Видео письмо

Володя Сазонов
«Видео письмо»
 Набирая на домофоне номер подруги, Лиля глядела на сына.
 Мальчик лет четырёх, отвечал маме насупленным взглядом. Младший Арсенька, недовольно кряхтел и ворочался на руках. Домофон равнодушно отсчитывал гудки. Примерно после пятого, из динамика послышался голос:
 - Кто там?
 - Это я, Лиля, с детьми. Домофон пронзительно запиликал, и двери открылись. Пока поднимались в лифте, Лиля не выдержала. По щекам её потекли слёзы. Арнольдик поднял на маму глаза. Взгляд оставался всё таким же насупленным, но теперь в нём уже просматривалось любопытство. Слёзы, двумя блестящими дорожками ползли по щекам. Наконец лифт остановился.
 На душе было погано, горький ком подкрадывался к горлу. Одна из дверей дальней площадки открылась, и на пороге появилась стройная, красивая женщина. На вид ей было не больше тридцати. Обрезанные чуть ниже колена джинсы, заменяли ей шорты. Короткий топик, не скрывал открытый живот. Увидев слёзы на щеках Лили, она встревожено посмотрела на подругу. Большие серые глаза, тревожно вглядывались ей в лицо.
 - Что случилось, Лиля!? Она схватила малыша на руки, и завела гостей в прихожую. Из зала долетали слова какой-то мультипликационной песенки. В коридоре появились ещё двое ребятишек.
 - Мама, это же Арнольдик с Арсением пришли, обрадовано залепетала старшая дочь подруги.
 - Идите поиграйте вместе, предложила Ира, уводя детей в зал.
 - Лиля, проходи на кухню, там Коля тебе чаю нальёт. А я сейчас. Утирая на ходу слёзы, женщина проследовала на кухню.
 – Привет, задорным голосом поздоровался с ней Ирин муж, не поднимая глаз от ноутбука.
 - Привет, поздоровалась она.
 - Что-то случилось!? Встревожено спросил Николай, разглядев заплаканное лицо Лили. Та не отвечала, женщину душили слёзы обиды. Коля молча, ждал, не вмешивался. Наконец пришла Ира, подала стакан воды. Лиля отпила, слегка успокоилась.
 - Рассказывай, мягко взяв подругу за руку, сказала Ира. Лиля подняла на неё заплаканные глаза, и превозмогая слёзы, пролепетала:
 - Мама. Ира внимательно глядела на неё. Лиля собралась, как могла успокоилась, и начала излагать:
 Сегодня мужа попросила с детьми посидеть. Она всхлипнула, и промокнула глаза платочком. А он мне и заявляет:
 - Твои дети, ты и сиди! А он что? В процессе не участвовал!? Лежит дома на диване, ни чего не делает. Я, я же с детьми почему хотела что бы он посидел? Что бы сегодня поработать вечером. Людка позвала. У неё в парикмахерской девчонка заболела. А у нас дома, сами знаете. Денег ноль. Слёзы вновь потекли из её глаз.
 - Так он что, совсем не работает? Изумился Коля.
 - Совсем!
 - Вот упырь! А зачем же ты за такого замуж вышла?
 - Так мы и не женаты. Дети только общие. Коля неодобрительно покачал головой.
 - А на хрена он тебе такой сдался? Лиля взглянула на мужчину, и нехотя ответила:
 - От родителей к нему сбежала, в своё время. Ира присела рядом с подругой и успокаивающе погладила её по руке.
 - Ты что-то говорила о маме? На глазах Лили вновь выступили слёзы.
 - Мама, мама она!...
 Женщина вновь зашлась в мучительных рыданиях.
 - Ну что!? Что!? Успокойся! Она вновь налила подруге стакан воды. Отпив и немного успокоившись, Лиля поведала о том как встретила её родная мать.
 - Я к ней приехала, зашла в квартиру. Хотела было попросить что бы она с внуками посидела, хотя бы часика три. А она мне сразу же:
 - Ты чего ко мне пришла? Я тебя не звала. А потом глаза выпучила, щёки надула, и как начнёт кричать:
 - Пошла вон шалава! Что бы без моего спросу, даже порог этого дома не переступала. И это всё при детях! Она отхлебнула из стакана и замолчала.
 - И что? Спросила Ира.
 - Да так, ни чего. Так через двери и разговаривали.
 - То есть с детьми она сидеть отказалась? Поинтересовался Коля. Лиля только махнула рукой.
