Маленькая радость на троих

Валентина Телухова
Они приехали вместе с мамой в гости к своей тете. Их голоса слышны были совсем рядом. Мальчик и девочка. Был конец июля. Деревья сильно разрослись. Огромный куст цветущего жасмина закрывал вид на соседний двор.

- Кто там играет? - спросила я громко.

Пауза длилась целую минуту.

- Мы с братом к тете Юле в гости приехали.

- Идите к нам во двор поиграть. У нас качели есть. Покачаетесь.

- А можно?

- Конечно, можно. У нас и дырка в старом заборе подходящая есть. Пробирайтесь.

Они показались из-за куста жасмина. Мальчик лет пяти и девочка лет восьми. Выглядели они опрятно. Только маечки были старенькие и выцветшие, а шорты были из джинсовой ткани тоже совсем не новые. Странные огромные шлепанцы из розовой резины были у них на ногах. Они были оба голубоглазыми, светловолосыми, с круглыми щеками, курносыми носами. Очень похожи друг на друга. Брат и сестра.

- Давайте знакомиться. Валентина Ивановна.

- Меня Василиной зовут. Мосно Васей свать, но меня длазнят так. Мне больсе нлавится, когда Линой зовут, а это блат мой Савелий. Сава совут все.

Девочка стеснительно смотрела под ноги.

- Не смейтесь, я плосто нисего не выговаливаю.

- Не выговариваешь? А в школу уже ходишь?

- Во втолой класс пелесла.

- А в школе с тобой занимаются отдельно?

- Нет. Усительниса говолит, сто уситель особенный нусен. А у нас денег нет. Он - са деньги.

- Так. Он, значит, за деньги? Вот как? А я из прошлого века. Я - тоже учительница. Но я привыкла учить детей не за деньги. Давай, я тебе помогу. Пойди, скажи маме, что ты ко мне домой заниматься пошла. И Сава пойдет с нами.

- Сава все говолит. Он - умный.

- А ты? Ты тоже умная. Глазки вон какие хорошие. Учишься хорошо?

- Холосо. Но когда ситаю, все смеются. И усительница.

- А она - молодая?

- Пелвый год лаботает. Смеётся, а потом говолит - исвини, Лина. Не могу уделжаться.

Ребенок вздыхал очень грустно и смотрел на мир печально.

Дома я напоила гостей чаем с домашним печеньем. Потом мы с Линой уселись у большого стола в парадной комнате. Я достала из книжного шкафа большую книгу с прекрасными картинками под заглавием "Логопедическая энциклопедия". Стала я терпеливо и ясно рассказывать девочке, как рождаются звуки. Солнце светило нам прямо в глаза. Мы задернули занавески.

Я дала ребенку в руки зеркало. Мы начали с самого трудного звука - р. Легче всего его произносить в слове "труба". Я показала, как изменяется положение язычка из прикосновения к небу в звуке "т", и как он должен чуть согнуться трубочкой вверх, чтобы получился звук "Р".

Лина оказалась такой смышленой, что звук у неё получился сразу. Она все сделала правильно - и вот он - льется чистый звук "р-р-р".

И началось ликование. Смеялась Лина, смеялся её младший брат, смеялась и я. Сава даже пошел танцевать танец радости.

- Получилось, получилось, - пританцовывая, напевал младший брат Лины.

- У меня и др-р-р-ругие свуки полусатся?

- Непременно.

- Вот то-то усительниса удивится, когда я в сколу пр-р-р-рийду.

Мы прозанимались два часа, закрепляя умение. Читали стихи, маленькие рассказы, говорили нараспев слова.

- Труба, трактор, трон, море, ворона, - нараспев читала Лина и ни разу не ошиблась.

- Ну, все. На сегодня хватит. И так такой трудный звук одолели. Приходи завтра. Остальные звуки произносить научимся. У нас все обязательно получится.

Моя ошибка была в том, что я не назначила время для занятий. Лина с Савой пришли ко мне на занятия в половине восьмого утра. Я улыбнулась, но пригласила к столу, покормила оладышками со сметаной.

Мы научились говорить все свистящие и шипящие за три дня интенсивных занятий.

Слаще музыки Моцарта для меня были звуки детского голоса, который слышен был из соседнего двора.

- Р-р-р-р! С-с-с-з-з-з-зз-! Ш-ш-ш-ж-ж-ж-ж-ж!

Приходила мама ребятишек, спрашивала, чем меня отблагодарить.

- А меня уже отблагодарили ребятишки ваши.

- Чем?

- Светлыми душами своими и искренней радостью. Хорошие у Вас дети!