Космические хроники. 135

Юрий Ванеев
 

                Транзитный маршрут.

   Штурман стоял у иллюминатора и глядел в бесконечность. Корабль уже неделю летел, а он всё не мог привыкнуть к большой скорости. Звёзды во время полёта смотрелись раньше застывшими, сейчас же мелькали деревьями в лесу, когда смотришь на них из окна мчащегося поезда.
   - Всё никак не привыкнешь? – спросила жена.
   - Ты не летала на маленьких скоростях, не поймёшь. Теперь звёздные тела мерцают чёрточками, и это завораживает, - супруг ответил, пряча недовольство.
   - Прими как данность.
   - Так и воспринимаю. Вспомнился создатель этого корабля, который всегда считал, что можно летать быстрее распространения света. Пример приводил, дескать, навстречу два световых потока летят с двойной скоростью относительно друг друга, и это доказывает его правоту. Только он верил, пока не было доказано, что в физике и астрономии возможны и фактически встречаются скорости, превосходящие скорость света в вакууме. Академик Гинзбург отметил это в одной из телевизионных переда и не вёл речь тогда о каких-либо нарушениях постулатов или выводов теории относительности. Конструктор же, получив такую поддержку, надумал создать принципиально новый корабль. И что в итоге? Через день мы разовьём скорость гораздо больше той, что считалась предельной! Благодаря этому астронавты летают семейными парами. Это нивелирует впечатление. Молодцы психологи – сообразили. Да и камасутру…
   Женщина перебила мужа, зная, чем заканчиваются такие монологи.
   - Не о том думаешь. Летим с конкретным заданием, чтобы проверить теорию относительности, а заодно пощупать структуру пространства-времени. Люди сумели превысить скорость света, а вдруг время в это время, прости за тавтологию, действительно течёт по-другому? Считается, что вблизи чёрных дыр оно просто-напросто останавливается. Я лично верю. К нашему возвращению несколько поколений землян сменится. От такого свихнуться можно, а с женой не получится - утешать её придётся. Все летят супружескими парами!
   - В невесомости камасутру осваивать.
   - Голый всегда говорит о бане. Мы из земной атмосферы дольше выбирались, чем до Солнца неслись. Появилась возможность проверить наличие разумной жизни в немыслимой дали, и мы сделаем это. Прилетим туда, куда астрономы не заглядывали даже с помощью сверхмощного телескопа. Вернёмся ли?
   - Нас ждут. Вернёмся.
   - Кто ждёт? Ты думаешь, о чём говоришь? Сам себе противоречишь.

   Для этой экспедиции экипаж подбирали тщательно. Желающих оказалось столько, что отбор производили несколько комиссий. Отсев происходил в основном из-за психического состояния кандидата. Два-три года не срок для полёта – раньше летали дольше, но в этот раз существовала проблема при возвращении. Человек должен был настроиться на полёт в одну сторону, ведь возврат предполагался в иную обстановку – другой мир. Поэтому летели только пары для облегчения адаптации к новым условиям. Трудность состояла в том, что и жена офицера должна была соответствовать определённым требованиям.
   Штурман не надеялся, что выдержит экзамен, и отвечал на вопросы, не задумываясь. Врачи сумели разговорить его, и он выложил потаённое, что никому и никогда не говорил:
   - Ни одна вера не убедила меня в своей истинности. Тогда я обратился к наукам. И они не смогли объяснить множество вещей. Пришлось довольствоваться собственными выводами.
   Эта жизнь – лишь подготовка к следующей. В ней займут место те, кто отличился в предыдущей. Букашка переродится в птицу, а та в животное. И лишь потом родится разумная особь. Как-то так. Спорный вывод, но предложите другой!
   Члены комиссии не стали предлагать, лишь уточнили:
   - А во что перерождается разумная особь, когда умрёт? Кем становится человек?
   Штурмана трудно было сбить с толку:
   - Из-за этого нахожусь здесь, чтобы отправиться в глубокий космос, потому что ответы витают где-то во вселенной. Вы останетесь здесь, а я доберусь до центра мироздания и расставлю точки над ё! Я готов согласиться, что лучшие из нас становятся ангелами или даже богами где-то там. Осталось только познакомиться с ними.
   - С богами?
   - Ну да, если не перестанут быть такими после встречи со мной!