 - Куда там. Я же не Сонечка. Я же шалава, проститутка, и вообще не их дочь!
 - А кто такая Сонечка? Спросил Николай.
 - Сестра. Она в штатах живёт. С очередным хахалем.
 - И что? Не понял он.
 - Да просто у них всё так! Шиворот на выворот! Неожиданно эмоционально стала объяснять Ирина. Сестра в штатах живёт, с кем попало спит, не работает! Да ещё и сына своего маменьке сплавила.
 - Деньги вечно клянчит, добавила Лиля.
 - А Лильке ни хрена! Ни какой помощи, и детей её признавать не хотят! Ира была возбуждена. И видно было что переживает за подругу всем сердцем. Коля переводил взор с жены на гостью, и обратно.
 - Да, дела. Задумчиво проговорил он.
 - О помощи прошу, они меня Гогой попрекают. Мол вышла замуж за этого ущербного, так пусть он тебя кормит и поит. Детей ваших пусть одевает. Ваших, как будто это не их внуки!
 - Ну и ну! Подивился Николай.
 - Я уже не знаю как мне быть! Жалобно пробормотала Лиля. Отец меня ненавидит, мать тоже!...
 Что я им такого сделала!? Почему Соньке всё, а мне ни чего. Ни помощи, ни заботы! Даже ласкового слова не дождёшься. Я же не денег у неё клянчить приходила! Просто что бы со внуками посидела. Денег я бы и сама заработала. Она вновь начала всхлипывать.
 - Ну за что они меня так!?
 - А поговорить с ними не пробовала? Спросила Ира. Лиля отрицательно замотала головой.
 - Какой там! Они не просто меня не слушают. Они мне даже рот открыть не дают. Всё время в пример младшую сестру приводят.
 - Соньку что ли? Удивилась Ира.
 - Нет, не её. Она подняла заплаканные глаза на подругу, и пояснила:
 - У нас ещё одна сестра была, Вика. Так случилось что она погибла. Давно. Я тогда со школы возвращалась. Вижу Вика куда-то с подружками побежала. Я её позвала, а та не услышала. А потом…
 Она замолчала, вцепившись в стакан с водой. Отхлебнула несколько раз, и продолжила:
 - В общем её тогда машиной сбило. Я этого даже не видела, они с девчонками за дом убежали. После того случая, жизнь моя превратилась в ад. Отец во всём меня стал винить. Мать тоже. В итоге я не выдержала их презрения. А когда выросла, убежала из дому. Попался мне тогда Гога, стала с ним жить. Для родителей сразу же шалавой и проституткой стала. С тех пор так и живём. На кухне воцарилось молчание. Лишь из зала иногда доносились детские голоса, да уныло подвывал ветер за окном.
- Сонечку же наоборот, стали холить и лелеять. Ей всегда всё прощалось. Хочешь денег? На. Хочешь на дискотеку? На. Хочешь шмотки новые? Держи пожалуйста. А мне ни чего кроме презрения, продолжала Лиля.
 - Попробуй с ними поговорить. Ведь не совсем же бессердечные люди. Я думаю услышат, поймут. Заговорил наконец Николай.
 - Пробовала уже, не раз. Бесполезно. Они меня и слышать не хотят. Отец вообще молча отворачивается и уходит, мать сразу рот затыкает.
 - Но может… Попыталась было предложить что-то Ира. Но Лиля лишь отмахнулась. Бесполезно. Николай какое-то время молчал, потом задумчиво побарабанил пальцами По краю стола, и сказал:
 - А ты напиши им письмо.
 - Зачем?
 - даже нет. Не просто письмо, а видеописьмо. Они посмотрят, глядишь и поймут. А если сильно на них злая, то выложи его в интернет. Лиля посмотрела на Ириного мужа, и неожиданно заявила:
 - Хороший ты Коля. Настоящий мужик. Мне бы такого. А затем обращаясь к Ире:
 - Счастливая ты Ирка. Береги его. Во взгляде её читалась такая безнадёга.
 - И всё же я настаиваю. Запиши родителям видеописьмо. Вдруг поможет. Она отрицательно покачала головой.
 - По крайней мере, пока будешь записывать, рот тебе ни кто не закроет.
 - Они и смотреть не будут.
 - А ты попробуй. Продолжал настаивать Николай.
 - А ведь верно, подхватилась Ирина. Давай прямо сейчас и запишем.
