Станислав Монюшко 5. 05. 1819 - 4. 06. 1872

Людмила Дементьева
Станиславу Монюшко была суждена недолгая жизнь. Но долго в нём не видели  создателя национальной  польской оперы. Он не был вундеркиндом, но имел любящих и внимательных родителей. Отец его Чеслав служил  адъютантом при штабе маршала Мюрата. Увлекался  он и искусством.  Завершив военную карьеру, Чеслав Монюшко занялся воспитанием сына. Он мечтал дать ему всестороннее образование. А это было возможно лишь в Варшаве. Варшава была музыкальным и культурным центром, где выступали виртуозы –  пианисты , скрипачи, ставились итальянские и французские оперы.

Вспомним о детстве маленького Станислава. Родился он 5 мая в поместье Убеле, около Минска. Музыка увлекала  мальчика. Это почувствовала  мать., Елизавета Маджарская. И стала обучать его музыке. Позднее сам Монюшко писал так:»Мать первая заметила во мне сверкающую искру дарования и, как только пальцы мои немного окрепли, сама стала учить меня началам любимого искусства». Нравились  мальчику польские и белорусские песни. Отец осуществляет свою мечту – дать сыну образование в Варшаве. Здесь Станислав учится игре на фортепиано и органе (1827- 1830) у Августа Фрейера, бывает на концертах и в опере.

В 1830г. семья вновь в Минске. В доме у них устраиваются музыкальные вечера, которые нравились мальчику, и он решает стать музыкантом.  Он занимается композицией у Доминика Стефановича (1830 – 1837).  Затем до 1840г.  Станислав  получает прекрасную подготовку  в Певческой академии в Берлине у Карла Фридриха Рунгенхагена. Вы заметили, дорогой читатель, как последователен юноша в непрерывном обучении музыкальным знаниям? Польша этих лет переживает тяжёлый период. Рухнули надежды на независимость после наполеоновского нашествия.  Все, знакомые с жизнью Шопена, помнят, что не советовали ему возвращаться на родину. Он вынужден жить за границей, как и Адам Мицкевич. Немногие остались в Польше и боролись своим творчеством за независимость. В числе немногих был и Станислав Монюшко. Он получает место органиста в костеле города Вильно.  Вильно того времени был духовным «пустырём», в нём Монюшко прожил около 20 лет.

Светлым и радостным событием была  его женитьба на Александре Мюллер. Молодые люди нежно полюбили друг друга. Ему – 17, Александре – 16 лет.  Их любви родители не препятствовали, только поставили условие- найти место службы. Станислав помимо службы органистом даёт  уроки игры на фортепиано,.обучает и композиции. В браке по взаимной любви было семеро детей. Их надо было вырастить хорошими людьми, дать достойное образование, а для этого  Монюшко много и постоянно работал. С одним из его учеников – Цезарем Кюи -  нас познакомили в годы учёбы в Педагогическом училище. Мы пели его песню «Осень наступила…» Невозможно мне  не вспомнить  моих наставников с благодарностью.

 В Вильно Монюшко создаёт  свои 12 «Домашних песенников». Песни и романсы его необычайной красоты.  Прелесть его музыки могла я оценить  и в зрелые годы. Так, на стихи Мицкевича написал он «Золотую рыбку». Исполнение её доставляло наслаждение. Столько нежности и красоты в музыке!  Наша певица  Алла Соленкова(колоратурное сопрано) исполняла её великолепно! (Это исполнение вы можете послушать.) Золотая рыбка по реке плывёт. На лугу ребёнок цветики алы рвёт.  Выйди, выйди, рыбка, из холодных волн, - Молит так ребёнок, весь ожиданья полн»… Монюшко – выдающийся мастер романса. В романсе  раскрывается  вокальное мастерство  композитора.  Диапазон  исполнения «Золотой рыбки» от до – диез  до фа второй октавы. Поётся песенка легко и с наслаждением! В «Песенники» вошло более 250 песен и романсов. Их сравнивают с музыкой Шуберта, Даргомыжского, Шумана, Глинки. Серов так писал:»Для знающих польский язык романсы Монюшко – сокровище».

 Монюшко – скромный и тактичный человек, может, потому и долго шла к нему слава. Все его воспринимают как простого органиста и учителя музыки, чьи уроки ценят по 1руб. за час. Видимо, это и мешает увидеть в нём выдающегося композитора. Когда большой композитор даёт уроки музыки, это говорит о нужде его. И, несмотря  на жизненные трудности, Монюшко создаёт первую польскую классическую оперу «Галька». В ней история крестьянской девушки, полюбившей барина  и обманутой им. На её глазах он венчается с другой. Галька приходит напомнить пану о себе. Он же, боясь, что это может помешать его планам на будущее, выходит к ней и говорит, что она должна ждать его у ворот парка. Поняв, что Януш обманул её, Галька бросается в реку. Читайте отзыв Кюи!- «Сюжет «Гальки» чрезвычайно прост и в то же время полон потрясающего драматизма… Композитор не искал внешних эффектов. В его опере нет ни процессий, ни выездов, ни охот, ни снов, ни лошадей… Но в самой драме много эффектов, производящих несравненно сильнейшее впечатление, чем мейерберовская … блестящая мишура»… Это самая популярная опера Монюшко, а написал он их – пятнадцать!

Нас радуют концерты композитора в Санкт – Петербурге в 1849 и 1856г.г. Его музыку ценят Глинка, Даргомыжский, А.Н.Серов. Монюшко становится известным композитором.  Знают его музыку в Вене, Берлине, Софии, Праге…  И ему предлагают стать художественным руководителем Варшавского оперного театра.  Занимает он эту должность до 4 июня 1872г, до своей смерти. В оперном театре Варшавы звучат  оперы композитора: «Зачарованный замок», «Сплавщик леса», «Графиня».
Создавал Монюшко и хоровые произведения. особенно популярны тексты Адама Мицкевича: «Призраки»(1865), "Крымские сонеты»(1867)", баллада «Пани Твардовская» (1869).

Моё эссе – дань  его прекрасной музыке,  благодарность за его сердечность и нежность мастера вокальных произведений, даривших исполнителям и слушателям величайшее наслаждение.