Володя роги-ноги

Сергей Видакас
   Шёл 1982 год. Лето. Володю нашли в каком-то из посёлков, ближайших к району работ Гольцового гравиметрического отряда. Напившись, он спал на улице, прямо среди дня. На удивление, при нём были паспорт, трудовая и военный билет. А потому, старший геофизик отряда, Юра Горбунов, быстренько оформил его рабочим на полевой сезон. Он, Юра, давно обещал привезти рабочего геодезисту Боковенко Саше. Позднее к Володе приклеилось прозвище "роги-ноги", поскольку это словосочетание он часто вставлял в свою речь. И был он тогда в возрасте Христа.
   Наземная гравиметрическая съёмка в районах Северо-Востока России - тяжёлый труд для гравиков и геодезистов. Это постоянные маршруты по горным хребтам и залесённым долинам рек. В маршрут полагается ходить с рабочим. А когда ходить не с кем, приходится идти одному. Но это опасно и вообще запрещено.
   Правда автор этих строк всегда ходил один, так как никто из рабочих больше одного-двух дней не выдерживал бешеный темп.
   Вот и Саша Боковенко - как раз был без рабочего. Но однажды, стоя на горном хребте, он увидел, как восьмёрка (вертолёт Ми-8) направилась в долину ручья, где был разбит его лагерь.
   Вечером, спускаясь к стоянке, Саша с удивлением увидел, что появилась маленькая туристическая палаточка. И это не смотря на то, что рядом стоит большая шестиместка на деревянном каркасе и с печкой. Подойдя ближе, он обнаружил человеческую ногу, торчащую из новой палатки. Нога была чёрной. "Негр" - промелькнуло в голове геодезиста. "Что он тут делает на краю света?" Заглянув внутрь, Саша увидел в сумерках иссиня-чёрное лицо, что ещё больше укрепило его уверенность в том, что в палатке лежит скукоженный негр. Но это был русский рабочий Володя. Просто нога сильно загорела. А лицо приобрело такой цвет из-за пьянки.
   Познакомились они не скоро. Первые три дня будущий работяга признаков жизни не подавал. И только на четвёртый день, возвращаясь из маршрута, Саша почувствовал запах дыма и еды. Володя, узнав, что надо ходить в маршруты (на базе ему не успели об этом рассказать, да и пьян он ещё был для разговоров), заявил, что пока не может ходить, ибо у него сильно обожжено бедро. Действительно - бедро было в плачевном состоянии. А потому, первое время единственным помощником на маршруте у Саши оставался его чёрный пёс Тап. Тапик - пушистая оленегонная лайка.
   Тем не менее, пока Володя оставался в лагере, польза от него была. Оказалось, что он прекрасно готовит. И первым это почувствовал Тап. Соблазнительные запахи ужина разносились по горам и долам. Задолго до подхода к лагерю пёс начинал стремиться туда всеми фибрами своей собачьей души. Он даже старался сделаться незаметным, прижимаясь к земле между камнями. Всё для того, чтобы улизнуть к источнику манящих запахов. Глядя на это, Саша в какой-то момент разрешал Тапу улизнуть. И счастливая собака мчалась вниз, к Володе с его ужином.
   Так они и жили. Потом ожог у рабочего прошёл, и он стал втягиваться в тяжёлую маршрутную геодезическую жизнь.
   Жизнь тяжёлая, но и платили неплохо. Вечерами, подсчитывая будущие барыши, Володя "роги-ноги" строил планы - как он всё это потратит. Среди прочих была у него одна мечта. Он много говорил о том, что купит себе всю новую одежду, включая костюм и пальто, и что в этой одежде он пойдёт в лучший ресторан славного города Магадан. Идея была неплохая...
   Поздней осенью, когда замёрзли ручьи и лужи, отряд вернулся с полевых работ домой. А с отрядом и Володя. Так он оказался в посёлке геологов Хасын. На несколько дней Саша Боковенко потерял своего рабочего из виду. Но потом...
   Вечером в дверь балка, что в конце улиц Геологов и Цареградского, рядом с котельной, постучал человек. Открыв дверь, Саша увидел Володю. Вид у того был потасканный,  растерянный, несчастливый. Зайдя внутрь, он попросил 25 рублей, сказав, что денег у него больше нет. Володя собирался на какую-то работу в посёлок Сеймчан. А билет до Сеймчана стоил 25 рублей. Конечно Саша дал эти деньги. Но что случилось? Вот какую историю поведал наш герой...