 - Ну, я не могу! Мне нужно подготовиться, подумать что же им говорить.
 - Камера у нас есть. Одолжим для такого дела. Дома соберёшься с мыслями, и запишешь. В глазах Лили всё ещё читалось сомнение, но было видно что она решилась.
* * *
  Видео письмо она всё-таки записала. И по совету Коли, отправила его по почте. Лиля изложила в нём всё! И свои обиды, и то почему стала жить с Гогой, и своё недоумение по поводу отношения дедушки с бабушкой к собственным внукам. Не обошла она стороной и своего отношения к смерти младшей сестры. В общем послание было переполнено эмоциями. А самое главное, что всё что она наговорила, было чистой правдой. И правда эта, как подозревала Лиля, не придётся по нраву, тем кому она предназначалась.

  В последующие две недели, она несколько раз встречала мать на улице. Ни каких признаков того что её послание было получено, Лиля в поведении матери не обнаружила. По крайней мере та, при встрече с дочерью ни как не реагировала. Даже не здоровалась. А потом Лиле стало не до этого. Младшенький сын заболел, старшему наконец-то пришла очередь в садик. И она закружилась, забегалась. Справки, врачи, бесконечные очереди в РОНО, прочие заботы. Нелюбимый муж, всё так же лежал на диване, не работал. Иногда ездил куда-нибудь на её между прочим, Лилиной машине. За которую ещё нужно было расплачиваться. Причём расплачивалась именно она. Сегодня Лиля собиралась опять навестить единственную подругу. Как вдруг, телефон в её сумочке зазвонил.
 - Алло, сказала Лиля. На том конце никто не ответил.
 - Алло! Повысила голос женщина. Ответа вновь не было. И в тот самый миг когда она собиралась уже отключить телефон, на том конце, послышался знакомый голос:
 - Лиля, это я. Этому голосу и этому звонку, Лиля была удивлена. Она сразу же узнала голос. Это была её мать. За последние восемь лет, мать ей не разу не позвонила. Да что восемь лет, на памяти женщины, мать вообще не разу ей не звонила.
 - Чего хотела?, Напряжённо спросила она. В трубке вновь воцарилось молчание. Лиля ждала. Наконец, мать заговорила:
 - Лиля, я посмотрела диск что ты прислала мне по почте. Чувствовалось что слова ей даются с трудом. Но всё же начала она с претензий:
 - Зачем ты послала его по почте? Почему не подписалась? К чему это всё вообще!? Переждав пока мать выговорится, Лиля кротко спросила:
 - А если бы сама принесла, или подписалась бы, ты смотреть-то стала бы?
 - Конечно, за кого ты меня держишь?
 - Тут скорее вопрос, за кого вы меня держите? Не давая матери разойтись ответила вопросом на вопрос Лиля.
 - Да я всегда… Начала было та, но Лиля оборвала её на полуслове:
 - Не разу ты меня не выслушала! Всегда рот затыкала! А отец вообще, уже лет пятнадцать со мной не разговаривает! И видео это, вы смотреть бы не стали. Особенно если бы узнали что оно от меня. А ведь там чистая правда рассказана. Знаешь как трудно было в безучастный зрачок объектива душу изливать!? И какого мне было бы если бы вы даже не посмотрели. А я на все сто процентов уверенна, узнай вы что диск от меня, то так бы он где-нибудь и пылился. Наконец запал её иссяк, и женщина замолчала. По щекам пачкая лицо, текли слёзы.
 - Да что ты доченька! Что уж мы изверги какие!? Возмутилась мать. Да мы же всё для тебя.
 - Это для Сонечки вы всё! А меня вон даже на порог дома своего пускать отказываетесь! Детей моих признавать не хотите! Я уж молчу о какой-либо помощи.
 - Да что ты! Что ты!
 - Да то самое. Денег, я у вас принципиально не прошу! Вы же Роберта растите. Один раз в жизни хотела попросить что бы ты с внуками посидела, пока не как сестричка моя, на вашем горбу, а сама денег заработаю, а в итоге что?
Ты со мной через порог, через губу разговаривала. А дети мои причём? Они-то в чём виноваты!? Они меня постоянно спрашивают: - «Мама, а почему с нами бабушка не играет»? А что я им отвечу?
 - Ну что уж ты прямо, Соня-то тут причём? Ей-то там тоже не сладко живётся. Попыталась было затормозить дочку мать. Но Лилю уже понесло.
