27. Свобода воли

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    – Есть два слова: свобода и воля, – говорит Януш Корчак. Он считает свободу внутренней причиной воли, а волю – внешним, общественным результатом внутренней свободы. Трудно с этим согласиться. Мы ищем свободу в этом мире,  свободу – от чего-то. И проявляем волю – к чему-то – глубоко в душе, в разуме. Конечно, есть люди, у которых все наоборот. Они понимают свободу как навязывание своей воли, а силу воли употребляют на то, чтобы освободиться от «заблуждений разума»; так они, вслед за Ниче, называют категорические требования вкуса, морали, истины. Но Корчак так думать не мог.
    – Свойственно ли свободолюбие человеческой природе,  или это результат особенных условий? – спрашивает Джон Дьюи. – Мы стремимся к свободе ради нее самой или как к средству достижения других ценностей?
    На самом деле это один вопрос… Зверь рвется на волю – но только тогда, когда он на воле и вырос. Животное стремится в те условия, к которым оно приспособлено. Человеку это тоже свойственно. Возраст за Возрастом он формирует свой образ жизни – личной, персональной, общественной…  Мы привыкаем к этому образу, мы нуждаемся в нем. И воля, которую мы проявляем к удовлетворению этой («дефицитарной» по Маслоу) потребности, является только средством, а не целью. Но человек проявляет и другую волю, пассионарную волю к свободному развитию.

    Развитие животного продолжается несколько лет, но человеческой жизни недостаточно, чтобы реализовать все возможности разума. И воля к «самореализации» (по Маслоу) действительно является самоцелью человека разумного. Мы решаем свои «дефицитарные» проблемы постольку, поскольку обладаем волей для их решения; но воля формируется в процессе свободного развития и предназначена для решения пассионарных целей.
    Бытующее в научной литературе мнение, что "психическое развитие человека есть результат взаимодействия его биологических потребностей и требований общества" – не что иное как «аналитическая аберрация»; то есть подгонка фактов под концепцию. Это утверждение справедливо только для «возраста научения» (1-2 года). «Кризис трех лет» подводит черту под физиологической проблематикой и связанным с ней развитием. Возвращение к ней в более зрелом возрасте – заурядная дефицитарная регрессия, более или менее острая. В общем, рядовом случае, любая наша «взрослая» (и не очень взрослая)  практическая проблема имеет эмоциональный мотив; является только материальным препятствием для достижения конечных духовных целей. И неважно, осознаем мы это или нет. «Подкрепления», которые получает взрослый (и не очень взрослый) разум в процессе деятельности, имеют строго эмоциональный характер. Свою конфетку и бананы мы переросли еще в «возрасте научения».
 
    – По какой причине мы концентрируем внимание сначала на одном, а затем на другом предмете? – спрашивал Уильям Джеймс и сам же отвечал. – Ради наших практических интересов либо ради эстетических интересов.
    Наиболее существенным обстоятельством феномена воли является ее «внеситуативный» характер: и мотивы, и цели, которые требуют волевых усилий, лежат далеко за пределами текущего момента, его актуальных побуждений и реальных потребностей.   
    Примат духовности особенно нагляден именно в онтогенезе: при формировании волевой рефлексии как новообразования Второго Возраста, который характеризуется не только переходом развития из актуальной сферы в сослагательную, но и переходом от практической проблематики к духовной. Отношения в личной жизни первоклассника налажены (гомеостаз поддерживается), все практические потребности сводятся к поддержанию этого гомеостаза. Проблематика его дальнейшего развития лежит исключительно в эмоциональной, духовной плоскости.
    Ребенок проявляет волю к познанию за пределами его личной жизни; он стремится к источнику своих эмоциональных проблем. Цель разума остается прежней: установление равновесного обмена, стремление к информационному гомеостазу. Погасить источник проблемного сигнала и устранить источник дискомфорта. Но дискомфорта не было бы, если бы не духовная, эмоциональная составляющая разума – Вторая сигнальная.

    Свобода воли – это замкнутый гиперцикл, который проходит через все слои общества и через все уровни разума; нельзя сводить его к внешним проявлениям. Что такое, собственно, «усилия воли»? и чем они отличаются от мышечных усилий организма? Соподчинение мотивов, группировка целей, выделение опорных пунктов, составление планов, классификация и структурирование компонент, схематизация процесса, установление аналогий, достраивание модельного материала; наконец, сам процесс теоретического моделирования – вся работа интеллекта. Поступок – только синтетический результат этих усилий. Механизм воли формируется еще до поступка, и ускользает от внимания исследователей. Феноменология воли и безволия широко освещается в научной литературе, преподается в вузах. Но это бледная тень того, что составляет суть феномена. Что такое «интеллектуальная лень»? «интеллектуальная трусость»? «интеллектуальное иждивенчество»? Это причины и источники лени, трусости, иждивенчества… конформизма, халатности, малодушия… и еще многого. Потому Второй Возраст и называют «латентным», что наука не видит механизма развития, скрытого глубоко в «сослагательной зоне». (Феноменология! Чего не вижу, о том не пою.) 
    Но  феномен воли еще глубже – в источнике этих усилий. Мы называем «силой воли» способность вскрывать и взламывать блокаду с проблемной информации, выводить ее на сознательный уровень. Все наши «не хочется», все разнообразные «не могу», «не понимаю», «не знаю», «не умею» – все это кодоны подпрограмм, блокирующих проблемную информацию, активную и пассивную.