На озере

Александр Георгиевич Гладкий
                1

 Ему повезло. В июне в профкоме подвернулась путевка на двоих с женой на автотурбазу «Нарочанка». Подумали и решили – где двое, там и малышка – двухлетняя дочурка поместится. Повезло еще и в том, что совсем рядом, в Урликах на берегу Малого плеса Нарочи, старики-родители снимали комнату на лето и были не против, чтобы внучка периодически бывала с ними.

 Запарковав «жигуленка» на стоянке турбазы, поселились в тесном, но уютном дощатом домике и уже через несколько дней откровенно заскучали, ведь кроме примитивных развлечений: пляж, лес, дискотека, кино по вечерам, на турбазе ничего не было, а в возрасте до тридцати не сидится на месте. Поэтому, когда узнали, что организовывается водный поход из отдыхающих по озерам Нарочанской группы, записались одними из первых. Вспомнил он, как еще будучи пацаненком, отдыхая летом на каникулах на Нарочи, любил наблюдать, как собираются туристы в водный поход, грузят ял и фофаны разнообразным скарбом и мечтал: «Вот вырасту и тоже пойду в такой поход». Вот и сбылась мечта через два десятка лет. Отправив дочку к родителям на время похода, стали готовиться к отплытию.

Маршрут трехсуточного похода был составлен так: старт от автотурбазы, затем вдоль побережья Большого плеса Нарочи в протоку Скема, соединяющую озера, по ней до места первой ночевки на озере Мястро, затем, вдоль побережья и через протоку опять в Нарочь и через весь Большой плес к полуострову Коса, после ночевки на котором через весь Малый плес к месту финиша – турбазе «Нарочь». Шли на четырехместных деревянных фофанах по три человека в лодке, поскольку много места занимал груз: палатки, спальники, продукты, вода питьевая и другое туристское имущество.

Погода выдалась на славу: солнечно, тепло, волнения на воде не было, что позволило без напряжения пройти первую часть маршрута до места ночевки. Расположились на чистой поляне в сосновом лесу на берегу живописного озера и, поскольку прибыли чуть раньше графика, выдалась пара часов побросать спиннинг. С женой на пару, они выплыли на середину озера и безуспешно бросали блесну, пока не заметили неподалеку что-то необычное на спокойной поверхности воды. Подойдя на веслах поближе, они наблюдали незабываемое зрелище, от которого невозможно было оторваться. День клонился к закату и в лучах заходящего солнца сотни бронзовых спин крупных лещей одновременно, как по команде, появлялись над водой, напоминая стадо резвящихся дельфинов. Лещ «плавился» то там, то там и можно было только догадываться о количестве особей в этом громадном косяке рыб примерно одного размера. Спустя полчаса «водная феерия» завершилась и они, впечатленные увиденным, поплыли к берегу.

 Предстояла большая работа: брошенный жребий указал, что ему с женой готовить ужин на всех.  В меню на ужин был шашлык, мясо для которого было замочено еще поварами турбазы и хранилось в большом эмалированном ведре. Шашлык на тридцать человек! Как его приготовить? Такой задачи ему решать еще не приходилось. Первым делом, он развел большой костер и попросил туристов подбрасывать в него сучья, по мере прогорания дров. Затем, вырыл длинную и узкую траншею шириной и глубиной со штык лопаты, на края которой вдоль уложил намоченные в воде жерди. В это время жена нанизывала на шампуры куски мяса и готовила их к жарке. Когда костер прогорел, он перенес накопившиеся угли в траншею, равномерно распределив по ней и уложил шампуры на жерди. Оставалось только успевать их поворачивать, чтобы не подгорели. К этому времени подоспела и картошка, которую готовила другая пара туристов. В общем, ужин удался на славу, а после него песни под гитару… Улеглись далеко за полночь.

Следующую часть маршрута, до полуострова Коса прошли на веслах без происшествий, наслаждаясь прекрасной погодой, живописными пейзажами, одновременно пробуя дорожить щуку. Был один мощный удар по блесне, но не повезло – рыба не засеклась. Прибыли на Косу около пяти часов по полудни. Началась подготовка к ужину и ночевке: хозяйственные заботы, сопровождающиеся гомоном людских голосов, музыка из транзистора «Океан», шутки, смех, бренчание гитары. Потрудившиеся на предыдущей стоянке были освобождены от забот, что позволило проводить свободное время, как душе угодно. В детстве он часто бывал на Косе, знал весь берег полуострова в деталях. Захотелось пройти по побережью, вспомнить былое, посмотреть, что изменилось за прошедшие годы.

Отойдя от лагеря на порядочное расстояние, он услышал крик со стороны озера. Прислушался и вскоре крик повторился: кто-то явно звал на помощь. Сколько не приглядывался – ничего на воде не увидел – спокойная поверхность воды. Вернулся в лагерь, вновь прислушался – ничего не было слышно, но беспокойство не покидало. Вспомнил, что у одного из туристов был навороченный фотоаппарат с длинным объективом, попросил его посмотреть на воду: похоже, что люди тонут.

- Да! Точно тонут! Лодка перевернутая и две головы возле нее в воде в полутора километрах от берега, - воскликнул он, глянув на воду.


                2

На рыбалку они не собирались, но с утра погода так и шептала: «Чего сидите? Такая погода, да и щука в июне берет отлично. Скорее на воду!»

- Давай, может, съездим на Нарочь, потаскаем дорожку, а к вечеру вернемся? – задал вопрос старший младшему.

- Ты же знаешь. Я всегда за, - ответил младший.

- Так, чего ж мы сидим, время теряем! Бегом за снастями!

