Островок гулага

Владимир Островитянин
 
    В мои молодые годы сдружился я с  музыкантом городского эстрадного оркестра-  ровесником Игорем Поповым.
    Лабал тот оркестр на  танцульках - летом в городском парке, а зимой в  клубе «Строитель".
 Сам Игорь не был уроженцем Саранска и имел корни из небольшого городка Явас Зубово Полянского района Мордовии, куда он как-то пригласил меня к себе в гости.
 
  Надо сказать, что Явас и окружающая его местность  пользовались необычной репутацией.
  В сущности это была  обширная лагерная зона известная  как «Темлаг». Недалеко  был город и райцентр Мордовии Темников. А в известной Гулаговской системе исправительных лагерей страны это подразделение называлось «Дубравлаг». Видимо потому, что находилось оно в обширных лесах на юге упомянутой автономной республики.
 
  И вот мы едем к Игорю в гости. Время - середина 60-х.
    Сначала прибываем на станцию Потьма  каким-то ночным поездом, что приходит туда ранним утром.
    И от станции идем по деревянному тротуару некоторое расстояние мимо высоченного глухого забора из досок внахлест со спиралями колючки поверху. Это уже  лагерные зоны.

   Приходим к началу тупиковой железнодорожной ветки, где и была посадка на так называемую теплушку – мотовоз и два пассажирских вагончика для вольняшек. Иногда к этому составу цепляли спец вагоны для перевозки этапируемых заключенных. Вся длина этой ветки от Потьмы до Барашево 56 км. Теплушка ходит раз в день. Туда и обратно.

   Что интересно, в  железнодорожной кассе  надо было к проездному квитку обязательно взять еще и билет в баню (!). Никто тебя туда не гнал, но билет ты был должен взять обязательно. Как сказал Игорь, что издавна было железное правило – любой человек прибывающий в зону лагерей должен был пройти личную помывку и санобработку. Зэки бесплатно, а вольняшки по билету.

  Потом по пути следования поезда  наблюдаем дощатые платформы на остановках. А за ними совсем неподалеку просматриваются огороженные зоновские периметры. И стишок в тему, что поведал мне тогда Игорь.
  - Это что за остановка?
    ДОК, Леплей или Сосновка?
    А с платформы говорят;
    Это город ТЮРЕМГРАД!
 А всего по пути почти  десяток  остановок на те 56 километров  – Молочница, ДОК, Парца, Ударный, Сосновка, Леплей, Явас… и на всех лагпункты. В том числе и пара женских зон. Совсем уж давно в них отметились жены так называемых «врагов народа», что подверглись репрессиям еще в довоенные годы. Это были известные и громкие имена.
    А в наше время там засветились скандально известные Пуськи,  и совсем чуть-чуть не довезли туда хохлацкую героиню Надю Савченко, да наш президент ее помиловал.

    А во время войны и сразу после нее  эти лагеря принимали высокопоставленных военнопленных. Много рассказывали о главном враче румынской армии, что был взят в плен под Сталинградом. Он оказался по специальности  стоматологом и пользовал все высокое лагерное начальство и членов их семей.
    Понятно, что жил он там практически вольной жизнью. А по завершении срока для него на окраине Яваса был построен шикарный особняк с врачебным кабинетом, где он врачуя прежних пациентов (и не только их)  завершил свой жизненный путь.

    После 1953 года здесь была отдельная зона для высших бериевских офицеров и генералов. Как говорят,  отбывали они свои сроки  очень достойно, а лагерное начальство уголовниками их не разбавляло и не прессовало.

   Потом в те лагеря косяками повезли инакомыслящих. Это по версии государства, а попросту валютчиков. Была такая статья, что за одну иностранную бумажную денежку ты получал реальный срок. Побывали там неудобные для власти музыканты, литераторы и всякие другие люди от искусства. Появились при некоторых зонах художественные студии и скульптурные мастерские.
    Конечно творили они там на «Хозяина» т.е. начальника лагеря.

