Раковина Ципрея

Ольга Сергеева -Саркисова
 

      
       В жизни мне очень повезло с интересными соседями. В самом детстве это был сосед Олег-капитан дальнего плавания, он привозил много красивых раковин из своих плаваний по разным морям, и рассказывал о них интересные истории. От него я получила первые знания о ракушках со всего мира. А второй сосед, уже в другом доме, куда мы переехали позднее  уже лет через десять, был скрипачом нашего симфонического оркестра и его хобби - были раковины и кораллы. У него действительно дома был настоящий музей.Он любил их бесконечно и заразил меня тоже этим! Так уж устроена жизнь, что ты бываешь и учеником, и учителем одновременно.  То у тебя кто - то учится чему-то,и ты  в роли учителя, или ты осваиваешь новые знания,получаешь  их от кого-то, значит,- ты уже в этой ситуации ученик. Я всю жизнь стараюсь учиться, ну и с удовольствием делюсь своими знаниями с желающими. Любую свободную минуту Валера занимался  раковинами.Это трудоёмкий процесс: то чистил кислотой ,снимал лишнее, то подпиливал неровности, то покрывал прозрачным лаком, то что-то записывал, раскладывал по коробочкам как драгоценности. У него уже была своя система. Вот от него я уже довольно систематически получала знания о подводных красавицах - разнообразных раковинах, и с его помощью приобрела каталог раковин. Оттуда я много почерпнула знаний о них, и его истории тоже подогревали мой интерес. Раньше он жил на Дальнем Востоке, во Владике, как всей семьёй они называли Владивосток. Оттуда привозил раковин, покупал у моряков - особенно гребешки, и делился со мной двойными экземплярами. Правильно говорят, что всё начинается с любви -  вот и я влюбилась в эти изумительные раковины на всю жизнь. У меня дома уже прилично их, и у детей моих тоже, так как я покупала их везде, где они мне попадались - в Клайпеде на рынке у моряков, в Египте, когда их ещё можно было вывозить и кораллы тоже, в Средиземноморских странах, в Италии, Испании, Крите, на островах , на о.Искья, в Америке. В Персидском заливе в Эмиратах, собирала их сама на побережье и рифах.
У меня есть красивая ципрея с Красного моря. Тигровая ципрея или cypraea tigris – брюхоногий моллюск из рода ципреи. Обитает как на мелководных участках коралловых рифов, так и встречается на глубине более 30 метров.Ципрея не опасна для человека  , что приятно, это не конусы. Тигровые Каури плотоядные и поедают губки и мягкие кораллы. Питаются в ночное время, ведёт, в основном, ночной образ жизни,значит,- "сова", как и я, а днём прячется под кораллами или камнями. Выбираясь из своей раковины, моллюск полностью её обволакивает, что не даёт укрепиться на её поверхности наростам, водорослям и другим организмам - губкам, червям, в отличие от многих других моллюсков, которые этим не обладают. Благодаря этому поверхность раковины всегда идеально отполирована и радует глаз своим неповторимым узором. К сожалению, это явилось причиной того, что человек издревле использовал раковины ципрей в своих целях. Украшения, сувениры, посуда – по сей день изготавливаются из раковин этих моллюсков во многих странах иногда в строительстве,варварски, где их много, пережигают и используют как известь.
  3500 лет назад в Китае раковины ципреи начали использовать в качестве денег. Позже эта валюта попала в Японию, Корею, Индию, Таиланд, Филиппины. В XII -XIV веках на Руси также имели хождение эти деньги, как и речной жемчуг, который обменивали вёдрами. На Руси, в  безмонетный период каури  служили деньгами и носили название "ужовок", "жерновков", "змеиных головок". В Сибири они сохраняли функции денег.  В Азербайджане каури тоже  использовались в качестве денег.
Во время дайвинга на Бали, Гавайях или на других островах, обязательно попросите гида показать вам cypraea tigris- ципрею в своей среде. Это незабываемое зрелище. Поверьте, в своей среде обитания этот восхитительный моллюск во много раз красивее, чем его раковина на полке сувенирного магазина, хотя и на полке он прекрасен!
