Глава Одиннадцатая - Кевин

Ратон Манитовский
В начало:
http://www.proza.ru/2017/08/03/1850

_______________
               

     Где-то далеко на Земле, на 1859 этаже* психиатрической больницы, к слову имевшей и подземную часть, в серой двухместной больничной палате, размышлял вслух Кевин Слайнесс:

- В науку нельзя  просто верить, для этого есть религия, науку надо понимать, но не только простые закономерности, с которыми справлялись даже примитивные компьютеры времен моей молодости, но и саму ее суть.


- Да? И в чем же эта суть? – спросил сосед по палате, свесив ноги с левитирующей койки. – Может, вы знаете?


- В этом то и весь вопрос, я считаю, что суть науки заключается в том, что процесс познания это лишь переход от одного заблуждения к другому, более близкому к истине, и процесс этот бесконечен. В связи с этим меня неприятно поражает тот факт, что единственные признанные на данный момент ученые – сайенсофисты совершенно не терпят еретиков, унижают тех, кто вносит что-то не согласующееся с основами, причем при наличии  доказательств, в которых стоит только разобраться, проверить…


- Хм, но как же совсем обойтись без основ? Как же тогда решать задачи? Как обучать новых специалистов без точных знаний?


- Дело в том, что отсутствие не подлежащих сомнению основ не мешает делать все это. Просто не надо при этом утверждать, что каждое твое слово – это истина последней инстанции. Надо учить людей не повторять, а думать. Так что нет, науке не нужны «догмы», а самые, казалось бы, самоочевидные вещи, при малейшем подозрении, должны сразу же пересматриваться учеными. Напротив, людям нужны моральные основы и они то, как раз, должны быть незыблемы.


- У религий было что-то такое. Но, Кевин, моральные основы абсолютно не рациональны, потому-то религии и канули в лету вместе со своими лицемерными адептами. Своей книгой вы лишь ускорили неизбежный процесс перемен. Мир меняется, и мораль меняется вместе с ним. А наука вещь точная - безупречное доказательство составляет кирпичик - и так кирпичик за кирпичиком…


- Возводится пирамида. – сказал Кевин и через огромное, во всю стену, окно посмотрел на проплывающие внизу облака. – Мир, может, и сильно меняется, а вот человеческая природа очень мало. И без четких моральных принципов показывает себя во всей красе.

Я раньше думал, что религия это абсолютное зло, но зло это то, что я создал - религия без морали. В лучшем случае, это была мораль, происходящая из веры в то, что человек стал слишком умен для того, чтобы делать зло. На первых порах это действительно работало, но сейчас, когда энтузиазм уже поостыл, практически сошло на нет.
 
Помню себя молодого, я верил, что можно идти только вперед. Без разбору ставил камень за камнем на трухлявые сваи, только вперед, даже если дорога ведет в пропасть… все что сзади, я презирал, впереди – боготворил…
Несокрушимый в вере, что несу миру абсолютное добро. – Так ли это было на самом деле?


- Ну, вы и загнули. – сказал сосед, встал с койки и потянулся. - Зло и добро понятия относительные. У любой медали есть две стороны. Незыблемые, как вы выразились, моральные принципы, толком никем и не соблюдавшиеся – не стоит забывать про религиозные войны и святую инквизицию, теперь в прошлом, но зато люди, наконец, стали цивилизованными, а цивилизованные люди и сами в состоянии понять, как им поступать в той или иной ситуации. Прогресс, ведомый цивилизацией, теперь мчится на всех порах, перепрыгивая через рубежи, о которых раньше даже подумать было страшно. И все это благодаря вам Кевин.


- Законы галактического правительства, тоже толком не исполняются, но они, даже при всей своей несправедливости, позволяют галактике не погрузиться в хаос.

У любого режима и течения есть свои жертвы. Разница в числе и порой очень значительная разница. Святая инквизиция за сотни лет своего существования уничтожила столько людей, сколько в просвещенном двадцатом веке уничтожалось за год. Уничтожалось во славу идеологий, как прямо противостоящих религии, так и вытиравших об нее ноги.


- Идеологии те же религии по сути. А оправдывать одни преступления другими- это уже низость.


- Здесь я никого никоим образом не стараюсь обелить или оправдать, а лишь, опираясь на труды исследователей, придерживавшихся  разных взглядов, привожу средние цифры. Но понимаю, в столь жестоком вопросе, непростительна математика – люди не цифры – каждый человек мыслит, чувствует и надеется, каждый человек по-своему уникален и за редким исключением добр по-своему.

