Книга, которую надо прочесть

Константин Присяжнюк
"Рейс", Сергей Лойко. Книга, которая может нравиться, не нравиться, но прочитать её надо. Сейчас, сегодня. Когда и дело сбитого Боинга МН-17, и вся немыслимая, подлейшая донбасская война – по-прежнему открытые, истекающие кровью и болью страницы.
Прочесть «Рейс» стоит любому, независимо от политических и идеологических предпочтений. В отличие от «Аэропорта», первой книги Лойко, здесь нет автора и героя внутри войны. Здесь люди, мимоходом затянутые в её чудовищную воронку, здесь боль о мимоходом убитых этой войной - и ответ на саднящий вопрос живых «зачем?». Конечно, ответ предположительный, конечно, это пока только логика – но если вам действительно хочется знать, зачем…
Я книгу прочел в два дня после того, как она попала мне в руки. Читать её без отрыва легко – форма детективного боевика с закрученным сюжетом и добавочными интригующими линиями способствует. Хочется, как при прочтении Кинга, скорее узнать, что же дальше и чем закончится. Только Кинг придумывает свои миры и сюжеты – здесь, увы, придумывать многое было незачем. Этот «хоррор» уже случился, и он продолжает тяжело ворочаться на наших глазах, буднично, неподалеку, густо обмазанный слоями лжи, дремучего невежества, направленной ненависти. И если просто закрываться от него, делать вид, что ни при чем – доползет. Прямо сюда, в ваш квартал и дом.
… От первого прочтения остался явственный привкус глухой жары донбасского июля, пыли и гари. Еще – некоторое разочарование тем, что это совсем не «Аэропорт», и одновременно удовлетворение тем же самым. «Аэропорт» - рваное, очень экспрессивное поспешное повествование, с эмоциональными пиками и языковыми провалами, бьющий наотмашь микс репортажа и неотлаженного литературно, но очень наглядного сценария. «Рейс» - добротно проработанная, продуманная приключенческая именно книга. Беллетристика, можно было бы сказать, да уж очень болезненна и злободневна тут фактура…
Поэтому чуть погодя взялся перечитывать снова. Впечатления, в целом, не изменились, но открылись грани, которые не сразу замечаешь, «проглатывая» чтиво, а еще – порадовали как минимум три окончания сюжетно-персонажных линий, которые в реальности пока отнюдь не закончены. Но тут уже опасное приближение к спойлерам, поэтому лучше читайте сами. Поймете, о чем я.
Прочесть, ей-Богу, стоит. Я о донбасской войне читал три книги. Первая – «Эпоха мертворожденных», придуманная не навоевавшимся луганским экс-афганцем Глебом Бобровым задолго до самой войны и явно поспособствовавшая войне настоящей. Это – бальзам для убежденных ватопатриотов великой Россиюшки, укрофобов и шовинистов различного толка. Вторая – тот самый «Аэропорт» Сергея Лойко, почти фотографическая повесть о защитниках ДАП, настоящий разрыв официальной лжи и антиукраинской пропаганды. Это, понятное дело, кость в горле большинству из пресловутых 86% и читать «Аэропорт» многим россиянам будет психически тяжело.
Третья же – «Рейс» - и он для всех. Совсем для всех, независимо от стороны баррикады и вообще какой-либо причастности к происходящему.
Я попробую пояснить, рассказав то, о чем еще нигде не писал. В том самом жарком июле 2014-го мы с женой летели из болгарского Бургаса в Самару. На рейс едва набралось 12 пассажиров, в таких случаях обычно соединяют несколько рейсов сразу, но наш самолет полетел. Через Донбасс. И в ночной темноте внизу явно были видны вспышки, и вот тогда вдруг закралось ледяное – а не для того ли отправили наш почти пустой самолет, чтоб шарахнуть по нему снизу ракетой и при минимальном количестве жертв иметь весомый казус белли?
Конечно, жена фыркнула «не сходи с ума». До Самары мы долетели благополучно, и все внизу показалось действительно дурной паранойей…
А через пять суток сбили рейс МН-17.
Этот рейс мог быть последним для любого. Да и не только рейс. Ведь еще ничего не кончилось…
«Рейс».Сергей Лойко. Читайте.
И – спасибо, что вы есть, Сергей Леонидович. Искренне.