Эпизоды школьной жизни

Анна Куялова Лудза
  Так бывает, что  какой-то  довольно-таки  мелкий эпизод при работе с детьми остается в памяти на всю жизнь.

  Приехала на работу в школу-интернат для умственно-отсталых детей, на крыльце остановилась и разговариваю с коллегой. Вокруг нас ходит  кругами ученик, мой Игорь, и все время  изумленно повторяет: «Крысата, крысата».

  - Что красота?

  - Сапоги.

  А я купила белые сапоги-чулки и первый раз обула их.

  И до сих пор при виде чего-то, что меня удивляет, я говорю его словами: «Крысата!», «Крысата!».

                ***
  После окончания начальной школы 16 детей-сирот пришли в мой пятый класс. Только у одного мальчика были родители, остальные в основном отказники еще в роддоме.

  Я – классный руководитель этих цыплят. Сразу, на школьной линейке, я объявила, что это теперь мои дети и если возникнут какие-то проблемы, то это – ко мне, а я своих детей в обиду не дам. Еще в четвертом классе учительница запугала детей, говоря:

 - Вот придете к Анне Александровне не зная таблицы умножения, она вам задаст. Почти месяц я потратила  на то, чтобы они не сидели скованно, сложив ручки на парте, а двигались и отвечали с места. И вот после месяца нашей совместной жизни подходит  ко мне мой ученик и говорит:

  - Знаете, Анна Александровна, даже если вы меня будете бить, я вас все равно буду любить.

  О Господи! Как бить? За что бить?

  И работала я с этими ребятами шесть счастливых лет.

  Школа  выпускала учеников во взрослую жизнь после 9 класса. И вот директор говорит, что маленькие они еще и есть  возможность открыть  десятый – трудовой класс, и пусть дети подрастут. После педсовета я иду с этой новостью в класс и боюсь им объявить, что выпускного не будет и  им придется учиться еще год.

  Все внимательно слушают и вдруг в ответ на мои слова кто-то произнес «ура!» и все дружно подхватили это «ура». Я стояла изумленная.

                * * *

   Однажды договорились с воспитателем и учениками параллельного 6-в класса, что после уроков  пойдем на полянку, разведем костер и напечем картошки. А директор после уроков на линейке отправил 6-в класс на поле докапывать оставшиеся борозды  картошки.

  Я стою в растерянности… Что делать? А мои шестиклашки обступили меня и говорят:

  - А давайте мы пойдем всем классом и  им поможем, быстро все сделаем, а потом пойдем вместе печь картошку.

  Я  почему-то удивилась их решению. Наверное, потому, что это исходило от самих детей, а я даже не додумалась до такого.

                ***
  Директор отправляет после уроков нас перебирать накопанный школьный картофель.  Вхожу с учениками  шестого класса в сарай и при  виде огромной кучи клубней испуганно говорю:

  - И это все нам, это же очень много…

  Подходит ко мне мальчик Петя Красанов (его родители жили в деревне), дотрагивается своей рукой до моего плеча  и говорит медленно, с какой-то уверенной рассудительностью:

  - Ай, Анна Александровна, не бойтесь. Сейчас усе навалимся и сделаем.

  До подготовки уроков успели перебрать картошку и даже землю всю, что внизу была, вынесли и пол подмели. А директор нас хвалил и ставил в пример, сказав, что  вот так надо работать, как 6-й класс, и оставлять рабочее место чистым. А я была рада, что у меня такие трудолюбивые дети.