На Гавайских островах коренное население использовало тигровую ципрею в качестве приманки при ловле осьминогов, а также в качестве ценного пищевого продукта- как и из других моллюсков варят супы - си фуды. Из их раковин изготавливали скребки для обдирания коры деревьев и выскребания кокосовых орехов, Ещё употребляют при нанесении боевой раскраски с помощью небольшого шпателя из раковины и масок на лицо в косметологии.
  В дореволюционном Петербурге во многих зажиточных домах было модно использовать раковины этого моллюска в качестве набалдашника для дверной ручки и набалдашника для трости модного денди. Мне кажется, что у Александра Сергеевича Пушкина была такая трость, правда она весила 7 кг, он любил с нею играть, а вот какой был набалдашник,я точно не помню, но он был модник,- следовательно такие вещи его интересовали и возможно она была у него.
Раковины тигровой ципреи являются одним из наиболее распространённых сувениров, привозимых отдыхающими как с курортов черноморского побережья, так и из портовых городов Средиземноморья и Восточной Африки.Часто раковины данного моллюска украшают художественной резьбой — наиболее популярны вырезанные фигурки.  Раковинами ципрей украшали ритуальные маски и ожерелья народов Африки, ими инкрустировали оружие и щиты. На них вырезали животных, знаки зодиака, или надписи, обозначающие название курортных городов.Декоративная резьба по раковине тигровой ципреи очень популярна и сегодня.
Невероятно красивая раковина Тигровой Каури яйцевидной формы. Поверхность раковины гладкая, глянцевая. Цвет фона светло-бежевый с коричневыми или черноватыми круглыми пятнами. Устье узкое с зубчиками по краям. Моллюски Ципреи Тигрис пользуются популярностью для украшения аквариумов. Рыбки с удовольствием будут назначать свои свидания рядом с такой красавицей. Раковины Тигровых Ципрей часто используют для коллекционирования и в целях декора интерьера на полках с книгами. Их внутренний слой очень красивого фиолетового оттенка и поэтому ракушки Ципреи Тигрис часто использовали и сегодня тоже используют для резьбы, и создания камей и украшений придворных дам, богатых красавиц.Я приобрела такую брошь с камеей в Сан-Марино, очень красивая.А какие там были красивые кольца с камеями!Настоящие произведения искусства.
В Танзании эти раковины используют для колдовства. В Европе есть обычай дарить раковины Тигровых Каури с гравировкой креста дочерям в качестве свадебного подарка, считается, что они являются амулетом от бесплодия. На островах в Океании- эти раковины являются богатым приданым для невесты. 
  Раковины каури часто находят при раскопках в Новгородских и Псковских землях в погребениях.Значит, и там они нужны... Их находили при раскопках доисторических поселений  близ Гента, в галло-романских некрополях Монтерозато, в Помпеях, в Винницкой области, у села Косаново, в захоронениях так называемой Черняховской культуры (II—V вв н. э.)
    Раковины данного моллюска использовались человеком ещё в древности. Тибетцы делают лекарство из раковин, сжигая раковину каури - белую, и этим пеплом лечат гнойные раны, посыпая их пеплом раковины, а потом промывая и делая повязки с отваром из шафрана. По этому рецепту лечили моего одного друга монахи в одном из монастырей Тибета.
Этих красавиц -  Тигровых ципрей и конусов в изобилии часто можно видеть на картинах великих мастеров прошлого - голландцев, немцев, используются и всеми европейцами по сегодняшний день. Она говорит о красоте мира, гармонии, приглашает к путешествию в дальние страны. Если вы прихватите её в путешествие- оно будет счастливым, есть такая примета.
