Могущество есть внутренняя и внешняя свобода

Платонов Александр Михайлович
Эти слова являлись девизом итальянки Марии Монтессори - великого педагога и общественного деятеля начала 20-го века, одной из немногих (точнее четырех) женщин, признанных современниками Гениями. Вот некоторые тезисы ее знаменитого педагогического "Метода Монтессори":

1. Ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности.

2. Ему должна быть предоставлена свобода мышления, чтобы удовлетворить собственные запросы.

3. Его выбор не должен ставиться под вопрос, так как учитель должен удовлетворять умственные запросы ребенка, а не навязывать их.

4. Дети способны к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.

5. Дети любят порядок и особенно наслаждаются повторением тех действий, которыми уже овладели в совершенстве.

6. Дети предпочитают работу игре, дидактические материалы — игрушкам.

7. Чтобы заинтересовать детей, награда и наказание необязательны.

8. Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.



В развитии психологии обучения Монтессори опиралась на эмпирический прагматизм или, как она его называла, научный позитивизм. Она обнаружила, что в воспитании и обучении ребенка возраст от трех до шести лет является критическим, и называла его «чувственным» возрастом. В этот период дети являются «абсорбентами» (очень чутко реагируют на изменения окружающей обстановки). Монтессори утверждает, что в возрасте от семи до восемнадцати дети, в основном, теряют податливость, но на фундаменте чувственного опыта, пережитого в эти формирующие или «абсорбентные» годы, и усвоенных тогда умений могут построить всю дальнейшую жизнь.

«Сначала — образование чувств, затем — образование интеллекта». Эта прозорливая женщина пришла к тому, что исследователи в конце только-только открывали: что расширенная среда обитания стимулирует познание. Монтессори считала, что удовлетворение физических потребностей предшествует попыткам стимулировать мыслительный процесс. Она полагала, что познание неразрывно связано с наукой и разумом или, как она говорила, «здравым смыслом и наукой». Монтессори была убеждена, что для познания ребенком окружающего мира жизненно важен фактор «личного опыта», и создавала динамично изменяющуюся обстановку, чтобы оптимизировать спонтанное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Прагматизм играл важную роль в творчески составленных Монтессори обучающих материалах, игрушках и свободной обстановке. Создавая подобную обстановку, она возвращалась к Руссо, Итару, Сегюну, Фребелю и Песталоцци, тем самым нарушая все существовавшие тогда методики. Мария проигнорировала современные ей теории бихевиоризма и психоанализа, которые навязывали «теорию мотивации» или «инстинктивный порыв» в качестве детерминантов познания. В те времена считалось, что интеллектуальные способности передаются по наследству, а эвристическому или эмпирическому методу познания вовсе не отводилось никакого места. У Марии не было почти ничего, кроме ее уверенности в своих способностях интуитивно разрешить проблему детей, неподдающихся обучению. Она проигнорировала все прошлые догмы и подошла к проблеме, руководствуясь «наитием», чувствуя, что дети должны хорошо себя чувствовать и быть физически здоровыми, чтобы учиться. Она открыла, что «образование... можно получить не просто слушая, что вам говорят, но приобретая опыт во взаимодействии со средой» (Шатин Мак-Николс) и что «знания без практики считаются бесполезными, а эта практика почти всегда — образование чувств».

В 1921 году Монтессори сказала в одной из речей: «Могущество есть внутренняя и внешняя свобода». Таким образом, она провозглашала требования разрушить бюрократические структуры, в которых дети зачастую списывались как потери системы. Цена контроля — свобода, а Монтессори решительно выступала против всего, что могло ограничить у ребенка свободу познания. Ее перу принадлежат слова: «Только тогда человек свободен, когда он независим» и «образование — это свобода». Так она пыталась ослабить позиции авторитарных учителей, смотревших на процесс образования как на способ контроля. Система Монтессори продемонстрировала, что ребенок обладает внутренним «жизненным инстинктом к работе», что автор считала важным мостиком, который можно перекинуть к познавательным способностям. В ее системе «работа» котировалась выше, чем «игра». (Самое серьезное обвинение ее противников как раз и состояло в том, что система позволяет слишком много играть.) Они не понимали основной предпосылки, что «именно работа, а не игра, формирует личность ребенка».

Вся система Монтессори может быть выражена одной фразой из «Тайны детства» (1939): «Когда труд входит в привычку, интеллектуальный уровень быстро растет, а организационный порядок способствует усвоению хорошего поведения как привычки».

  Опытное познание мира закрепляло в детях положительный внутренний образ, самоуважение, что и было целью Монтессори. Дети учились верить в себя, потому что видели положительные результаты собственных действий.

Эксперты не смогли разубедить Монтессори в бесперспективности ее эмпирических теорий, которые давали потрясающие результаты. Точно так же, как мои герои не позволяли знатокам помешать им в осуществлении мечты.

Поначалу Монтессори обнаружила ошибки образования, не вникая в суть проблемы, когда ей поручили обучение умственно неполноценных детей — «идиотов». Позднее, занимаясь с экономически и эмоционально обделенными детьми, она развила систему, которая стала методом Монтессори.

Философы часто раскрывают смысл жизни прежде других. Ницше нашел, что гений обязан быть нонконформистом: «Кто бы ни захотел создать что хорошее или дурное, он должен прежде стать разрушителем и уничтожить все ценности. Так, величайшее зло есть часть величайшего добра, и все это вместе — творчество» («Так говорил Заратустра»). Джозеф Скампетер из Гарвардского университета точно описал новации как «созидательное разрушение». В его понимании необходимо разрушать, дабы создать нечто новое. Нельзя выстроить нового дома, не снеся старый. Как говорил Пикассо: «Художник должен разрушать. Он должен разрушать, чтобы дать новую жизнь». Разрушительные тенденции Фрэнка Ллойда Райта были столь явными, что «Нью-Йорк Тайме» назвала его «анархистом от архитектуры». Гитлер прибег к той же концепции, убеждая массы, что только он может создать новую Расу Господ с чистой арийской кровью, приняв последнее решение. Еще более развращенный де Сад писал: «Саморазрушительная сила человеческой расы есть Сила Высшая».

