Диалоги с внучкой. О лжи

Тимофей Зубцов
        Дверь тихо-тихо скрипнула и медленно открылась, залив комнату дедушки лучиком света. Обычно так поступает всюду сующая нос кошка, бесцельно прогуливаясь по дому. Увидев поверх стола кудрявую головку, дедушка улыбнулся и подумал: «Внучка…».

        - Дедушка, - полушепотом сказала она, - ты спишь?
        - Да нет, так, прилег отдохнуть.
        - А мама сказала, что тебе нездоровится…
        - Что ты, у меня все хорошо. Как у тебя?
        - Значит мама мне солгала? Она меня обманула?
        - Ну почему же сразу «солгала». Просто сказала не всю правду до конца.
        - Никак не пойму вас, взрослых. Почему вы не говорите так, как есть? Без лжи?
        - У куда тебя! Такое случается часто в жизни. Иногда приходится часть правды просто не говорить. Так, из любви к своим близким, родным, друзьям. Чтобы не огорчать их, чтобы они не волновались.
        - Но это же все равно ложь.
        - Давай попробуем разобраться…

        Приподнявшись с дивана, дедушка включил лампу на столе, посмотрел на часы, затем на внучку и сказал:
        - Это как с тем стаканом воды, наполненным наполовину. Если он наполовину пустой, будет ли ложью, что он наполовину полный? Или наоборот?
        - С вами, взрослыми, просто невозможно! Почему вы делаете жизнь такой сложной? Разве нельзя сказать просто: «Стакан с водой». Из него ведь можно напиться? Значит так можно сказать?

        Это был аргумент аргументов. Да, пример получился не совсем удачным. Одновременно чувство радости и тревоги промелькнуло в голове у дедушки. Вспомнив свои школьные годы, он вздохнул. Тогда все было предельно просто. Вопрос не по теме урока, да еще не дай бог неудобный для учителя – и ты нарушитель дисциплины с двойкой по поведению в дневнике. Сейчас как будто все по-другому, хотя идиотов хватает во все времена.

        - Чего у тебя с коленкой, - спросил дедушка, глядя на свежее пятно зеленки.
        - Да так, зацепилась немного… - отворачиваясь в сторону, еле слышно сказала внучка.
        - Чего же так? – ответил он, вспомнив валявшийся во дворе велосипед с вывернутым набок крылом. – Так прямо и говори: «Я навернулась с велосипеда, разбила в кровь коленку, руку". Чего еще разбила? Маме все показала?
        Подняв краешек футболки, внучка жалобно прошептала:
        - Вот еще немного на боку…
        - Вот, значит ты маленькая лгунья. Ай как нехорошо! Такая маленькая девочка, а уже так… - наигранно укоризненно сказал дедушка. – Ай как нехорошо.

        Увидев краем глаза маленькую слезинку, покатившуюся по щечке, дедушка обнял внучку, прижал к себе и тихо сказал:
        - Все, все. Это я понарошку, чтобы ты поняла. Не сердись.
        - Спасибо тебе. Я все поняла, честно-пречестно. Я так плохо сказала про маму… Ты ведь ей не скажешь?
        - Про бок?
        - Вот как тяжело с тобой разговаривать! Я тебе про одно, а ты мне про другое.

        Немного подумав, она тихо добавила:
        - И про это тоже…