     Свою красивую ципрею я приобрела в Неаполе в небольшом магазинчике. Место интересное и я помню,что делала несколько открытий в этом городе каждый раз,когда его посещала. Из Неаполя мы должны были направляться в Помпеи. А пока было время, я стала бродить по городу, вспоминая всё и всех, кто здесь жил и посещал из соотечественников этот город. Купила ципрею и небольшой перламутровый конус, уже очищенный. Мы его видим чаще всего в известковом варианте, ну,а туристы очень любят приобретать их для своих интерьеров в перламутре, и они красиво светятся под лучами солнца. Купила раковины и решила попить знаменитый кофе, пожалуй самый вкусный, который я пила в своей жизни. Это кафе находится внизу центральной площади на углу. Кофе подают в белых удлинённых чашечках. Он очень густой, двух видов с белой густой пенкой, и с тёмной, и просто божественный! Я не шучу.Хочется его пить бесконечно...Но, денег было не очень много, и я, с огромным сожалением, решила воздержаться. Я допивала свою чашечку волшебного напитка с белой пенкой, когда в этот момент в кафе заглянул мужчина и спросил по- итальянски "C'e un caffe sospeso?", - ("че ун кафе соспезо?"),я мгновенно вспомнила это слово...    О,конечно!Традиция Неаполя!Когда - то я прочитала об этом у Тонино Гуэрра- "Подвешенный кофе!" Ура! Многие посетители оставляют деньги на благотворительный кофе для бедных людей. Спасибо им! Они платят за большее количество чашек, а пьют одну или две. Вот такой чудесный обычай есть в этом городе.Я пила его и в привокзальном кафе потом.А иногда оставляют и на еду деньги. Мне этот город нравился всё больше и больше. Я спросила у продавца о возможности попробовать этот кофе с тёмной пенкой, и получила утвердительный ответ и чашечку ароматного напитка. Как его готовят,что туда кладут ещё, кусочек сердца-наверняка, я не знаю, но это сказка.Пока я наслаждалась великолепным кофе, вошла пожилая дама,с сумкой -коляской, какими - то мешками,вещами,зонтами, словно она прихватила с собой все свои вещи на все времена года,очевидно бездомная, и я услышала другой выговор слов, явно по-неаполитански : " O cafe suspiso", походило на "шушпизо". У меня музыкальный слух неплохой, и я различила сразу разные произношения, но все хотели одного - кофе! Я пила нектар и думала,какие разные люди бродили и бродят по улицам этого города.И что этот город подарил миру великого певца - Энрике Карузо!"Энрике"- "хозяин дома". Какой это был голос! Был снят фильм по мотивам книги воспоминаний вдовы Дороти Карузо,который я смотрела в детстве, и была потрясена красотой голоса.В главной роли - Марио Ланца, тоже выдающийся певец. Правда, в своём городе его не очень любили, а почему? - Непонятно. Очевидно зависть. Теперь я стояла там и вспоминала великого Энрике Карузо... его божественный голос. Мальчик родился на окраине Неаполя в бедной семье. Из семи детей выжили трое.Тогда город погряз в нечистотах, грязи и вони, болезнях, тиф и холера уносили жизни людей, особенно детей. Он совсем не мечтал ни о какой карьере певца, тут бы выжить. Однако, занятия в церковно - приходской школе, пение в церковном хоре, успехи в пении не остались незамеченными, и не прошли бесследно. С ним стали заниматься уроками пения и музыки учителя. Образования хорошего музыкального у него не было, как и другого тоже. Но он трудился и достигал успеха.
 Его полюбили в разных странах, в России многие знаменитые музыканты дружили с ним - С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и другие. В Метрополитен опера он проработал много сезонов, он пел в Лондоне, Германии, во всех странах - и везде ошеломляющий успех.
Теперь он мечтал о карьере оперного певца, мечтал выйти на сцену миланского театра "Ла Скала" и покорить публику.Это произошло в 1900 году. И эта мечта сбылась. Он покорил публику своим потрясающим голосом в опере "Любовный напиток "Доницетти. Его ария Неморино пленила слушателей. Кроме того, он пел почти все неаполитанские песни и внёс в них живые чувства и глубокие переживания людей.