Индивидуалистов часто считают эксцентричными, поскольку они отличаются от нормы и нарушают традиционные парадигмы. Томас Кун в «Структуре научной революции» (1962) писал: «Каждой новой парадигме эксперты сопротивлялись лет по тридцать — жизнь целого поколения». Кун первый выдвинул идею о том, что старое поколение должно отмереть до того как новые порядки получат свое массовое распространение. Он обнаружил, что злейшими правонарушителями являются эксперты в какой-нибудь области, сопротивляющиеся всему, что хоть как-то отличается от принятой догмы. Кун пришел к заключению, что новое никогда не получит в обществе широкого распространения, пока так называемые эксперты не вымрут.

«Новые парадигмы почти всегда принимаются с прохладцей, даже насмешками и враждебностью. На новые открытия обрушиваются за их ересь».

Артур Шопенгауэр заметил еще более проницательно: «Всякая истина проходит три стадии: ее высмеивают, затем решительно отвергают, и только много времени спустя принимают как нечто самоочевидное».

Философ заключил, что девяносто семь процентов населения проходят первую стадию (насмешек) и вторую (решительное неприятие), но только у избранных трех процентов есть отвага и проницательность, позволяющие им достичь третьей стадии, на которой истина становится самоочевидной.

Новаторские идеи находишь там, где меньше всего ожидаешь, что  делает совершенно необходимым нарушать любые нормы, искать другую дорогу, выбирать неповторимую стратегию или преследовать причудливые или таинственные цели.

Откуда эта хрупкая женщина черпала немыслимую маниакальную энергию? Получается, что таким источником служила одержимая потребность в самоактуализации образа «идеального человека», в котором основными качествами являются превосходство, совершенство и внутренняя сила.
 Энтон Уилсон писал: «Будущее существует вначале в Воображении, затем в Воле и только потом в Реальности. По мнению Уилсона, для создания мечты мы должны воспользоваться «воображением», а затем приложить свою «волю», чтобы воплотить грезы в «реальность». В этой схеме успеху всегда предшествует внутренняя убежденность. Невыполнимые мечты воплощаются в немыслимый успех, поскольку таким его полагает воля.
 На острове Святой Елены Наполеон признался, что его откровенные мечты о власти были бесполезны до битвы при Лоди: «Именно в тот вечер при Лоди я осознал, что являюсь существом высшего порядка, и утвердился в своем стремлении к великим деяниям». После этого вечера он переродился психологически, уверился в своей звезде и больше уже не отклонялся от намеченного пути, пока не стал императором Франции.
Современные психологи подтверждают таинственное перерождение Наполеона. Теперь это понимается как «мы становимся именно тем, что думаем о себе». Исследователь НАСА доктор Чарльз Гарфилд обнаружил, что спортсмены мирового класса, астронавты и люди других рискованных профессий способны пережить успех прежде в своем воображении: «Они видят, чувствуют и переживают это до того, как все произойдет в действительности». По материалам из Инета.

Фактически - это и есть начало метода визуализации и управления событиями в духе Трансерфинга реальности.  Помните что говорит Христос : "По вере вашей дано будет..." Мария Монтессори верила в себя - а потому она оставила грандиозный след в истории, добившись невероятного для женщин всех времен успеха, а главное - оставив нам свой метод, который понемногу возрождается из пут бюрократической системы образования, штампующей винтики для конвейеров потребления, как и самих потребителей.
Она стала свободной и внешне и внутренне - а значит - стала Гением - то есть достигла уровня Божественного могущества. О внутреннем родстве Гениев, Героев и Святых - см. в статье "Спите трусы - вас спасут герои."http://www.proza.ru/2017/06/16/1371
Почему меня заинтересовал этот метод? Потому что он целиком созвучен нашему проекту "Русский Космос" http://www.proza.ru/2017/06/03/1695 - простой идее воспитывать детей не через дурацкие игры в пиратов и мультяшных героев в духе Диснейлендов - а в реальных условиях героической творческой работы космонавтов, летчиков, изобретателей и ученых. Именно такое воспитание и рождает массовый героизм и энтузиазм в обществе. Которое в общем то явно тоскует по этому массовому энтузиазму и духовному порыву - вовсе не обязательному с революциями и войнами - скорее это мирная и ненасильственная Революция Духа. И состоит она в отказе от устаревших догм и привычки решать проблемы через насилие. Все в этом Мире связано со всем - это вполне очевидно на этом примере. Если хорошо подумать - то ВСЕ книги и вообще произведения искусства, ВСЕ мысли и разговоры людей крутятся вокруг одной темы - Любви в ее различных проявлениях и бесчисленном разнообразии. От полного отсутствия - ненависти, до ее полного ослепительного сияния - Божественности. А еще я хочу, чтобы читатели поняли, что старая парадигма - связанная с насилием как универсальным способом решения проблем человечества закончилась - прямо на наших глазах. То есть войны и конфликты еще идут. Только никто не верит в их эффективность - ни агрессоры, ни жертвы. Люди массово становятся ненасильственными - то есть возвращаются к истинным идеям христианства, буддизма и всех религий в духе интегральной религии Бахаи например.
http://www.proza.ru/2017/07/20/1080  Что и порождает истинный оптимизм и веру в лучшее будущее, о котором мечтала моя сестра по вере и разуму Мария Монтессори!