Ч. 14 Инцидент мог окончиться трагически

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/26/1337

Наступил вечер, быстро темнело. Блай сказал, что они будут искать проход в рифах при свете дня. Он распределил вахты и тоже лёг отдохнуть. Люди находились в таком состоянии, что многие даже не могли поднять голову. К счастью, ночь прошла  спокойно, хотя ветер отнёс их в сторону.

Капитан разрешил выдать на завтрак по две чайные ложки рома, по крошечному кусочку хлеба и по глотку воды. Ботаник и ещё несколько человек настолько ослабели, что не могли сидеть. Их покормили те, кто могли двигаться.

К 9 часам утра они приблизились к полосе, где океанские волны разбивались о рифы. С большим трудом обнаружили канал среди рифов, но войти в него можно было только на вёслах, а сил грести уже не было ни у кого.

Тогда капитан посадил на своё место мичмана Тинклера, а сам сел за вёсла. Помнится, в училище мы сдавали греблю на шлюпке на третий разряд. Даже шестёрку на паре вёсел тяжело вести, а Блаю пришлось одному грести на большой шлюпке, в которой находились восемнадцать человек.

Когда прошли канал, снова поставили парус. Увидели несколько островов – это были острова Новой Голландии. Блай выбрал один из небольших островов и пристал к пляжу.

Он первым сошёл на берег, его качало от слабости и от непривычки чувствовать под ногами твёрдую землю. Тем, кто не мог самостоятельно выбраться из шлюпки, помогли товарищи. Все легли рядом на песок. Блай оставил дежурных у шлюпки,  а сам с одним из мичманов пошёл на разведку в лес.  Тем, кто мог ходить поручил искать и собирать устриц и мидий.

Капитан показал ботанику ягоды, которые они с мичманом собрали в лесу, тот сказал, что их можно есть. Собрали много устриц, врач советовал, питаться пока только ими. И, наконец, самое главное – нашли хорошую пресную воду.

Из осторожности, Блай запретил разжигать костёр, но ночь была тёплая. На следующий день разожгли костёр, позаботившись о том, чтобы не было дыма, и сварили подобие супа из устриц. Все мучились от болей в животе, врач предупредил, чтобы ели очень медленно.

Ботаник сказал, что можно есть сердцевину молодых пальм, моряки немедленно приступили к их заготовкам. Несомненно, не высадись они на этом острове, люди стали бы умирать. К вечеру приготовили варево из моллюсков и сердцевин пальм. Хлеб, сказал, капитан, они должны беречь, поэтому ужинали без хлеба, чем негромко возмущался плотник.

На закате солнца увидели несколько дымов от костров на соседних островах. На ночь поставили часовых, но она прошла спокойно. Утром капитан приказал собрать как можно больше устриц, сделав запас, отплыли. Когда проходили мимо островов, то увидели туземцев с копьями и дубинками, но, к счастью, у них не было пирог.

Ветер засвежел, и от этих островов удалились довольно быстро. Потом появились новые острова с туземцами на берегу. Они были угольно чёрными и уродливыми, по сравнению с таитянами. Однако Блай сказал, что их можно не бояться. Те не горели желанием встречаться с белыми и быстро скрылись, когда капитан направил шлюпку к острову.

Он намеревался запастись едой для дальнейшего плавания. На берегу произошла неприятная сцена. Долго сдерживаемая неприязнь между плотником и капитаном прорвалась наружу. Капитан приказал плотнику идти собирать раковины. Тот ответил, что будет отдыхать, пусть капитан сам занимается этим делом, они с ним равны. Плотник был выше и физически сильнее Блая.

Все замерли. Тогда Блай взял из шлюпки две сабли, одну швырнул плотнику и сказал, что если они равны, то пусть плотник это докажет, иначе он его изрубит на куски.  Плотник нерешительно взял саблю, но стоял в растерянности.

По лицу капитана было видно, что он, не задумываясь, выполнит то, что сказал. Плотник дрожащим голосом попросил прощения у капитана. «Хорошо, - ответил Блай, но чтобы это было в последний раз, тогда я забуду этот случай».

  Как писал врач, с того времени плотник беспрекословно выполнял все приказания капитана, а тот ни слова не сказал об инциденте, когда они вернулись в Англию.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/28/1115