Копьё для Бога Гл 2. Благая весть

Володя Морган Золотое Перо Руси
     Следуя заученным повелениям, Бельтэшартс-цар незаметно наступил ногой на каменный выступ рядом  с алтарём-жертвенником. Где-то внутри башни что-то тяжело ухнуло, заскрипело и, повинуемый  системой канатов, блоков  и сдвоенных полиспастов, массивный алтарь на металлической подставе   легко и плавно отъехал в сторну, обнажив под собой зияющее жерло широкой трубы с ещё одной почти вертикальной лестницей со ступенями, ведущей теперь почти вертикально вниз.  Пахнуло затхлостью, сырой глиной и плесенью. Стало понятно, что многочисленные башни Ура Халдейского и всего Вавилона имеют  двоякое  функциональное и эксплуатационное назначение. Они используются как ритуальные общественные здания с  алтарём и как астрономические обсерватории и общежития священнослужителей.
      Согласно этимологическому словарю Фасмера, слово «башня» в русский язык пришло из итальянского (итал. bastia — «бастион, укрепление») через посредничество западнославянских языков (польск. baszta, чеш. ba;ta), с добавлением славянского суффикса [-nja]. Более раннюю употреблявшуюся форму слова — «башта» — использует Нестор Искандер (XVI век). По мнению Ласковского, слово «башня» впервые встречается в XVI веке, в сказаниях князя Курбского; до тех пор употребляли в смысле башни слова — «вежа», «столп», «костерь» и «стрельница». Башни часто служили местами содержания заключённых, отсюда, по одной из версий, происходит русское слово «тюрьма» (от нем. Turm — «башня»).
     Существует старое и довольно распространенное убеждение, что днём из глубокого колодца можно увидеть звезды. Время от времени это утверждают вполне авторитетные авторы. Так, более двух тысячелетий назад Аристотель писал, что звезды могут быть видны днем из глубокой пещеры. Несколько позже Плиний повторил то же самое, заменив пещеру колодцем. Немало писателей упоминало об этом в своих произведениях: помните, у Киплинга — звезды видны в полдень со дна глубокого ущелья. А сэр Роберт Болл в книге «Star-Land» (Бостон, 1889 г.) дает подробные рекомендации, как наблюдать днем звезды со дна высокой печной трубы, объясняя эту возможность тем, что в темной трубе зрение человека становится более острым.
     В разные времена находились любознательные граждане, пытавшиеся сами обнаружить «эффект колодца». Знаменитый немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольд, пытаясь увидеть звезды днем, опускался в глубокие шахты Сибири и Америки, но безрезультатно. В наши дни тоже есть беспокойные головы. Например, журналист «Комсомольской правды» Л.Репин в номере от 24 мая 1978 г. писал: «Говорят, что среди бела дня можно увидеть звезды на небе, если спуститься в глубокий колодец. Однажды я решил проверить, правда ли это, спустился в шестидесятиметровый колодец, а звезд так и не смог разглядеть. Только маленький квадратик ослепительно синего неба».
     Опытный любитель астрономии из города Спрингфилд (штат Массачусетс, США) Ричард Сандерсон так описывает свои наблюдения в журнале «Skeptical Inquirer» (1992 г.):
     «Как-то лет 20 назад, когда я работал практикантом в планетарии спрингфилдского Музея науки, мы с коллегами стали спорить об этом древнем поверий. Наш спор услышал директор музея Франк Коркош и предложил разрешить его экспериментально: он отвел нас в подвал музея, где начиналась высокая и узкая печная труба. В нее вела маленькая дверца, в которую мы смогли просунуть свои головы. Я помню чувство возбуждения от перспективы среди бела дня увидеть ночные светила.
     Посмотрев вдоль дымохода наверх, я увидел сияющий кружок на фоне непроницаемой черноты печного нутра. От окружающей темноты зрачки моих глаз расширились и клочок неба заблестел еще ярче. Я сразу понял, что с помощью этого «прибора» мне не удастся увидеть днем звезды. Когда мы выбрались из музейного подвала, директор Коркош заметил, что только одну звезду удается наблюдать днем в хорошую погоду: это — Солнце».
