, как я понимаю, его нельзя выработать – оно или есть, или его нет вовсе. Людям не хватает как чувства сострадания к другим, так и чувства  уважения к самим себе для того, чтобы поддерживать и не давать в обиду друг друга. Речь не идет о глобальной борьбе со злом, а о том, что надо быть людьми и протягивать руку помощи, хотя бы тогда, когда это необходимо - жизненно важно  другому. Существует же постулат «относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе», но людям глубоко безразличны "простые истины", и, как улитки, они прячутся в своей скорлупе, посматривая, как жизнь расправляется пока с другими. Ну что ж, какую среду обитания создаём -  в такой и живем, что сеем – то и пожинаем.

17.10.09.

                Непростой   вопрос

       Это случаи из моей жизни, когда я не нашла в себе желания наказать виновного. Я  работала  в геологической партии  на юге Киргизии. Как-то стояли за билетами в автовокзале города Ферганы ( оттуда ехала к месту работы) с невесткой в большой очереди у автобусной кассы. Я в такие моменты  была начеку и мне всегда приходила мысль: как легко обокрасть человека в такой толчее. Вдруг увидела, как мужчина средних лет, светловолосый и светлоглазый, что не типично для узбеков, почти вытащил  документы из заднего кармана брюк  молодого  человека. Я, ни минуты не раздумывая, странно среагировала, положив свою руку на его руку с документами, и посмотрела на него. Наши взгляды встретились - он дернулся и бумаги выпали на пол. Подобрав, и отдавая их молодому человеку, я сказала, что надо быть осторожнее с документами - ведь могут украсть. Он меня поблагодарил. Всё это время вор, зажатый  людьми, стоял и смотрел на меня, но поняв, что я ничего не буду предпринимать и даю ему шанс, улучив момент, исчез. Уже в автобусе я рассказала обо всем невестке, а она парню о том, что произошло. Он расстроился и сказал, что надо было ему сразу обо всем сообщить и тогда вору хорошо досталось бы от него. Я же пристыжено молчала, не в состоянии разобраться в своих чувствах. Мне  невыносимой была мысль о том, что вора скрутили бы, сильно избили, а потом сдали в милицию. Люди бывают жестоки в гневе, особенно в таких случаях. Я не смогла отдать этого человека на растерзание толпе, хотя он и заслуживал этого.

       Много позже произошел инцидент с молодыми милиционерами, незаконно и бессовестно  поступившими с мужем. Патрульная служба почти у самого дома прихватила его, так как было около полуночи и от него пахнуло спиртным, хотя он не был пьян. Они ему предложили сесть в машину. Он, ничего не подозревая, подсел к ним решив, что они хотят подвезти его к самому дому. Но они увезли его в вытрезвитель, продержав в холодной камере до утра, не позволив ему  позвонить домой. Перед тем, как выйти из здания своей конторы, он мне позвонил, сообщив что идёт домой. Не дождавшись его, я пошла на его поиски, но увидела только тёмные окна конторы, да и охранник у ворот сказал, что все давно ушли. Я не знала что и думать, от работы до нашего дома всего два шага, но он не дошёл. До самого утра я просидела в ожидании какой-то беды. Рано утром, первым автобусом муж вернулся живым-здоровым, но сильно продрогшим и без денег. В тот день была долгожданная зарплата, и каждый такой день воспринимался как праздник из-за его редкости, поэтому они с коллегами немного отметили такое важное событие. Когда он засобирался домой, то не вспомнил, что вся получка осталась в столе. Зарплата была  немалой, так как он постоянно с коллегами работал сверхурочно из-за обилия отчётов, которые нужно было сдавать в срок. На наше счастье у него в кошелке денег оказалось немного, а не вся зарплата. Утром, когда его выпускали, он потребовал вернуть их, но они наотрез отказались, утверждая, что никаких денег в его кошельке не было. Когда обо всём узнала наша подруга, то её возмущению не было конца - настолько это было наглым и бессовестным действом со стороны патрульных служб и вытрезвителя. Благодаря подруге их нашли  и начались разборки. К нам пришли два следователя прояснить ситуацию, а также выяснить почему именно подруга подняла  такой шум. Абсолютно не имело значения кто поднял, но им было неприятно, что поднялась суматоха вокруг их ведомства, поэтому, очевидно, службе расследования нужно было знать кто вынудил их  заниматься своими непосредственными обязанностями. Они объявили нам, что деньги невозможно вернуть, так как милиционеры ни за что не признаются, что и случилось - это было слишком серьёзным проступком, чтобы признаться и вернуть. Мы отказались от раскручивания дела, т.к. не захотели портить жизнь молодым, хотя уже испорченным  ребятам. Нам  их  стало жалко, хотя они с нами поступили не по-людски. Как быть с этим? Почему же мы не захотели наказания виновных, когда по воле случая это зависело именно от нас? Разумеется, если бы они украли всю зарплату и наша семья осталась без средств, мы поступили бы иначе. Получается, из-за таких как я, плодятся воры и  сволочи? Я понимаю почему так поступаю, но не знаю правильно ли. У меня нет однозначного ответа. Возможно, моя душа не желает насилия, даже над теми, кто заслужил наказания. Может быть, вот в таких непростых ситуациях, я подчиняюсь каким-то глубоколежащим, подспудным велениям души, а не логичным и чётким указаниям разума. Утешает одно – хочу я того или нет, судьба все равно их накажет, но не моей рукой. Вот такое слабое утешение.


21.10.09.