Они приехали вместе с мамой в гости к своей тете. Их голоса слышны были совсем рядом. Мальчик и девочка. Был конец июля. Деревья сильно разрослись. Огромный куст цветущего жасмина закрывал вид на соседний двор.
- Кто там играет? - спросила я громко.
Пауза длилась целую минуту.
- Мы с братом к тете Юле в гости приехали.
- Идите к нам во двор поиграть. У нас качели есть. Покачаетесь.
- А можно?
- Конечно, можно. У нас и дырка в старом заборе подходящая есть. Пробирайтесь.
Они показались из-за куста жасмина. Мальчик лет пяти и девочка лет восьми. Выглядели они опрятно. Только маечки были старенькие и выцветшие, а шорты были из джинсовой ткани тоже совсем не новые. Странные огромные шлепанцы из розовой резины были у них на ногах. Они были оба голубоглазыми, светловолосыми, с круглыми щеками, курносыми носами. Очень похожи друг на друга. Брат и сестра.
- Давайте знакомиться. Валентина Ивановна.
- Меня Василиной зовут. Мосно Васей свать, но меня длазнят так. Мне больсе нлавится, когда Линой зовут, а это блат мой Савелий. Сава совут все.
Девочка стеснительно смотрела под ноги.
- Не смейтесь, я плосто нисего не выговаливаю.
- Не выговариваешь? А в школу уже ходишь?
- Во втолой класс пелесла.
- А в школе с тобой занимаются отдельно?
- Нет. Усительниса говолит, сто уситель особенный нусен. А у нас денег нет. Он - са деньги.
- Так. Он, значит, за деньги? Вот как? А я из прошлого века. Я - тоже учительница. Но я привыкла учить детей не за деньги. Давай, я тебе помогу. Пойди, скажи маме, что ты ко мне домой заниматься пошла. И Сава пойдет с нами.
- Сава все говолит. Он - умный.
- А ты? Ты тоже умная. Глазки вон какие хорошие. Учишься хорошо?
- Холосо. Но когда ситаю, все смеются. И усительница.
- А она - молодая?
- Пелвый год лаботает. Смеётся, а потом говолит - исвини, Лина. Не могу уделжаться.
Ребенок вздыхал очень грустно и смотрел на мир печально.
Дома я напоила гостей чаем с домашним печеньем. Потом мы с Линой уселись у большого стола в парадной комнате. Я достала из книжного шкафа большую книгу с прекрасными картинками под заглавием "Логопедическая энциклопедия". Стала я терпеливо и ясно рассказывать девочке, как рождаются звуки. Солнце светило нам прямо в глаза. Мы задернули занавески.
Я дала ребенку в руки зеркало. Мы начали с самого трудного звука - р. Легче всего его произносить в слове "труба". Я показала, как изменяется положение язычка из прикосновения к небу в звуке "т", и как он должен чуть согнуться трубочкой вверх, чтобы получился звук "Р".
Лина оказалась такой смышленой, что звук у неё получился сразу. Она все сделала правильно - и вот он - льется чистый звук "р-р-р".
И началось ликование. Смеялась Лина, смеялся её младший брат, смеялась и я. Сава даже пошел танцевать танец радости.
- Получилось, получилось, - пританцовывая, напевал младший брат Лины.
- У меня и др-р-р-ругие свуки полусатся?
- Непременно.
- Вот то-то усительниса удивится, когда я в сколу пр-р-р-рийду.
Мы прозанимались два часа, закрепляя умение. Читали стихи, маленькие рассказы, говорили нараспев слова.
- Труба, трактор, трон, море, ворона, - нараспев читала Лина и ни разу не ошиблась.
- Ну, все. На сегодня хватит. И так такой трудный звук одолели. Приходи завтра. Остальные звуки произносить научимся. У нас все обязательно получится.
Моя ошибка была в том, что я не назначила время для занятий. Лина с Савой пришли ко мне на занятия в половине восьмого утра. Я улыбнулась, но пригласила к столу, покормила оладышками со сметаной.
Мы научились говорить все свистящие и шипящие за три дня интенсивных занятий.
Слаще музыки Моцарта для меня были звуки детского голоса, который слышен был из соседнего двора.
- Р-р-р-р! С-с-с-з-з-з-зз-! Ш-ш-ш-ж-ж-ж-ж-ж!
Приходила мама ребятишек, спрашивала, чем меня отблагодарить.
- А меня уже отблагодарили ребятишки ваши.
- Чем?
- Светлыми душами своими и искренней радостью. Хорошие у Вас дети!