       Итак, похоже, что ночные звезды не видны днем из глубокого колодца, равно как и из высокой трубы. Но видны ночью.
       Ночью, в тени Земли, при отсутствии освещения атмосферы солнечными лучами, рассеянная сине-голубая радиация атмосферы отсутствует и атмосфера становится прозрачной и при отсутствии облаков и запылённости атмосферы и Вы видите "чёрный" космос (точно таким же его видят и космонавты с орбиты над атмосферой) и видите звёзды, которые из за рассеянной атмосферной радиации не видны у поверхности Земли днём (но на высоте полёта более 10-15 км из за ослабления рассеянной радиации становятся видны и звёзды и Солнце одновременно и днём). К примеру, в экспедиции на Памире, когда мы находились на высоте 4200 м над уровнем моря, днём при отсутствии облаков небосвод был тёмно-синим и невооружённым глазом днём была видна планета Венера, а ночью представлялся на обозрение совершенно чёрный небосвод, усыпанный яркими и мелкими звёздами (ни одного «местечка» на небе «без звёзд» ) и был прекрасно виден Млечный путь.
      Итак, есть два альтернативных варианта наблюдения за звёздами: рыть колодцы в глубины земли или взбираться на возвышенности. На совершенно плоской поверхности полупустынной Месопотамии, облезлой, как истертая шкура барана, с осыпающимся грунтом, выгоднее всего возводить звездатую башню-зиккурат, чем в сыпучих песках копать колодец. Позднее, этой истине последуют и древние египтяне со своими пирамидами, загадки которых до сих пор неразгаданы...
       -Хэй! – Негромко крикнул в тёмной успокоительной прохладе Бельтэшатс-цар и слегка хлопнул в ладоши.
     Тут же из дальних,  затенённых углов башни выступили к нему навстречу три молчаливы монашеские фигуры. Это были три главных помощника Великого Халдея - Мельхиор, Каспар и Вальтасар - тоже цари, маги, звездочёты, кудесники, волхвы иудейского роду-племени, уведённые вавилонянами в плен вместе с Бельтэшатс-царом и ещё восемью мальчиками.  Троих он спас  от зверской расправы Навухудоносора за непослушание и тупость в первое  разрушение Иерусалимского храма за более чем полтысячи лет до Рождества Христова и до начала новой, христианской эры.
     Ассистенты сноровисто приступили к облачению жреца для вечерней молитвы.
      Но сначала нужно было раздеться. Раздевание – символ перехода в иной мир. Ведь тело человека – всего лишь ракетоноситель души. Мы пришли в этот мир по воле Всевышнего голыми и покинем земную жизнь, Который сотворил все окружающее в том числе и жизнь. И покинем мирскую жизнь, как пришли.
    И вот, закрыв глаза при стягивании одежды через голову, Священник оказался на мгновение совершенно голым. Как новорождённый. Или, как покойник. Для совершения предстоящего ритуала ему предстояло облачиться в маваси, которые и не трусы вовсе, отдалённо напоминающте набедренную повязку египетских  фараонов. Служки обмотали его плотной широкой тканевой лентой вишнёво-красного цвета  длиной около 9 метров и шириной 80 сантиметровм на 5 оборотов вокруг его  тела от бедра до бедра  и между ног; конец пояса закрепили за спиной узлом.
     У Бельтэшатс-цара, как у священнослужителя  высшего уровня был  шёлковый кэсё-маваси праздничный пояс, надеваемый борцом для участия в церемониях (кэсё-маваси имеют только борцы элитных категорий макуути и дзюрё),  (яп. ;;).    У пояса позванивали украшения — сагари.     Помощники быстро собрали волосы Бельтэшатс-цара  в особый традиционный пучок на макушке. Помимо красоты, такая прическа обладала свойством смягчать удар по темени. Который всегда возможен.
