Конфликт религии и язычества

Гульмира Жамантикова
Известный казахский историк, ученый, этнограф, путешественник и просветитель Чокан Валиханов писал: «Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем… Наши книжники так же энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину. Наши предания, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги, а наши языческие обряды, игры и торжества они называют не иначе, как бесовскими».

Чокан Валиханов был образованнейшим человеком своего времени. Член русского географического общества, путешественник, исследователь, автор известных научных трудов, друг Ф.М. Достоевского, за участие в экспедиции в Кашгарию награжден по поручению императора Александра II орденом Святого Владимира. Его труд по итогам экспедиции был высоко оценен востоковедами и переиздан на английском языке.

Вместе с тем он был яростным противником исламизации казахского народа, открыто ненавидел мусульманских проповедников, которые осуждали и запрещали древние казахские обычаи, обряды и игры, называя их языческими. Он называл всё это «византийщиной», сравнивая этот процесс с насаждением христианства на Руси. Вместо этого он был сторонником просвещения казахов, строительства русских школ.

Почему мировые религии всегда вступали в противоречие с национальными обычаями? Что значит язычество, и почему оно противостоит религии?
Наши предки, казахи, были «язычниками». Они поклонялись вечному небу – Тенгри и матери-земле Умай.

Особенность языческого мировоззрения в том, что для него весь мир одухотворен. Язычник обладает сильной интуицией, понимает свою связь с природой и чувствует её на энергетическом уровне. Он воспринимает себя частицей вечности, временным воплощением в череде бесконечных рождений и смертей.

Язычник не ищет «смысл жизни». Само бытие для него является воплощением замысла. И в этом проявляется отрицательная сторона язычества, поскольку без осознания единого замысла невозможно построить разумную систему отношений,  прийти к миру и взаимопониманию между людьми.

Религиозное же мировоззрение основано на утверждении единого замысла Творца, благодаря которому формируются природные структуры со своей уникальной  функцией в единой системе отношений. Но осознание этого единства не может быть навязано ни силой, ни убеждением. Человек может прийти к нему только по собственной воле, ради любви и истины. И тогда он становится просветленным. Йоги называют это состояние «самадхи» - полное очищение кармы и прекращение страдания. Коран называет это «последняя жизнь», христиане – «Царство Небесное».

Когда мировые религии стали навязывать искусственным путем, методом кнута и пряника, насаждением новых обрядов и праздников, они вступали в противоречие с древними, родовыми обычаями или образовывали некий симбиоз. В каждой культуре получалась своя особенность христианства или ислама. И вместо единения получался раскол религии на отдельные ветви и секты.

Следует отметить, что три самые распространенные мировые религии (иудаизм, христианство и ислам) являются авраамическими. Поэтому изначально, в самом зарождении этих религий был семейный конфликт. Авраам поссорился со своим отцом, восстав против древних языческих обрядов. Он ушел из семьи и не был прощен своим отцом. А без устранения конфликта между язычеством и религией невозможно достижение мира ни на земле, ни в душе человека.

На фото: Чокан Валиханов и Федор Достоевский, 1858 г.