Между идеологиями и религиями есть существенная разница: религии обещают рай после смерти, а идеологии рай на земле – скоро, лет через десять, а потом еще через десять и так до бесконечности. При этом в их понимании "рай на земле" зависит во многом от благосостояния, а не от того как люди к друг друг относятся.

Теперь я продолжу, если позволите. У любого режима есть те, кто считает людей цифрами,  статистическими данными, побочными отходами на пути к великой цели. Таких деятелей я презираю больше всех прочих.

У любой войны есть причина и повод. В религиозных войнах религия была лишь флагом стандартных причин - алчности и тщеславия с одной стороны и нищеты и отчаяния с другой. И я лично сильно сомневаюсь в том, что не будь религий, не было бы и этих войн. Никуда бы они делись, просто предлог был бы другим.

И заповеди «сжигайте еретиков на кострах и убивайте во имя веры» нет, почти любая религия требует совершенно обратного «не убий», и нарушивших этот запрет ждали вечные муки - ад. А когда перспектива ада исчезает или затуманивается размышлениями о зле во имя добра. Когда исчезает страх, что когда-нибудь придется платить по счетам, тогда-то и начинаются самые страшные войны.

После «Последней Войны За Ресурсы»** оставалось в живых только несколько сотых долей процента довоенного населения.


- А когда появляется перспектива рая? Когда пропадает страх смерти? У религиозных воинов-фанатиков, например?


- Фанатизм штука опасная и хороша в меру. Но фанатики ведь бывают не только религиозные. Фанатизм может быть вызван чем угодно. Например, футбольные фанаты устраивают потасовки с такими же как они околофутбольщиками, на которых всего лишь шарфы другого цвета, и, наверное, поубивали бы друг друга, если бы не боялись оказаться за решеткой. Но футбол из-за этого злом никто не считает. И в связи с этим я бы скорее отнес религиозных фанатов к околорелигиозникам. Однако такое бесстрашие не раз приносило и…


- Я вас немного перебью, если позволите. - сосед щелкнул пальцами, и направил на Слайнесса указательный, будто это был не палец, а дуло пистолета. – Но как же религиозные запреты, из-за которых не развивались многие науки и медицина в том числе? Сколько можно было бы предотвратить болезней и эпидемий, если бы не эти табу!


- Мне, как ученому, они до крайности неприятны, но нельзя не отметить, что массовые эпидемии были вызваны скорее отсутствием элементарной гигиены, а мыться, как это делали русские «тартары», в то же самое время, никто никому не запрещал.


- Русь тоже была подвержена эпидемиям чумы. Вы, как я вижу, знаете историю значительно хуже, чем естественные науки.


- Да, русские люди болели, но все же намного меньше. И здесь примечательны несколько деталей. Первая: в тех же самых летописях, на которых, собственно, основывается история, есть сообщения о том, что при совершении культовых обрядов болезнь отступала.


- Домысел или совпадение.


- Как вариант, но если принимать во внимание эффект плацебо и другие известные теперь вещи, возможно и обратное. Вторая деталь: чумные доктора, бывавшие в самых зараженных местах, не болели, но при этом предпочитали не раскрывать своих секретов. Был, правда, один, который попытался, раскрыл секрет масок, препятствовавших заражению, но его никто не стал слушать. А почему? – Врачам не верили в принципе? - Вздор! Просто он не был общепризнанным авторитетом достойным доверия. Но все-таки, как бы помогло умение слушать тем людям - оно спасло бы им жизнь.

А до появления больших городов существовали небольшие общины. Их жители, строившие свой быт в гармонии с природой, обладали отменным здоровьем, почти не болели и доживали до глубокой старости без всяких ноу-хау, пользуясь народными, так сказать, средствами.


- Эта глубокая, в кавычках, старость настигала их очень рано.


- Собственное здоровье, куда дороже любых чудес медицины. И не так уж рано, насколько мне известно.

Сейчас, в условиях свободно плавающей где попало экономики, на медстраховку средний человек отдает третью часть дохода, на заработок которой уходит много времени. Человек отдает свое время и его жизнь укорачивается. И это даже если забыть о других тратах времени и денег на то, чего человеку то и не нужно на самом деле - на чужие желания, навязанные ему с целью обеспечить нормы потребления.


- Эта проблема решается очень просто - кредитованием, на которое, кстати, тоже был запрет.


