Что так сердце растревожило

Анастасия Алексейцева
Вы когда-нибудь слышали, как безвозвратно уходит жизнь, в быстром топоте лакированных ботинок, в еле заметном шуршании домашних тапочек, в шлепанье босых ног?  Вы ощущали, как время проходит сквозь вас, оставляя на лице рубцы первых морщин, меняя выражение глаз, застилая сединой волосы и опуская ваши плечи чуть ниже, чем пару лет назад? Вы чувствовали усталость и одновременно неспособность взять паузу, перевести дыхание, что бы хватило сил еще на несколько лет? «Я всё смогу, я всё проконтролирую!  У меня есть план жизни! Я опора и поддержка для своих родных! Я, Я, Яяяяяяя!», - и вот сердце бьется с удвоенной скоростью,  и нет под ногами почвы, и нет в руках вожжей, что бы натянуть их и закричать: «Стой!»
Нам кажется, что всё зависит от наших решений и действий, а удача и везение от случайной расстановки последовательных событий. И самое смешное, что при этом при всём, мы верим в Бога.
С такими невесёлыми мыслями я покидала заснеженную Покровку, утопающую в таёжных лесах, сверкающую в этот по весеннему тёплый день,  в лучах равнодушного солнца. Вы замечали, насколько всё равно солнцу, какое у вас настроение? После недавней трапезы в местном Покровском храме, не было расслабления тела и молчания души. Будто натянулась струна где-то в глубине сердца. Хотелось распустить свои чувства и затопить слезами весь этот мир.  Как быть  рядом с правдой и одновременно страдать малодушием?
«Посмотри на пену в стакане шампанского, что льётся через край, пышную, воздушную и абсолютно бессмысленную. Не похожа ли твоя жизнь на эту пену?», - спросил меня час назад отец Михаил, настоятель храма Покрова Божьей Матери. Похожа, батюшка. Всё так и есть. Море слов, красивых мыслей, важных встреч, осуждение, праздность, ложная скромность, закружили меня в неуклюжем танце. Нет  в нем ни красоты,ни изящества и вызывает он скорее жалость, чем восхищение.
…Здесь, в деревне Покровка, ближе к воскресенью собирается большая дружная семья. В  уютном храме, с длинной пристройкой есть место всем. Литургия здесь такая близкая сердцу, понятная душе, мягко и настойчиво налаживает молитву. Ощущаешь, будто кто-то заботится о тебе.  Время  исчезает,  и суета минувших дней остаётся далеко позади. Легкое недоумение вызывает, случившийся в окне рассвет, но даже это мимолетное чувство быстро затихает в пении хора, в негромком голосе о. Михаила. Господь здесь радуется за своих чад. Утреннее богослужение заканчивается колокольным звоном, и прихожане, целуя крест, окропляются святой водой. Сколько радости на лицах людей!
 С какой любовью здесь относятся друг к другу. Как внимательно слушают, как доходчиво отвечают. Матушка Вера рассказывает о недавнем приезде митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, о большом хозяйстве на территории храма, о повседневных заботах и делах, о том, как много было сделано за последний десяток лет  стараниями батюшки и всех добрых, неравнодушных людей.   «Место здесь хорошее для монастыря», -делится со мной матушка. И я соглашаюсь с ней.  Кругом лес и тайга, которая всегда прокормит. А  тишина вокруг необыкновенная!
В трапезной собирается народ.  После молитвы все приступают к угощениям. Все, кроме женщины, которая читает житие святого Макария Египетского,  и самого батюшки, аккуратно подписывающего большую толстую книгу. Через несколько минут, отложив в сторону ручку, о.Михаил начинает свою проповедь: «…Господь ниспослал нам, во времена, когда человек считает себя образованным и грамотным, творения преподобного Макария Египетского. Не произведения, а творения, ибо святые творят! Они являются инструментом, с помощью которого Дух Святый вразумляет нас и открывает истинный смысл нашей жизни. Кто тебя послал, кто не спросил желаешь ли ты родиться в этой стране, семье, у этих родителей? Немного поразмыслив, вы поймёте, что на все эти вещи не было нашей воли. И Отец наш небесный будет продолжать испытывать нас, нашу веру. Ибо по вере вашей, да будет вам! Ибо должны мы понимать, что всё, что является для нас важным и определяющим, для Господа туман. Ценность для Него это вечное, бессмертное. Таковой является душа человека, а в ней ум и воля. Именно воля определяет насколько человек христианин, православный христианин. По своей доброй воле, то есть добровольно, человек может склоняться в ту или иную сторону. Но важно понимать, что добровольно – слово сложное, с двумя основами. «Добро», и это добро заключается в нашей «воле», свободной воле. Святой Макарий в своих трудах очень подробно и детально всё объясняет. Кто взял власть после грехопадения над человеком. И как Господь не попустил сатане влиять на свободную волю человека. Встречая на своём пути хорошее или плохое, человек всегда способен разумно оценить это. Господь дал нам возможность различать доброе и злое. И мы можем избавляться от плохого в себе, становиться порядочными отцами, матерями, детьми, друзьями и соседями. В творениях преподобного Макария Египетского раскрывается вся наша духовная сущность, данная Богом. Кто такой человек?  Под чьей властью он находится? И как не торопясь избавится от всего лукавого, что есть в нас…».
