Окончен первый класс

Светлана Борцова
Моя внучка Милана отучилась в первом классе. Перешла во второй. С чем перешла – не очень понятно.

Раньше в конце учебного года выдавался табель успеваемости, где были выставлены годовые оценки по всем предметам. Но наша ученица такого табеля не получила, как и все ее одноклассники.

Спрашиваем ее мы, две бабушки:
- Как ты закончила год?
Она отвечает:
-Не знаю.
-Ну, как ты сама чувствуешь: хорошо, плохо или средне?
Подумав, говорит:
- Средне.

На моём столе, под стеклом, лежат несколько грамот, которые сейчас называются дипломами или сертификатами. Три из них она получила в общеобразовательной школе, остальные в художественной. Олимпиада по математике, олимпиада по окружающему миру и награда за общественную работу – это из простой школы. Причем у нас не лицей и не гимназия, школа обычная под шифром МБОУ СОШ. Олимпиады общероссийские дистанционные. Не так уж плохо.

Скорость чтения была на начало года 14 слов в минуту, на конец – 50слов. Норма для первого класса 40 слов. Лиха беда начало! Первый год из одиннадцати позади, наслаждаемся каникулами.

Что вспоминается бабушке про этот учебный год? А у бабушки был свой интерес. Хотела я еще раз получить школьное образование вместе с внучкой, по современному стандарту.

Но не тут-то было! В школу мне хода нет. Там у дверей охранник, родителям выдали пропуск. Я не родитель и фамилия у меня другая. Это одно. Второе – меня сама ученица отлучила от уроков. Поначалу я пыталась с ней выполнять домашние задания, но столкнулась с яростным сопротивлением.

Дело в том, что наша деточка не из простых. «Диктатор» - так зовет ее одна наша знакомая с рождения. В семейной пирамиде она занимает самое верхнее место. Ниже ее мама, потом папа, и в самом низу я, бабушка. Для чего нужна бабушка такой горделивой внучке? Для удобства. Это услуги няньки, кухарки, сопровождения на прогулках, чтобы нести мяч, скакалку, ледянку, катить велосипед.

Но вдруг эта служанка возомнила себя учителем и захотела контролировать уроки принцессы. Еще чего! Не нужна эта приставучая зануда. Уроки и так противные, да еще с бабушкой.

Плохо уже то, что их задают на дом. Сидит ученица с тетрадкой и ручкой, пишет, а не всё получается, надо переписывать. А играть когда? Жизнь-то проходит.

У бабушки своё расстройство: ребенок неправильно ставит ударение в заданных словах, просто наугад чиркает как попало. Не понимает. А как объяснить, чтобы дошло? Главное, я  не помню, как формулировалось определение этого понятия в наше время, мелькает в голове что-то про гласную в сильной позиции. Не будешь же ей такое говорить. Но честно пытаюсь донести смысл, прямо выворачиваюсь наизнанку: ударная гласная поётся, тянется, её слышнее, чем другие. Чем больше стараюсь, тем хуже. На меня смотрят холодные глаза:
- Я тебя не понимаю.
Я в отчаянии:
- Как вам в классе объясняли?
- Ничего не объясняли.
- Не может быть! Тогда бы не задали на дом.
- Я тебе не верю, - добивает меня она.
Из своей комнаты выходит папа:
- Всё! Завязывайте! Я не могу уже это слышать!

Бабушка уходит к себе, что и требовалось. Но ребенок не успел обрадоваться, что избавился от уроков.  Вместо бабушки подсаживается папа. Начинается вторая серия мучительной драмы. С папой труднее бороться, он моложе и сильнее. Словами не прошибёшь. Но есть ещё одно средство. Слёзы! По щёчкам потекли ручейки, тонкая шейка склонилась, горячие капли шлёпнулись на тетрадь. Какие бессердечные взрослые! Мучают несчастного ребенка уроками. Папа сдался незаметно, ему как раз позвонили, он уехал.

Вечером мама, узнав, что уроки не сделаны, возмутилась.
- Я устаю на работе. Теперь еще и дома до ночи сидеть над уроками?
Но никуда не денешься, диктатор диктует свои условия. Хотите дать дочери образование – занимайтесь с ней. Так и повелось. Уроки Мила делает с мамой, с папой готовит черновик для мамы, а меня гоняет: «Не смотри!» - закрывает рукой записи. Прячет дневник.