  Надо сказать, что в 50-60 е годы в Явасе были лучшие в республике Мордовия духовой и эстрадный оркестры. Незаурядные картины и всякие поделки из дерева расходились оттуда по ближним и дальним окрестностям.
   Кстати, мой друг Игорь и его старший брат Владимир обучались музыкальному искусству от московских джазменов, что после отбытия сроков были выведены  из зон на поселение в ближайшие окрестности.

   А если вам и сегодня доведется  ехать на авто по трассе М-5 «Урал» в сторону Пензы и Самары,  то после Рязанской области, как въедете на территорию Мордовии, смотрите по сторонам. Там вдоль дороги под навесами на стеллажах и в придорожных поселениях множество точек, где продаются шашки, шахматы и нарды. Поверьте, как сами затейливо инкрустированные доски-коробки, так и фигурки в них великолепной ручной работы. Это все зэковские поделки из тех лагерей.
 
   А мы с Игорем в тех 60-х возвращаемся назад. Проезжаем мимо одной из женских колоний. Вдоль насыпи ведут вереницу женщин-заключенных. Вагончики наши неспешно проплывают по насыпи, а конвоиры, как того требует инструкция,  сажают этапируемую группу на землю.   
   Головы у них обмотаны платками, полы каких-то халатов или поддевок раскрылились по земле, ладони  сложены в замок на затылке, а лица их, как подсолнухи солнце сопровождают наши вагончики из вольной жизни.

   А еще на одной из остановок, в стороне отдельно от других пассажиров на платформе стоят двое. В новых черных хэбэшных спецовках, характерных зэковских  кепочках с большими твердыми козырьками, а у ног одинаковые небольшие чемоданчики. И совсем недалеко за высоким  забором с колючкой, на крышах лагерных бараков сидит множество народа. Как объяснили вошедшие пассажиры,  это заключенные из зоны провожали на волю тех двоих. Каких-то очень авторитетных зэков.

   А вновь на тот сохранившийся островок ГУЛАГа  я попал только через пару десятков лет. Как руководитель отдела снабжения своего предприятия  я поехал  заключать договор на поставку тепловых калориферов.  Их, кстати очень неплохие и дефицитные тогда, изготавливали  зэки на своем подсобном  металлообрабатывающем предприятии.

  Добирались мы до места на авто. Железнодорожной ветки к тому времени уже не было. Поведали нам, что как началась перестройка, главный генерал зоны приказал ее разобрать и продать аж в Швецию! Говорят не просто на металл, а на какой-то частный участок железнодорожного пути. Причем за очень хорошие деньги.
   А  от трассы Москва – Самара в Зубовой Поляне есть отворот на добротное шоссе, что идет вдоль тех зон через Явас до Барашево и далее на Темников.
    Ликвидировали в Явасе и аэродром. Он обслуживал  систему Дубравлага  для доставки высоких комиссий из Москвы, а иногда  и для перемещения в столицу и обратно особо важных сидельцев.

    А мы с заместителем начальника лагеря по производству после подписания договора отмечаем это событие в их кафе-столовой для руководящего персонала лагпункта.
    В небольшом зальце кроме нас никого. Сразу отмечаю необычную сервировку стола, красиво уложенную нарезку, зелень, оливки. А когда подали горячие блюда,  я был совершенно сражен их великолепным оформлением.

    На мое изумление наш хозяин кивнул на раздаточное окно, где опершись на локти, доброжелательно улыбаясь,  смотрел на нас солидный человек в белоснежном халате и таком же колпаке.
   -Имя его вам ничего не скажет, а вот должность на воле…  В общем, это бывший шеф-повар московского ресторана Прага. Статья - все та же - валюта. Хоть она уже и не актуальна сейчас, но он досиживает свой срок. Правда, вполне комфортно.