   Раньше искусство бельканто отличалось вычурностью, неестественностью. Энрике освоил весь теноровый репертуар, пел более 80 партий в различных операх во всём мире. Очень любил музыку Верди и блестяще исполнял её. А когда его хвалили, то он говорил: "Хвалите Верди, а не меня!." Он первый стал записывать свои песни на граммофонные пластинки, которые разлетелись по всему свету и принесли ему широкую популярность. Я заметила про себя, что знаю почти все неаполитанские песни, и почти выучила итальянский язык по ним. Кто не знает "О, соло миа!"( О, солнце моё") или "Вернись в Сорренто!".
 Как я любила это загадочное слово Сорренто... Эти потрясающие яхты в морских просторах на серебристых волнах всегда всплывали в моих воспоминаниях, даже во сне... Смотрела на белую, как лебедь яхту и вспоминала, что как-то расписывала такую красавицу лет двадцать назад. Один молодой человек попросил расписать в морской тематике свою новую яхту. Я взялась за роспись с удовольствием, хотя никогда до этого яхт не расписывала. Я смело шагнула с полотна на пространства яхты и стала в одно мгновение художником Арт-стрита, это уже уличное искусство, отличное от картин в рамах. Моя буйная фантазия при помощи морских обитателей взяла корабль в плен. Нос корабля снизу сразу захватил огромный спрут в свои объятия, протягивая свои щупальца даже к верхнему борту, желая взобраться на палубу... Весёлые дельфины сопровождали этот морской дом, водоросли, разные рыбы, звёзды, раковины- все украшали борта яхты. Опыт для меня был уникальный. Такая яхта была единственная на Волге и мне это нравилось. В яхт клубе собирались около неё побеседовать "морячки", небольшая толпа и члены клуба. Она нравилась многим и это грело мою душу. Я оценила смелость молодого человека-его звали Дамир,как и моего внука, ведь ни у кого ничего подобного не было, и он был не таким, как все, хотел украсить мир по - своему, а это здорово!
  Сорренто... музыка .Раньше эти все песни каждый день звучали на радио. Помню «Вернись в Сорренто» Энрико Куртиса играл на трубе один солдатик, и я впервые живьём услышала эту песню в нашем Окружном Доме Офицеров, очень хорошо звучало. Я часто напевала, мурлыкала мелодию о Сорренто, мечтая взглянуть на этот чарующий городок. И мне удалось там побывать много лет спустя в сказочном неизвестном городе Италии. Такая красивая там бухта! Милый городок Италии с прекрасными закатами и восходами. Этот призыв-"Вернись в Сорренто!" навсегда поселился во мне и при первой возможности, я готова стартовать в это заветное местечко.
Ещё мне повезло: я слушала всех самых знаменитых теноров мира. Мелодии этих песен очень талантливые, темпераментные, чувственные и легко запоминаются. Как их исполнял Зураб Соткилава! Этого не забыть! Как их пел Лучано Паваротти! А позднее, когда Карузо не стало в возрасте 48 лет ( двустороннее воспаление лёгких) в Неаполе, ему было написано посвящение Луччо Далла 1986 г. "Памяти Карузо" или просто "Карузо". Это стало шлягером на все времена и ни один концерт не проходит без исполнения этой песни в память о "Короле теноров". Его пели все, это не преувеличение,я слушала как пел его Хулио Иглесиас, Хосе Каррерас, Андре Бочелли, Лара Фабиан и многие другие исполнители, и видела как плакали люди... Очень талантливая мелодия.
А как её играет на виолончели самый знаменитый на сегодня босоногий музыкант из Хорватии - Степан Хаусер! Иногда они выступают с Луко вместе. Если его раз увидишь, то уже сразу возьмёшь след. Хочется слушать его бесконечно.Надо заметить,что он всё исполняет блестяще: и знаменитые хиты, и симфоническую музыку - например, концерт С.Рахманинова №2, и неаполитанские мелодии "О,соло миа" , и конечно"Вернись в Сорренто". Обязательно вернусь! Виолончель звучит божественно.Вот только часто он исполняет свои произведения на фоне природы и босиком, боюсь,чтобы не простудился.Я подсадила своих подруг и друзей на музыку этого музыканта.