 - Ага, бедная! Спит там с кем попало, да деньги с вас тянет! Вон и сына сбагрила, что бы мужиков тамошних не смущать! А каково мне здесь с двумя детьми и мужем тунеядцем, вы не задумывались!?
 - Ты сама сделала свой выбор.
 - Свой выбор!? Да если бы вы меня хоть во что-то ставили, стала бы я к постылому убегать!? Да я от вас, от правды вашей гнилой к нему убежала! Знаешь каково это? Когда в родном доме ты ни кому не нужна!? Мать всем попрекает, отец вообще за человека не держит! А в чём я пред вами виновата? В том что последней Вику живой видела?
 - А причём здесь Вика? Возмутилась мать.
 - Да всё при том же! Я с того дня как она погибла, от отца ни одного слова не услышала, размазывая по щекам тушь, кричала в трубку Лиля. Ей уже было всё равно. Она не обращала внимания на косящихся на неё людей, на то что она кричит на всю улицу, и наконец на то, как она выглядит.
 - Я же отлично понимаю, продолжала она. С вашей точки зрения, это я не уследила за младшей сестрой! Это я во всём виновата! А вы подумали каково было мне!? Любимая сестрёнка погибла, практически на глазах! А после этого ещё и я стала во всём виновата!
 - Ну что ты городишь Лиля!
 - А то и горожу, что есть. Вы же у нас безгрешные, вашей вины в случившемся нет!? Своё презрение есть кому высказать!? Есть на ком отыграться!?
 - Да всё не так! Возмутилась мать. Мы тебя любим так же как и Соню.
 - Лиля истерично рассмеялась.
 - Ага, любите! Да ты хоть раз меня обняла, погладила? Спросила как живётся мне? Совет какой добрый дала? Я тебе кто вообще!?
 - Дочь.
 - Что-то незаметно. Мать ещё что-то хотела было сказать, но Лиля сбросила вызов и отключила телефон. Затем сев на покрытую инеем лавочку, горестно заплакала. Весь мир казался ей ужасным, несправедливым, и безжалостным. В душе поселилась безнадёга. Ком в горле больно перекатывался, из глас ручьём текли слёзы. Холода она не чувствовала, хотя тело бил противный скользкий озноб.
 - Извините, вам чем-нибудь помочь? Услышала она над головой участливый мужской голос. Перед ней стоял высокий мужчина с печальным лицом.
 - Да я ни чего, ответила она. Сейчас пройдёт. Мужчина присел перед ней на корточки, взял её ладонь в свои руки, и легонько сжав, проговорил:
 - Всё у вас наладится. Поверьте мне, я знаю. Она подняла на него заплаканные глаза. А он меж тем продолжал:
 - Время оно всё лечит. Главное что бы человек хороший был, да поддержал бы в нужный момент кто-то. От этих слов ей стало немного легче. Лиля присмотрелась к неожиданному утешителю. Мужик как мужик, ни чего, особенного. Лицо широкое, нос картошкой, губы пухлые, забавные. Да и сам он, не смотря на всю свою стать, был каким-то забавным. Правда вот глаза его. В них пряталась какая-то неземная грусть.
 - Не переживайте. Вы красивая. И сразу видно что добрая. А доброму человеку всё по плечу. Достав из кармана влажную салфетку, и утирая ей слёзы, добавил он. Затем взглянув на её дрожащие пальцы, пошарив по карманам и ни чего не найдя, снял с себя вязанную шапочку, спрятал в неё её озябшие ладони. Открывшийся взору женщины, абсолютно белый ёжик волос, на мгновение даже заставил Лилю позабыть о своих горестях.
 - Вы замёрзли, пойдёмте ко мне в машину. Я печку включу, обогреетесь, сказал он поднимаясь с корточек. Не задумываясь ни на секунду, Лиля позволила увлечь себя.
  В машине они разговорились. Оказалось что Слава, именно так звали нового знакомого, приехал с Украины. И сейчас стоит в очереди на получении льготной квартиры. А пока, живёт в съёмной. Лиля постепенно, слово за словом, изложила ему свою печальную историю. Слава выслушал женщину. Причём слушал он как-то грамотно, не перебивая. В нужных местах задавал нужные вопросы, где-то наоборот подбадривал или не соглашался. Лиле казалось что она знает этого человека всю свою жизнь. Настолько близким по духу показался он ей. Они проболтали сидя в машине не менее двух часов. И лишь на робкий вопрос Лили о семейном положении мужчины, тот как-то разом зажался, сник, ушёл в себя. Но затем он все-таки разговорился. И то что он поведал Лиле, её шокировало. Дело в том, что на Украине сейчас шла гражданская война. И на войне этой, Слава потерял всё. Дом, жену, двоих ребятишек.