Трапеза подходит к концу, но прихожане не расходятся. Сегодня в этом уютном светлом доме праздник, день рожденье Елены. Она здесь давно, послушается на клиросе и готовит праздничные воскресные обеды. У неё удивительные глаза, красивые, добрые, ласковые. От теплых слов батюшки они наполняются слезами. В руках Елены, подписанная о. Михаилом книга, цветы и замечательный альбом с фотографиями из жизни этой дружной семьи. О том, что это семья, скажет и сама Елена, благодаря всех за внимание и любовь. Лучшее лекарство от тоски и одиночества, стать частью такой семьи. Всегда приятно, когда где-то, есть дорогое сердцу местечко, где тебя любят и ждут. Где отогреют душу своими молитвами, где не посмотрят на твой социальный статус и материальное положение, где можно быть самим собой. Насколько в дефиците все эти ценности. Какое счастье, что они еще есть!
Время идет, но мы не торопимся расходиться. Батюшка проповедует, он рассуждает о жизни и смерти.  «Когда мы слышим слово жизнь, наше сердце радуется. Нам приятно говорить о жизни и думать о ней. Но как только появляется смерть, мы испытываем страх и ужас. Почему так происходит? Почему человек боится смерти? Всё просто. Жизнь наша, это проявление любви Господа. А смерть – это последствие греха, это зло. Для нас людей, созданных по образу Божьему, смерть явление противоестественное. Именно поэтому, при одном упоминании о ней, становится жутко». Беседа с батюшкой затягивает. В нем много мудрости, опыта и знаний. Однако разум мой противится и в чем-то не соглашается с о. Михаилом. Я позволяю себе возражать. И возражение моё рождает всё новые и новые горизонты мудрости.
И вот заключительный момент. Передо мной стакан шампанского, из которого вываливается пена. В моей голове вопрос батюшки, на который я смогу ответить только через час, грустно размышляя о бестолковости собственной жизни. Я не пользуюсь своей доброй волей, я оберегаю нечто неважное и не вечное, я не включаю свой разум в определении  добра и зла, я страдаю маловерием и малодушием, я слишком часто использую своё Я и слишком много требую с него. И в этой правде может быть одно утешение – живая, твердая вера, фундамент, на котором мог бы стоять мой дом. И я вижу такие домики вокруг себя, но моё жилище рассыпается, не чувствуя под собой каменной основы. Может грусть моя во спасение? Какой-то рыхлый вопрос без ответа. Ни холодный, ни горячий, такой, как сама я. Прости меня Господи!
В этот солнечный, зимний день я не пошла на исповедь, огорчению моему не было предела. Столько собиралась сюда, так тщательно планировала этот день…  И не получилось. Батюшка Михаил сейчас бы хитро улыбнулся и сказал: «Нет здесь ничего твоего. Планировала она…». Соглашусь, на всё воля Божья! Но абсолютно точно могу сказать, Господь не оставил меня без покаяния в этот день. Душа моя плакала, ощущая грех вокруг себя. Она не давала мне покоя, растревоженная благодатью Покровского храма, ощутившая любовь в этой большой и дружной семье.
Господи, как хорошо ты придумал весь этот мир, как замечательно поставил  храм Покрова Божьей Матери где-то глубоко в тайге, как мудро собрал стадо своё под благодать Святого Духа, как заботливо наладил жизнь в доме своем. И глядя на беспрестанную молитву о. Михаила, хочется от самого сердца сказать: «Слава Богу за всё!»