     Постепенно Бельтэшартс-царь погружался в жизнь божества... Он стал к сетене и удостоверился, что его ступни и его тело находятся на достаточном  пространстве для ударов. Как если бы он  стоял лицом к лицу с  противником. Ибо бытовала и существует легенда, что тень – это второе «Я» человека. Задача – выбить плохое и сохранить лучшее.    
     Для нанесения ударов справа  он  смещал правую ступню вправо от соперника. И наоборот, для  ударов слева он  ставил свою левую ступню дальше от воображаемого  соперника.
      Время от времени, выполнив очередное физическое упражнение, Верховный жрец Ново-Вавилонии выкрикивал обретённые им мысли звучными гекзаметрами:
      «Многое есть, что лишь высшим умом надлежит постигать нам. Мыслью к нему обратившись  и считая понятным, оное ты не познаешь. Пускай же разумных различий всюду себя проявляет подобная молнии сила. В праздной горячности знание это искать не пристало. Пламенем ярким упорного разума все ты измерил, кроме сего одного, каковое исследовать должно без напряжения, оком души созерцая святыню. Пусть бесполезный упорствует ум в постижении правды, ты причастишься тому, что за гранью ума пребывает.
     Или: «В сердце стрела закаленная голос обретшего света духа, ума и творений [бесчисленных] силой тройною вызвала Троицы образ: не выверить чем-то единым огненных русел [и троп], [подобает] быть во всеоружьи»...
     «...ведь не при помощи действий, посредством Ума лишь на вещество свою Силу предвечный Огонь обращает, Ум же, да будет известно, творит [затем] огненный космос».
     «Поясом неким Уму предстающая грань разделяет Первый Огонь и Другой, торопящийся [с оным] смешаться».
     «Все приготовил Отец и Уму предоставил Второму, коего прежде всего прославляют людей поколенья»...   
     Писцы благоговейно фиксировали высказывания Бальтэшара на глиняных табличках.
     Вот истина! – Воскликнул один. И процитировал:
     -Медленным смертным стремительной кажется [поступь] блаженных.
     -Чья бы корова мычала!- Только и заметил Жрец.
    Выполнив каждое упражнение до десяти раз и передвигаясь приставными шагами, Бельтэшартс-цар приступил к колочению кулаками. Смешивая удары по корпусу с ударами в голову, он волтузил воображаемого врага около получаса.
     К нему вновь подступили помощники. Свежей воды в отстойнике башенной шахты было достаточно и, обтерев влажными тряпицами  плотное разгорячённое тело босса, служки стали наряжать его на ночное бдение. 
     Долгополый азям, напоминающий эластичную рубашку с короткими рукавами, почти в обтяжку облегал Бельтэшатс-цара. (Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, длинный кафтан, сермяжный или из толстого сукна домашнего приготовления, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, но позднее только крестьянами в праздничные дни и в дорогу; носился с кушаком. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию. Сермя;га (сермяжка) — русское историческое название грубого толстого сукна из простой шерсти ручного или кустарного изготовления, а также одежды из него.
Кстати, что такое «сермяга» - название, несправедливо превратившееся в наше время в прозвище-поношение?  В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг. 
     Ниже от пояса рубашка переходила в халат.  Одежда была связана спицами вручнкю, без швов; выглядела как одноцветная полосатая материя, причем полосы на ней были яркие и  поперечные. Верхней одеждой служил кусок плотной ткани в виде мантии; надетый, как ковровая шаль племени ааму под одну руку, а затем концы его  перетягивали грудь и спину жреца,  завязываясь на противоположном плече. А на плечах Главного Халдея Вавилонии покоился  накидной воротник с с орнаментом, застегивавшийся спереди.