Но однажды мы были ошарашены домашним заданием по предмету «Окружающий мир». Поздно спохватились, что надо выполнить трудоемкий проект «Малая родина». На развороте рабочей тетради оставлено пустое место. Туда нужно вклеить иллюстрации – фоторассказ о своем городе.  Может ли это сделать семилетний ребенок? Редкий взрослый выполнит это быстро, к завтрашнему уроку. Нужна аппаратура для печати фотографий из интернета в нужном размере.

У нас такой возможности не было. Стали мы с Вероникой рисовать от руки. Разделили темы и страницы. Она выполнила более мелкие картинки: герб города, башню Братского острога и пейзаж с рекой Ангарой.  Я крупно нарисовала Братскую ГЭС, мемориал Славы.
- Что бы еще нарисовать? – задумалась мама.
Я говорю (усмехаясь):
- Заводы. Пару-тройку труб с дымом.
- Зачем? – строго осадила меня мама.
- Пусть знают, где живут. Такая правда жизни.
- Этот сарказм здесь неуместен. Успеют узнать.
- Ну и ладно, - ворчит бабушка. – Правду неприятную показывать не будем. Оставим за скобками градообразующие предприятия. Мы не знаем, кому они принадлежат, но то, что они нас травят выбросами, не суть важно. Детям лучше такое не говорить, для их спокойствия.

Вот так мы делали в тот раз уроки для Милы.
Немного похоже на старую песенку про то, что «папа решает, а Вася сдаёт».
Позднее приспособились. Готовились заранее. На прогулках собирали с Милой осенние листья, красивые камушки, сосновые шишки. Милочка у нас четвертый год учится в «рисовальной школе», умеет из подручного материала сделать фигурки животных или птиц, орнамент из камней, картинки из листьев на бумаге.

На тему «Моя семья» папа заказал фотографии знакомому профессиональному фотографу.

Так и втянулись. Письменные задания стала делать быстро, но с чтением оказалось сложнее. Не любит читать и заучивать наизусть.

Зато быстро поставила бабушку на роль ученицы, оставив за собой право задавать вопросы. Командовать парадом всегда должна Мила.
- Бабушка, - говорит внучка, - тебе надо тренировать память. Я буду спрашивать, ты отвечай. В какой школе я учусь?
- В тридцать девятой.
- Правильно. В каком классе?
- В первом «б».
- Правильно. Как зовут мою учительницу?
- Лариса Викторовна.
- Сколько детей в классе и кого больше?
- Тридцать человек, больше девочек.
- Правильно. Какие у нас имена?
- Две Миланы, две Полины, Лена, Лия, Алина, Арина, Алиса, Снежана, Ульяна, Диана, Виолетта, Аня, Настя, Даша, Юля.
- А какие имена у мальчиков?
- Данил, Даниил, Кирилл, Матвей, Никита, Егор, Прохор, Артём, Вадим, Миша, Саша, Вирап и Аршак.
- Правильно. Какой предмет у меня любимый? Можешь назвать три.
- Окружающий мир, рисование и физкультура.
- Правильно!!! А математику и русский ненавижу.

Бабушка больше отвечать не хочет. Задумывается. Основные предметы надо бы любить. Их еще придется сдавать в обязательном порядке. Но в том виде, как их сейчас преподносят, попробуй полюби.

Особенно русский язык. Меня поразила ненужная наукообразность программы. Зачем в первом классе эти схемы – схема слова, схема предложения? Зачем звуковой анализ слова, транскрипция? По-моему, это только отвлекает от выработки навыков грамотного письма. Сбивает с толку.
 
Главное – темпы бешеные. В наше время изучали новый материал, закрепляли, повторяли. Пока все не поймут и не научатся.

Сейчас несутся вперед без оглядки. Ребенок не успевает усвоить одно, как надо уже отвечать другое. Так образуются пробелы. Отсюда возникает неприязнь к трудным предметам. Непонятное – не интересное.

Может быть, со временем, когда знания будут накапливаться, это пройдет. Учительница у нас самая лучшая, школа тоже хорошая. Нынче наша школа выиграла областной конкурс и солидный грант. Это всё внушает оптимизм.

На лето задали учить таблицу умножения. Умножение и деление будут проходить в следующем классе. И мы учим, пусть «через не хочу». Зубрим потихоньку.

Два раза в неделю занимаемся в студии скорочтения. Должны эти труды вознаградиться. Вид-то у нашей девочки как у прирождённой отличницы: лоб высокий, глаза серьезные, а язык какой длинный!

 Так что, когда настанет пора получать оценки, надеемся, что они будут выше «средних».