   Он получил свои честно заработанные 2000 рублей. Чтобы было понятно тем, кто не знает - в те годы 2000 были большими деньгами, ибо зарплата инженера на материке составляла 100 рублей.
Он направился на автобусе в Магадан. Это 86 километров от Хасына по Колымской трассе.
Он пошёл в дорогой магазин и купил всю новую одежду, включая костюм и пальто.
И в этой новой одежде он направился в лучший ресторан города Магадан.
Правда по дороге Володя зашёл в общественный туалет на улице. В этом туалете он выбросил в очко всю свою старую одежду, надеясь, что всё теперь будет по-новому.
   Но на пороге ресторана новый человек обнаружил, что не может найти паспорт. Остаться без документов в суровом Колымском крае - не лучшая перспектива. Новая жизнь рушилась на глазах. "Вот, роги-ноги, наверно паспорт остался в старой одежде" - подумал Володя. А следовательно на дне общественного туалета...
   Нетвёрдыми шагами, как будто уже провёл вечер в ресторане, по снегу, человек направился в сторону общественного туалета. Что же делать? И так ясно, что делать. Но решиться на это может не каждый.
   Это было как прыжок с парашютом. Слава богу, что мороз, и всё замёрзло давно. Поэтому он не увяз, а оказался на твёрдой поверхности.
   Довольно глубоко, и ряд из нескольких очков где-то наверху - не дотянуться никак. Но это потом. А сейчас надо найти паспорт. Обыскав свою старую одежду, Володя не нашёл ничего. Обыскал ещё раз. Безрезультатно. Ну как же так? В конце-концов, после долгих поисков, паспорт нашёлся... в каком-то потайном кармашке нового, с иголочки, костюма. Это принесло некоторое облегчение. Но что же делать теперь? Самому выбраться не удастся. И ходил он, несчастный, по замёрзшим кучам целых два часа, глядя на спасительные дыры в деревянном полу над головой. За это время тепло его ног и дыхание оказали воздействие на то, что под ногами. В результате передвигаться стало труднее, а одежда постепенно пропитывалась поднимающимся запахом. Как назло никто не спешил в общественный туалет. Наконец зашёл мужик по мелкой нужде. Выждав момент, наш герой крикнул снизу:"Эй, мужик!" Струя сильно дёрнулась - наверно наверху случился шок. Но мужик оказался неробкого десятка и не убежал. Выслушав историю про паспорт, он вошёл в положение. И стали они думать, как поднять Володю. В общем, связали два шарфа, плюс ремень. И с помощью такого каната Володя вернулся в мир людей. Правда перепачканный и с душком. Зато при паспорте и при деньгах.
   В ресторан уже не хотелось в таком виде.Он долго оттирал снегом всю новую одежду, но не очень успешно. В конце-концов, купив билет на автостанции, Володя "роги-ноги" отправился в Хасын.
   В Хасыне он оттянулся по полной. И полевые 2000 рублей были пропиты в общаге всего за неделю. От новой жизни ничего не осталось. Кто-то предложил работу в Сеймчане. Но туда ведь надо ещё добраться по трассе Колымской. Вот так и оказался Володя на пороге Сашиного дома с просьбой о 25-ти рублях на билет до Сеймчана.
   Он действительно устроился на работу - спустя какое-то время Саша встретил его там. Володя "роги-ноги" стал дорожным рабочим.

   Как никто другой я понимаю, что испытывал наш герой, решившись на отчаянный шаг, чтобы найти паспорт. Сам я однажды оказался в схожей ситуации. Правда не за паспортом полез, а спасал своего щенка. Это было зимой 1984-85 годов, когда мы с женой жили в зубном кабинете на пионерлагере рядом с Хасыном. При нас щенок Чиф - западно-сибирская лайка. И вот, выгуливая его вечером, я услышал какой-то глухой стук и потерял собаку.
   Там был туалет (такой же как у Володи, только поменьше и не глубокий). Сходил за фонариком. И, обойдя туалет сзади, через открытый люк, увидел в яме, на замёрзшей куче, своего щенка. Как ни в чём не бывало он сидел и смотрел на нас невинным взглядом.
   Я полез, конечно. Вылез обратно сам. Но Чифка оказался испачкан каким-то мазутом. И мы долго потом, со смехом, отмывали его.

28.07.2017