Собрались быстро. Похватав спиннинги, сумки с блеснами, перекус вскочили в машину и почти за час отмахали расстояние от Молодечно до турбазы «Нарочь». Там, взяв на прокат узкую ходкую трехместную деревянную лодку, они еще до обеда вышли на воду. Обловив часть плеса напротив Степенёва и вытащив пару неплохих щук, поплыли по направлению к Косе и, как раз, на полпути к полуострову случилась поклевка трофейной рыбины.

- Взяла хорошая! Готовь подсак! – скомандовал старший.

Младший, схватив большой подсак, застыл в напряженной позе, высматривая в прозрачной воде трофей, а старший потихоньку, по всем правилам, старался ее подвезти к борту, в то же время, не допустить «свечки», для чего опускал кончик спиннинга в воду. Щука, пробуя освободиться, сделала несколько мощных рывков, во время которых старший, не удержав «Невскую» катушку, больно получил по пальцам ее ручками, содрав до крови кожу на костяшках. Постепенно рыба стала поддаваться и вскоре показалась у поверхности воды.

- Какая здоровая! – закричал неопытный молодой рыбак и, стараясь подхватить ее подсаком, всем телом потянулся к рыбине через борт, резко сместив центр тяжести.

 Старшему, увлеченному азартным вываживанием, тоже было не до поддержания равновесия в верткой лодке и она мгновенно перевернулась, выкулив в воду горе-рыбаков со всем их скарбом. Шокированным происшедшим и холодной водой рыболовам пришлось спиннинг и подсак немедленно бросить, чтобы уцепиться за перевернутую лодку, которую воздушный пузырь поддерживал на поверхности.

Поматерившись в голос, стали думать: что делать, как спасаться. До ближайшего берега километра полтора – не доплыть. Оба были пловцы - не ахти. Стали вертеть головами, осматриваясь – лодок вокруг не видно, только на Косе виден дымок костра и люди на берегу. Младший, стащил с себя джинсы и, зажав в кулак карман с ключами от машины, держал их мертвой хваткой. Вокруг плавало их имущество, имеющее плавучесть: весла, ботинки, снулые щуки, пойманные ранее, всякий хлам. Все снасти, блесны, подсак оказались на дне. Там же оказался и спиннинг с сидящей на крючках щукой. Обдумав своё положение, решили звать на помощь – хоть и далеко до Косы, но звук над водой в тихую погоду хорошо распространяется.

- Помогите! На помощь! А-А-А-А-А! – звонко орал младший, срывая голос.

Ему вторил старший прокуренным басом. Спустя какое-то время, показавшееся терпящим бедствие бесконечным, от берега отошла лодка и стала быстро приближаться к ним.

- Услышали! Слава Богу, услышали! – радовался в голос младший.

Теперь дал волю эмоциям и старший. Какими только словами он не поливал своего молодого напарника, допустившего на воде непростительную ошибку, которая привела к бедственной ситуации.


                3

- Кто со мной? – крикнул он, бегом направляясь к пустому фофану с веслами на берегу.

За ним следом, схватив на ходу еще пару весел, бросился молодой, спортивно сложенный парень. Заскочив в лодку, они, выкладываясь по полной, на двух парах весел развили такую скорость, что за десять минут отмахали расстояние до тонущих.

- Как идут! Как идут, словно на регате! -  восхищенно восклицали девушки-туристки, выстроившись на берегу.

За эти десять минут разные мысли промелькнули у него в голове. Основная – сколько их было? Ведь там, где перевернулась лодка, шесть – восемь метров глубины – не донырнешь до дна. Он это знал точно из опыта множества рыбалок на Нарочи. На всякий случай, спросил напарника.

- Ты нырять умеешь?

- Умею, но смотря на какую глубину.

- Там больше шести метров.

- Нет. Это мне не под силу, - ответил парень.

Подплывая к месту происшествия, они увидели дрожащих от холода и испуга мужиков, судорожно цеплявшихся за опрокинутую лодку.

- Сколько вас было? – первым делом, задал он беспокоящий его вопрос.

- Двое, - последовал ответ и у него сразу отлегло от сердца.

Не успели они подогнать свой фофан вплотную к перевернутой лодке, как оба мужика кинулись к нему и одновременно полезли через борт, рискуя перевернуть его. Видимо, испугались они не на шутку и страх не отпускал их, даже когда помощь была рядом.

- Спокойнее! Лодку не переверните! – крикнул он. – Залазьте по одному.

Когда оба рыбака уже были в лодке и сидели, «колотясь», на банках, он обратил внимание на зажатые в руке младшего джинсы.

- Что ты в них так вцепился? Что там?

- Ключи от машины, - ответил рыболов, наконец разжав кулак и положив джинсы на банку.

- Надо лодку вашу перевернуть и освободить от воды. Предлагаю вам, стоя на корме, потихоньку ее приподымать за нос, а мы будем делать гребки веслами, чтобы вода через корму уходила, - эта мысль пришла ему в голову по пути к терпящим бедствие.

Перевернув лодку, так и сделали. Все получилось, на удивление, очень легко. Буквально, за несколько рывков веслами почти вся вода из лодки была вылита. Оставалось вычерпать остатки. Они подобрали весла и вернули их рыбакам, после чего, те перелезли обратно в свою лодку.

- Барахло, что не потонуло, уже сами соберете, - сказал он. - Вы куда теперь?

- На турбазу.

- Ну, а мы обратно, на Косу.

- Спасибо, мужики, - сказал старший. – Спасибо, - повторил младший.

- Да не за что. Удачи в рыбалке! – ответил он и, уже не спеша, они погребли обратно.

 На берегу жена его прилюдно обняла и поцеловала. Что она чувствовала в этот момент он не знал: женская душа – потемки. Ночью, лежа в палатке, он обдумывал случившееся и вопрос: «А если бы я их не услышал?» долго не давал ему заснуть.