   Мужчина не верил, что пройдёт конкурс, но ему позвонили через месяц, поздравили и при этом сказали, что выручила жена, мол, это он с ней полетит, а не она с ним. Врача, кулинара и просто умную женщину пришлось взять с довеском – штурманом.
   Офицер воспринял слова как шутку. Они посмеялись с женой, но обрадовались.
 
   Время шло, и менялись мысли. Оно начало тянуться, и размышления кто-то как заморозил. Сказалась удалённость от родной планеты: люди перестали верить, что вернутся.
   Появились сомнения в цели путешествия.
   - Командир, - спросил как-то заместитель, - ты уверен, что мы летим туда, куда надо?
   Капитан уже думал об этом и предвидел недовольство.
   - Направление полёта задано дома. Такое не обсуждается. Нам поставили задачу, и мы её выполним. Не морочь себе голову глупостями и поговори с экипажем, чтоб не раскисали.
   - Нет нужды. В кают-компании говорят, что нашлась конкретная цель, и летим для проверки. Все понимают, что на Земле, возможно, прошла уйма времени, и сменилось несколько поколений. Именно это угнетает.
   - Знали, на что шли. Привлеки врача, пусть поработает массовиком-затейником. Включи неожиданно сирену, устрой учебную тревогу. Или сам нуждаешься в пилюлях?
   - Вроде бы нет.
   - То-то же! Ты знаешь пессимистичные прогнозы наших учёных. Предсказали гибель Земли и ищут способы сохранить цивилизацию. Апокалипсис неизбежен, но не скоро произойдёт. Сами оракулы уже умерли, но наследникам наказы оставили. Мы с тобой, мой друг, воплощаем в жизнь вариант «Б». Основной дома реализуют, во всяком случае, попытаются.
   - Вот сам и поговори с командой, успокой.
   - Чем? Что наш вариант основной? Сомневаюсь, что земляне ублажат неизвестные силы. А мы действительно летим к перспективной планете. Всё говорит об этом: светило похоже на Солнце, удалённость объекта от него и масса соответствуют. Есть атмосфера.
   - Ты прав. Всё настолько хорошо, что не верится и поэтому страшно. Пойду-ка прямо сейчас врублю сирену, поставлю команде задачу и устрою взбучку. Когда пропотеешь, оптимизм просыпается!

   Одна планета неизвестной ранее солнечной системы соответствовала всем требованиям и имела похожую на земную флору и даже фауну. Разумная жизнь если и зарождалась, то её не обнаружили. Удивило то, что существовал всего один континент и походил он на огромный остров, раздвинувший океан. Или необозримое водное пространство навалилось на единственный континент – команда по-разному восприняла данное обстоятельство.
   Открывшаяся панорама после посадки предстала картиной, написанной неумелым художником: пейзажист хотел запечатлеть увиденное, но не хватило таланта и подходящих красок. Растительность, климат и даже животные отдалённо напоминали Африку.
   Дальше лететь не решились, потому что более комфортные условия, если где-то и существовали, то так далеко, что пропадал смысл искать.