     Голову вавилонского жреца, равного Богу, венчала «митра» -  шапка царская, золотая, сканая, являющаяся символом преемственности веры в этом мире. Предметно и вещественно Митру, воплощающую Солнце, носили Заратустра, Будда, Кришна, Адонис, Озириз, Зевс, Митра, Иисус Христос и Магомет. Позолоченный головной убор Бельтэшат-царя в форме полусферической шапки с меховой опушкой, возвышаясь на голове, необыкновенно украшала священнослужителя.  Во время богослужения он держал голову по особому высоко и как бы с подобстрастием.  По этой причине, со стороны,  митра воспринималась также, как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью». Также на митре  Бельтэшатсцара по бокам помещались маленькие клейма,  но пока  пустые, ещё не заполненные никакими изображениями.
      Чтобы получить право на ношение Митры тем, кто хотел или должен был стать жрецом, ритуалы и церемонии посвящения были более сложными. Вначале кандидат в жрецы проходил не менее 80 тестов и испытаний. Некоторые из них были такими: переплыть глубокую ледяную реку, пройти сквозь огонь, подняться по абсолютно отвесной скале, пробыть довольно продолжительное время в полном уединении, не носить теплой одежды и обуви в любую погоду, питаться только сырыми плодами и т. п.
      На Руси митра называлась «Шапка Мономахова»; на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких (жемчуг, вывозимый из Ормуза или Гурмыза (страна, город и остров при Персидском заливе). Затем следовал жемчуг кафимский, вывозимый из Кафы (нынешняя Феодосия). А жемчуг считается камнем Луны... да в ней каменья, в золотых гнёздах; над яблоком, яхонт жёлтый, яхонт лазоревый, лал, промеж ними три зерна гурмицких; да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовых, в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких, на золотых спнях; около соболей: подложена атласом червчатым: влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны.
    Сапфир синий («яхонт лазоревый») — один камень на яблоке.
    Сапфир жёлтый («яхонт жёлтый») — один камень на яблоке.
    Шпинель красная («лал») — один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего — 3 камня.
    Рубин («яхонт червчатый») — два камня на дощечках.
    Изумруд — четыре камня на дощечках.
      У скифов и сарматов, ставших русскими, «митра» получила  наименование «шапка» и в виде головного убора князя Мономаха впервые  появилась в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Согласно легенде,  византийские императоры, прежде, чем передать символы веры  и прочие регалии христианской веры на Русь,  отправили в Вавилон экспедицию за шапкой, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора, вблизи гробницы Трёх отроков.. 
     А в 2002 году к 50-летию Президента России Владимира Путина группой российских ювелиров была создана точная копия шапки Мономаха, оцененная в 50 тысяч долларов США...
      Всё было многозначительно и загадочно.
      Помощники удались, откланявшись, и Верховный Жрец Вавилонской империи погрузился в жизнь вечности, в мир звёзд.
     Наблюдения за положением звёзд и Луны были любимым занятием Архиепископа. Ревностные наблюдения высокопоставленного халдея  за ходом звёзд в ночном небе волновали его, как встречи с любимой девушкой после долгого ожидания. Он верил, как и многие в его время, что существование людей на Земле соответствует Божьему плану и ведёт, в конечном счёте,  к возникновению самых позитивных условии существования человека.      
      Белтэшар-цар сел на престол, который являл для него место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешалось исключительно ему -  священнослужителю Луны.
     С нежной любовью и некиим внутренним содроганием взял Великий Халдей со стеллажа в руки глинянную обожжёную табличку со звёздной картой неба. Ему были известны названия всех 71 звезд. Все созвездия также были нарисованы на обожженной глиняной плитке. Большая Медведица, Большой Пес, Телец, Овен, Скорпион, Гидра, Лира, Лебедь...
      Халдеи определили положение 24 наиболее ярких звезд и заметили пять «особенных» (это были, конечно, планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), которые назвали "толковниками" за их якобы способность сообщать людям намерения богов.
    Все известные звезды вавилонские астрономы подразделяли на три «пути»: Энлиля, Ану и Эа. Первый включал в себя 33 звезды, второй 23 и третий 15. Сегодня почти все вавилонские созвездия отождествлены.