 Карузо совершенно не берёг своё здоровье, хотя все тенора обычно трясутся над своим голосовым аппаратом, соблюдают специальный режим, не разговаривают по нескольку дней, в тишине собирают голос по крохам, едят свежеприготовленное мясо и тд. Он нарушал все правила и легкомысленно не берёг голоса. Он выкуривал до 80 сигарет в день, курил сигары, ел острую пищу и пил вино даже накануне концерта, а
 ещё пускался в любовные истории. У него было множество романов с замужними женщинами, имеющими отношение к миру искусства. За это приходилось бороться, даже на кулаках, учитывая его темперамент и сердце итальянца. Многие из этих отношений кончались трагически - это опять переживания, стрессы. От Ады Гьячетти (его самая долгая и страстная любовь), у него было двое сыновей, хотя она была и замужем, но в итоге она оставила Энрико ради их шофера. Незадолго до своей смерти он встретил девушку, которая была младше его на 20 лет. Они поженились и у них родилась дочь Глория, которую Далла упомянул в песне «Карузо».
   Когда Зураб Соткилава, наш знаменитый тенор Большого театра, для которого Карузо был высочайшим авторитетом, бродил по Неаполю в поисках памяти о Карузо,мечтая преклонить колена на каком-либо "островке памяти" этому гениальному певцу, и просил жителей показать дом Карузо,- никто не привёл его к нему, он спрашивал где стоит памятник Карузо, и просил отвести к этому месту, все разводили руки, и ничем не могли ему помочь. В своём родном городе его никогда не будут носить на руках, как в других странах и городах, где он с успехом выступал. Все выступления в родном городе не имели успеха. Это было,как рок, и он обиделся на город. Видимо, правильно говорят - "нет пророка в своём отечестве" . Но слава его была всемирной. Он так и вошёл в историю  музыки "королём теноров".
   А я вспоминала рассказы, как он выступал в соборе Святого Марка в Венеции... Венецианцы гордятся этим. Это самый знаменитый собор, великолепный, из мрамора, злата и драгоценных фресок, он стоит на главной площади Венеции. Как божественно звучал его голос под сводами собора. Там великолепная акустика и голос просто летит. Об этом рассказывают легенды. Мне стало немного горько, что такая короткая память у людей... Я всегда думаю о нём, когда бываю в Венеции или стою на земле Неаполя, его родины, но в нём он не нашёл счастья...
 Вот и тот залив, который так воспевал великий Карузо, я этого никогда не забуду, когда буду ступать по этому берегу, буду всегда его вспоминать и слышать его голос. Но неаполитанцы считают,что они все тоже поют, в их крови бродит не кровь, а музыка...  Видимо, это имеет место быть.
Кто тут только не бывал, созерцая силуэт Везувия. А какие картины написал повелитель волн Айвазовский! Ночной пейзаж с луной и кораблями очень впечатляет. Здесь бывал Карл Брюллов,создавший "Последний день Помпеи", где и себя написал.
 на фоне дымящего Везувия.Здесь лечился и бродил Антокольский, размышлял над своим  Мефистофелем. Сюда приходил Мережковский...он писал,вспоминая извержение вулкана и последствия землетрясения -
 "Здесь всё кругом полно могильной красоты,
Не мертвой, не живой, но вечной, как Медузы
Окаменелые от ужаса черты..." Брюсов посвятил стихи "Помпеянка" вечным влюблённым. Сегодня в музеях на острове сохранилось более 50 влюблённых пар, которые остались на века вместе. Вся литературная братия откликнулась на это событие,на страшную трагедию человечества.
 Так я перебирала в памяти все события и любовалась приобретенными раковинами.
   *  В некоторых странах огромное количество раковин этого моллюска пережигают на известь

      *на снимке Ципреи Тигровая и Золотистая.