   Неделя жизни на твёрдой почве, отдых и купание излечили экипаж от хандры. Ведущую роль в этом сыграло осознание выполненного долга. Торжеству не помешали геологические изыскания, проводимые параллельно. Челнок облетел континент за сутки, вместившие в себя двадцать восемь земных часов, и разнообразные пробы в необходимом количестве набрали довольно быстро.
   Пришло время возвращаться, и люди летели домой со смешанным чувством: было понятно, что разрыв между их поколением и новыми жителями ещё больше увеличится. Супружеские пары справедливо считали, что у них появятся дети, которые вырастут в новых условиях, адаптируются без усилий и помогут отставшим от жизни родителям привыкнуть к обновлённой планете. В своё время при подборе кандидатур именно на это делалась ставка.
   Появилась возможность наладить связь, ведь радиоволны стали распространяться на встречном курсе, и расстояние постоянно сокращалось. Не получилось: или корабельная техника морально устарела, или о них забыли.
   Полет домой проходил веселее, так как штурман рассчитал точную дату прибытия, и отсчёт вёлся обратный. Рассчитал он по корабельным часам, а никак не по земным: сколько столетий там прошло, никто даже предположить не решился, но все наверняка знали, что прогресс за это время умчался далеко вперёд.
   Как только Земля показалась на экране, за ней постоянно наблюдали. Маленькая светлая точка долго оставалась неизменной, пока вдруг не начала расти. Корабль в это время уже гасил скорость, но она всё равно превратилась в светло-голубой шарик, который продолжал раздуваться, а вместе с ним и нетерпение наблюдателей.
   И, наконец, корабль сделал несколько оборотов вокруг планеты, выбирая место для посадки, но облетел её при гробовом молчании, потому что команда не узнала родину. Очертания материков не только исказились, а оказались другими, изменилось даже их количество.
   - Мы туда прилетели? – спросила врач и посмотрела на мужа – штурмана.
   Явно глупый вопрос никого не удивил, и все повернулись в его сторону.
   - Мы опоздали! – выручил подчинённого капитан. – Что предсказывали люди, то и случилось. Избежать катастрофы не удалось! Я не вижу Атлантиды - её место занял океан.
   Предположение командира поразило, но показалось логичным, и люди стали искать на мониторе хоть что-нибудь знакомое.
   Капитан распорядился:
   - Инженер, выведи на экран старое изображение Земли и наложи на него новые снимки.
   Через минуту гипотеза подтвердилась: масса несоответствий бросалась в глаза, но какие-то участки суши остались прежними.
   Живое изображение привлекало больше, и скоро вернулись к нему. Инженер высмотрел в небе движущуюся точку, выделил её и увеличил. На экране застыло что-то непонятное в виде креста.
   - Это летательный аппарат, сделанный специально для полётов в атмосфере, - объявил знаток техники. – Люди выжили, но не смогли восстановить утраченное производство.
   - Потому что создавали с нуля, - то ли возразил, то ли уточнил капитан. – Катастрофа оказалась тотальной! О нас, конечно, не помнят. Мы не будем спешить и сначала освоимся. Выберем крупный населённый пункт, изучим сверху и только тогда приземлимся. Они не должны знать о нас до поры до времени.

   Изучить землян не получилось: их заметили, и прилетели два небольших летательных аппарата. С чужаками не церемонились, взяли корабль в коробочку, и один из самолётов указал направление конвоирования, выстрелив трассирующими боеприпасами.
   Инженер увидел ещё три самолёта, летящих в их сторону.
   - Командир, прикажи, и я собью все пять, - предложил он.
   - С ума сошёл? Перелети на другой континент, здесь мы примелькались.
   Корабль моментально ускорился и оставил преследователей позади.
   Решили приземлиться. Место выбрали вдали от населенных пунктов, чтобы пожить какое-то время без помех. Команда без приглашения собралась полным составом в рубке.
   - Родина встретила нас неприветливо, - сказал программист и посмотрел на командира, приглашая высказаться.
   - Даже мачеха ведёт себя лучше, - он понял взгляд, но лишь подлил масла в огонь. – Нужно что-то делать.
   Врач предложила выловить одного-двух человек и поговорить. Потом вернуть назад, но чтоб не знали откуда.
   Мнение женщины поддержали, и челнок убыл на охоту. Вернулся через два часа с пленником. Полуголый мужчина шарахался от всех и искал глазами, где бы спрятаться. Ноги испуганного человека подкашивались, и пришлось усадить его в кресло.
   Капитан выразил недовольство:
   - Люди бывают гениями, умными, нормальными и просто дураками, а ты, штурман, раздобыл чучело. Где такие обитают?
   - Зато дураки откровенны и впадают в ступор лишь на время. Скоро разговорится.
   - Ты так оправдываешься или рекламируешь свой товар?
   - Время покажет.
   Разговор не получился, потому что лепета пленника никто не понял.
   Врач почувствовала себя виноватой и попыталась оправдаться:
   - А что он может рассказать? Я и то больше знаю! Давным-давно на Земле случилось резкое похолодание, а потом началось медленное восстановление климата. Не нравится? Не верите? Получите другую версию. Началось массовое извержение вулканов, сопровождающееся всеобщим землетрясением. Уже лучше? Могу предложить ещё один вариант. Произошло давно предсказываемое движение тектонических плит.
   Какая разница, что случилось, если всё живое на Земле в то время погибло? Наверняка остались нетронутые катастрофой островки-оазисы, где кому-то удалось спастись. Или того хуже: жизнь на Земле началась с чистого листа.
   Этот тип, что сидит перед нами, не лучший представитель разумной жизни, потому что выживали и развивались люди на разных территориях по-разному.
   Женщина высказалась и под конец пошутила:
   - Дяденьки, отпустите мужика, что плохого он вам сделал?
   Шутку не оценили – никто даже не улыбнулся. Лишь командир недовольно фыркнул и сказал:
   - Мы не будем изучать один из тысячи местных языков. Выберем самую большую цивилизацию и только там наладим контакт. Водворите это пугало на место. Мы теперь знаем, что делать.

