Одним ударом - двух асов!

Олег Каминский
На снимках: Ганс Крумминга, Вильфрид Герлинг, Виктор Сувиров, Александр Ситковский.      

     Очень часто, мы даже не подозреваем, какие последствия могут иметь те или иные наши поступки. А ведь результаты некоторых из них оказываются иногда весьма неожиданными и удивительными…
 
     …28 ноября 1943 года выпало на воскресенье, день был солнечный и теплый. Казалось бы – выходной день и всем можно было отдохнуть от каждодневной схватки со смертью. Несмотря на это, лётчикам советского 15-го истребительного авиационного полка отдыхать не довелось. Дело в том, что на этот день командованием было запланировано нанесение штурмового удара по аэродрому Большая Костромка (юго-восточнее Кривого Рога), на котором располагались довольно крупные силы немецкой авиации.
 
     В назначенное время, с аэродрома Нижние Серогозы (восточнее Каховки) вылетели два десятка самолетов Як-9 в составе двух групп – ударной группы и прикрывающей группы. Вели их командиры эскадрилий капитаны Л. Н. Слизень и В. И. Сувиров. Вслед за ведущими групп шли лётчики – старший лейтенант А. Н. Ситковский, лейтенанты Б. И. Зуев, И. С. Сосегов, младшие лейтенанты М. С. Барабанов, И. М. Киселёв, И. Ф. Кривобок…

     Набрав высоту до 5000 метров, самолеты, у которых под крыльями висели по две 50-кг фугасные бомбы, взяли курс на северо-запад. Углубившись в тыл врага, наши истребители вскоре дошли до своей цели – аэродрому Большая Костромка – и тут же принялись за штурмовку.

     В это время над аэродромом, на высоте 500 метров, появились около пятнадцати вражеских пикирующих бомбардировщиков Ю-87, под прикрытием двух истребителей Ме-109. Судя по всему, пикировщики возвращались с боевого задания и намеревались произвести посадку на своем аэродроме. Встреча с русскими была полной неожиданностью для немецких лётчиков и, конечно, не входила в их расчеты.

      Пока ударная группа наших самолетов продолжала штурмовку, прикрывающая группа под командованием капитана Сувирова тотчас же вступила в воздушный бой с немецкими самолетами. Примерно в 14 часов 40 минут старшему лейтенанту Ситковскому удалось сбить два Ю-87, а капитану Сувирову – один Ю-87. Кроме того, ударная группа, по докладам лётчиков, уничтожила на земле ещё четыре пикировщика. Успешно выполнив задание, наши самолеты благополучно вернулись на свой аэродром…

     А теперь – несколько слов об Александре Николаевиче Ситковском и Викторе Ивановиче Сувирове, одержавших воздушные победы над Ю-87 во время этого боя.
               
     Оба начали воевать в составе 15-го полка с апреля 1943 года, в самый разгар воздушных сражений над Кубанью. Правда, в отличие от совсем неопытного Ситковского, Сувиров уже имел достаточный опыт боев с японскими самураями над Халхин-Голом, где сбил лично 1 самолет и в группе с товарищами ещё 1 самолет. Оба храбро и умело сражались во время Великой Отечественной войны, обоим одним Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. И тот и другой, до конца войны служили в своем 15-м полку. Вместе воевали на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах, освобождали Украину и Польшу, принимали участие в боях за Берлин.

     К концу войны на счету 31-летнего капитана А. Н. Ситковского было 25 личных воздушных побед, а 26-летний майор В. И. Сувиров, в дополнение к воздушным победам над Халхин-Голом, добавил ещё 23 лично сбитых самолета и 2 самолета сбитых в группе.   

     После войны они оба ещё много лет продолжали службу в Военно-воздушных силах, а в конце 1950-х годов выйдя в отставку, смогли прожить ещё долгую и счастливую жизнь. Виктор Иванович жил в Краснодаре до 18 декабря 1988 года, а Александр Николаевич – в Махачкале до 20 января 2000 года… 

     Казалось бы, ну, и что же здесь особенного? Довольно обычные биографии, как и у многих других наших славных защитников Родины. Да и вышеупомянутый эпизод их боевой деятельности тоже, вроде, ничем особенным не отличается от множества других подобных эпизодов. И всё таки, в том воздушном бою над аэродромом Большая Костромка они совершили выдающийся подвиг, о котором даже не догадывались.   

     Оказывается, тогда были сбиты и погибли два лучших аса немецкой 3-й группы 2-й штурмовой эскадры «Иммельман» капитан Вильфрид Герлинг и лейтенант Ганс Крумминга. Между прочим, обоим было по 23 года. Оба воевали в Греции и Югославии, отличились в боях за остров Крит, сражались над Советским Союзом. И тот и другой произвели более 700 боевых вылетов каждый, разбомбив много танков, орудий, железнодорожных эшелонов и другой боевой техники, за что оба получили Рыцарские кресты. Радисты их «юнкерсов» унтер-офицеры Гейнц Людвиг и Гейнц Плацек тоже совершили сотни боевых вылетов и были награждены Германскими золотыми крестами.

     А погибли все они одновременно и обстоятельства их гибели были чрезвычайно драматическими. Атакованный над аэродромом советским истребителем, самолет Ю-87 капитана Герлинга был подбит и, потеряв управление, непроизвольно врезался в Ю-87 лейтенанта Крумминга. От удара оба самолета рухнули на землю в районе аэродрома и сгорели вместе с экипажами. Правда, установить точно, кто же нанёс Люфтваффе такой двойной смертельный удар – Ситковский или Сувиров – уже вряд ли представляется возможным.
 
     Любопытно, что в своей мемуарной книге «В небе «Соколы»», изданной в Махачкале в 1990 году, Александр Николаевич, описал налет на аэродром Большая Костромка, буквально, несколькими фразами. Причем, он совсем не упомянул о том, что сбил в том бою два пикировщика. Судя по всему, тогда он не придал этому большое значение. А жаль…

     Что ж, думается, мы имеет полное право символически вписать ещё несколько строк в его книгу, уточнив тем самым интересные подробности необычного подвига двух наших «сталинских соколов».