Древние римляне знали всего лишь 48, столько, сколько их описал в 150 году до н.э. великий древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Названия созвездий, переведя их на латинский язык, римляне тоже позаимствовали у греков, но и греки, в свою очередь, получили большинство названий созвездий в наследство от еще более древних цивилизаций – от урартинцев, халдеев, египтян, финикийцев, китайцев,.. При этом, если предположить, что созвездия пришли к грекам, например, из Вавилона,     то и это еще нельзя считать отправной точкой, потому что и вавилонская традиция выделения созвездий и их наименований - не самая древняя. 
    А еще халдеи открыли великую тайну неба: через 18 лет и 11 дней все солнечные и лунные затмения повторяются. И на каждую смену им требовалось изотовить дощечку с новой картой расположения звёзд.
      В вавилонском календаре было 12 месяцев, а также ещё один вставной месяц, иногда использовавшийся для поддержания календаря в норме. Иногда было два года подряд с вставным месяцев, в крайних случаях в году могло быть два вставных месяца. Год начинался с весны, а первым месяцем был нисан. Вавилоняне ввели понятие недели. Каждый день был посвящен определенному богу: 1-й Cолнцу (Шамаш), 2-й Луне (Син), 3-й Нергалу, 4-й Набу, 5-й Мардуку, 6-й Иштар, 7-й Ниниб.
      Для выяснения наступления первого дня месяца вавилонянам требовалось наблюдать за новолунием, а для церемониальных целей вавилонские жрецы также наблюдали за полнолунием.
     На секунду оторвав свой взгляд от глинянной таблички, Бельтэшатс-цар вздрогнул и впал в изумление. Над ним и перед ним в звёздном небе, далёком и красочном из его трубы, развивалось знаменательное представление. Развевая огненным хвостом в окуляр ворвалось яркое знамение в виде крохотной звёздочки. Она двигалась с западной стороны на восток и по мгновенному математическому расчёту жреца должна была погаснуть где-то в далёкой стороне, где-то в родной ему Иудее.
      Бельтэшатс-цар был смущён. Он  хорошо помнил устное и записанное  предсказание, что ...Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос»... И именно с этим человеком и с  именем Марии связаны указания на улучшение жизни землян.
     -Неужели свершилось? -Воскликнул Даниэдь. -Какая долгожданная радость!
     Задолго до события было известно в веках, что по обручении некоей девы Марии с отмеченным в записях несколько веков тому назад Иосифом, прежде нежели сочетались они, женщина должна понести во чреве от Духа Святаго, от которого и произойдёт  будущий  Мессия - Иисус Христос, с которым связан весь  план Божий, с наступлением вселенского Царства Божия на Земле. Будущее всемирное Царство не может остаться во власти язычников, не хнающих справедливости. Управляя народами земли, Бог ведет людей к исполнению Своей воли.
     В этих откровениях присутствуют, таким образом, реалии мира иного, христианского. Однако, в толковании апокалиптических видений, символов и знамений человек редко предоставлен лишь собственной изобретательности, чтобы "докопаться до истины". Часто Писание – руководство к самосовершенствованию и достижению цели толкует само себя. Для того, чтобы  понять толкование, людям необходимо тщательно изучать контексты и сопоставлять параллельные места в Библии.
     Но где находится эта неизвестная Мария, где Иосиф, как вычислить их местопребывание?
    Библия свидетельствует, что когда Авраам жил в доме своего отца Фарры в халдейском городе Уре, бог Яхве  - Яхве, Йахве, Ягве, Иегова – Единственный  и Вездесущий потребовал от него оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал ему указать. В книге Бытия говорится, Авраам – «отец множества» получил от Бога обещание, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные. Повинуясь божественному призванию, на 75-м году своей жизни настырный Авраам с женой Сарой, каковая была его сестрой, отцом Фаррою и прочими родными побежал из Ура в Ханаан.
 
                Конец Второй главы