    Выбор объекта для контакта прервался неожиданным инцидентом, который имел непредсказуемые последствия.
   Корабль относительно медленно летел в атмосфере и делал снимки поверхности для последующего анализа. Неожиданно прямо по курсу появилась армада самолётов. Находилась она далеко от корабля и, судя по всему, не он интересовал их, а другая группа летательных аппаратов, несущихся навстречу.
   Экипаж прильнул к иллюминаторам и увидел настоящее сражение. Стрелять и уклоняться от выстрелов воюющие стороны начали одновременно. Кому-то не повезло: несколько самолётов с обеих сторон вспыхнули и полетели к земле горящими факелами. Какие-то подранками начали снижаться, а остальные разминулись, сделали разворот, и поединок вступил в следующую фазу.
   И в этот раз бой оказался скоротечным, но уцелели в передряге лишь два самолёта. Пара сблизилась и начала выписывать фигуры высшего пилотажа. Это означало, что кто-то одержал победу.
   Зрелище не вызвало восторга, никто не разделил чужой радости, наоборот, все притихли.
   - Что это было? – спросила жена заместителя командира.
   - Борьба за ареал. Где-то полно полезных ископаемых, климат лучше или территория больше. Что-то не поделили, - ответил капитан. – Мне не хочется считать их нашими потомками, да они и не являются таковыми.
   - А я хочу домой! – признался заместитель. – Не в каюту, а в нашу прежнюю квартиру. Не поверите, всё время мечтал об этом! Вернулись, а тут такое…
   - Марш отсюда! - вдруг заорал капитан. Он испугался накатывающейся всеобщей ностальгии и поставил точку на обсуждении. – Всё решится завтра, дайте подумать!
   Командир не представлял, что придумает до завтра, но понял, что нужно принимать радикальное решение.
   Ни видеть, ни тем более участвовать в чём-либо подобном не хотелось, и на корабле решили перелететь назад, отказавшись от попыток установить контакт.

   Определиться помог случай. На них напали. Капитан видел летящие в их сторону самолёты, подпустил ближе, чтобы понять намерения, а те открыли пальбу. Заметно было, что используется малый калибр снарядов, чтобы не уничтожить, а только подбить корабль, но даже такая агрессия не понравилась, и летательный аппарат резко взмыл вверх и выбрался на орбиту.
   В рубке собрался весь экипаж, чтобы услышать обещанное решение.
   Командир понял всё без слов и не заставил себя уговаривать.
   - Они воюют между собой! Вы понимаете, что это значит? Живут на одной планете и чуть что, так сразу стреляют. Даже ребёнок понимает, что проще договориться. Им ещё очень далеко до разумных существ. Катастрофа вселенского масштаба сделала их такими? Не знаю.
   Земляне пережили апокалипсис, надо понимать, не последний. Когда-нибудь погаснет Солнце. Уже в наше время люди выяснили, что галактики движутся, а значит, неизбежен ещё какой-нибудь катаклизм, и чёрные дыры могут подтвердить свою прожорливость.
   Мы можем остаться и вмешаться в дрязги, но тогда провалим задание предков. Земляне должны расселиться в космосе, и начнётся это с нас. Мы вернёмся на разведанную планету и поселимся на ней. Для этого блуждали во вселенной семьями, поэтому сделаем именно так!
   Когда нас отбирали, скомплектовали шесть команд, и столько кораблей полетело в поисках лучшей жизни. Об этом сообщили только командирам. Почему? Чтобы каждый член экипажа думал, что лишь от него зависит исход, и не надеялся на кого-то. Говорю вам об этом сейчас, чтобы знали: когда-нибудь остальные вернутся на Землю. Останутся или нет – это будет их выбор. Своё мнение я высказал. Вам решать!

   На Земле прилёт инопланетян вызвал нездоровый ажиотаж, и в СМИ распространилась информация, что летающие тарелки стали часто появляться. В последний раз попытка наладить контакт не удалась: пришельцы не пожелали общаться – улетели.
   В качестве доказательства с фотографии улыбался житель Южной Америки, который утверждал, что побывал на летательном аппарате чужаков.
   Уфологи насчитали три появления летающих тарелок за предыдущие два года и высказали предположение, что это далеко не последний случай.

                *****