 Видимо по этому он такой седой, подумала женщина.
 Боже мой, чего же он там натерпелся! О себе и своих горестях в этот миг, она как-то позабыла.
 Потом он подвёз её до садика, и проводил до дома. В самом конце, смущаясь и комкая слова как мальчишка, Слава попросил телефон Лили. И та, с необычайным волнением продиктовала номер.

* * *

  Перед самыми выходными, с Лилей произошло необычайное событие. Флегматичный, ни чем не интересующийся Гога, в ответ на вопрос Лили о том что бы она пошла учиться на права, взорвался такой яростью, что Лиля испугалась. А гражданский муж, заряженный алкоголем и агрессией, распустил руки. Похватав детей, и наскоро одевшись, Лиля выскочила из дома. Гоге по-видимому показалось мало, и он погнался за женщиной. Неизвестно чем бы всё это кончилось. Если бы за неё не вступился тот самый добрый знакомы, Слава. Каким образом он оказался в нужный миг рядом, Лиля не поняла, но разбушевавшегося сожителя, он успокоил коротко и жёстко. Двумя ударами. Бурю Лиля решила переждать у своего неожиданного защитника. А потом произошло настоящее чудо. Лиле позвонил её отец. В начале она даже не поняла кто ей звонит. Думала что это Гога набирает её с незнакомого номера. Когда же она узнала звонившего, то прямо таки обомлела. Отец просил её о встрече. Женщина как во сне продиктовала адрес. Отец приехал прямо к Славе. Зайдя в квартиру, он с интересом оглядел Славу. Потом слегка кивнув тому, подошёл к Лиле, и встал перед нею на колени.
 - Прости меня дочка! Я причинил тебе столько боли! Это видео! Если бы я знал! Если б знал! Он обнял её и не стыдясь ни кого, горько заплакал. Лиля не знала как себя вести. На пороге квартиры переминалась с ноги на ногу взъерошенная мать. В этот миг, она уже ни чем не напоминала властную, надменную "столбовую дворянку". А отец плакал и говорил, говорил и плакал.
 - Прости меня доченька! Я был не прав. Я столько лет думал только о себе. Мы с мамой тебе столько горя принесли! Я, я же совсем не думал каково это тебе Одной, с двумя детьми. Слова ласкового, от собственных отца и матери не услышать! Это, это же!...
 Он вновь разрыдался. Потом схватил руками её ладони, и посмотрев снизу вверх, спросил: Простишь ли меня дочка!? Лиля долго стояла, не зная что ответить. Слишком неожиданным всё это было. Затем собралась, и сквозь выступившие слёзы, с трудом проговорила:
 - Конечно прощу. Пётр Ефимович вскочил на ноги, и обнял дочь. Не сдерживая слёз он всё твердил и твердил:
 - Лилька, Лилечка, прости старика, мы всё исправим. Знаешь как мы теперь заживём!? Затем он повернулся к внукам, и вновь присев на корточки, вытянул руки и позвал:
 - Арнольд, Арсений, идите к дедушке! Загрубевшее лицо его разгладилось, в глазах стояли вперемешку радость и слёзы. Дети неуверенно подошли к дедушке. Тот обхватил их обоих, и закружил в своих объятиях. Потом не выпуская внуков из рук, повернулся к дочери, и указав глазами на скромно притулившегося в кресле Славу, изрёк:
 - Познакомь меня с молодым человеком. Кто он тебе? Лиля молча улыбалась. Слёзы счастья текли по её щекам.
 - Я твоего Гогу помню. Совсем другой человек. Гнилой если честно, продолжал отец.
 - А этот кто тебе? Слава поднялся, поклонился родителям Лили в пояс, и сказал:
 - Я друг. Просто друг. Но Лиля, неожиданно для всех, да и для самой себя, тихо проговорила:
 - Это мой муж Вячеслав. Мужчина поднял на Лилю удивлённый взор. Постоял мгновение недоумевая. А затем, радостно улыбнувшись, подхватил её на руки, и они слились в длительном поцелуе.
   Владимир Сазонов. Г. Красноярск. Пос. Водников. 07 11 2016.