- Кредитование не решает проблем, оно отодвигает их в будущее. Столетиями копились кредиты моего поколения, предыдущих, последующих и теперь можно лицезреть их совокупный результат во всей красе.

Вы сбили меня с мысли. Вспомнил. Когда религиозные запреты были сняты - сколько людей погибло от новых видов оружия, техногенных катастроф, новых видов болезней, плодившихся в геометрической прогрессии? А если брать не только людей? Сколько вымерло видов живых существ? Скажете, что это просто случайные щепки на строительстве цивилизации?


     В нескольких десятках километров мигала разноцветными огнями гигантская полусфера воздухо-очистной установки***. Со всех сторон к ней тянулись облака. Вблизи они медленно растягивались и постепенно исчезали в ее недрах. Оба пациента посмотрели на то, как она надувается и сдувается, как дышит спокойно и размеренно холодным неживым дыханием.


- Не надо, я этого не говорил. - сосед спрятал свой кольт в кобуру. – Ну а сколько смогло выжить благодаря новым технологиям? И животных потом восстановили, и даже восстановили вымерших миллионы и миллиарды лет назад, правда, только для зоопарков, но всё же.


- Согласен. Вы меня не правильно поняли. Я имел ввиду, что развитие науки имело и негативный эффект. Но пользы прогресса отрицать, разумеется, нельзя.

Тоже самое можно сказать и о религии. И здесь стоит добавить, что религия и наука, как инструменты, требуют аккуратного обращения. А в неумелых руках даже карандаш наделает бед.


- Про неумелое обращение вы может и правы, но насчет религии нет, она абсолютно бесполезна и даже более того вредна.


- Спорный вопрос, который как мне казалось мы уже обсудили. – сказал Кевин. - Но дайте же закончить, дайте ответить на те спорные вопросы, которые вы затронули в самом начале.

Да, благодаря мне человечество стало цивилизованным. Но вся эта цивилизованность – простая сытость. Каким бы высоким не был уровень жизни, если он упадет хоть на йоту, то все эти люди, сбросив покрывало цивилизации, перегрызутся между собой.

Да, я двигал прогресс и у него, как выразились вы, тоже было две стороны - то был прогресс холодного металла, резины, иногда тела, куда реже интеллекта, но при этом колоссальный регресс души…


- Вот как. Хорошо же. – сосед уже не мог стоять на месте и стал мерить шагами расстояние от окна к двери. - И что же вы предлагаете? Вернуться в каменный век, забросить науки и целыми днями славить небритого дядьку, сидящего на облаке? Да вы говорите, как заплесневелый поп, не знающий ничего кроме своих сказок, и неблагодарный мальчишка, воспринимающий плоды цивилизации как данность, в одном лице! Я вас хорошо знаю, но такого не ожидал.


- Успокойтесь. Почему сразу забрасывать науки? Почему чтобы что-нибудь построить, нужно обязательно что-то разломать до основания? Веками ученые и теологи враждовали между собой, не понимая, что никакого противоречия между религией и наукой и нет вовсе. Они ведут разными путями к одному и тому же – к совершенству: наука – к совершенству интеллекта, религия – к совершенству души. Ньютон, к слову, это хорошо понимал.


- И что же такое, по-вашему, душа? - сосед усмехнулся. - Бесплотный дух, который нельзя пощупать?


- Есть много вполне реальных вещей, которые нельзя ощутить тактильно, но нет - я думаю, что душа-вся совокупность того, что отличает разумных существ от животных и машин, в том числе высокоинтеллектуальных.


     Сосед усмехнулся еще раз, но ничего не сказал.


- И по поводу небритого дядьки: есть ли автор или нет - мне неизвестно, тем более мне неизвестно где он и как выглядит. По идее, если до Большого взрыва не было времени, значит, никаких процессов и не могло происходить в самой вселенной, и что-то извне должно было повлиять на неё. Но что или кто, как и почему? Достаточно ли во всей вселенной знаний, чтобы ответить на эти вопросы научным путем?

Всю жизнь я отталкивался от того что автора не может быть. А если он все-таки... есть? – То, бесспорно, заслуживает нашей благодарности...
Людям вообще не помешало бы научиться испытывать чувство благодарности хотя бы к друг другу…


- Пфф, а если, да кабы. - сосед остановился. - Вы же ученый, Кевин. Пока нет стопроцентных доказательств – все это только гипотезы и говорить об этом нет никакого смысла.


- Да я ученый и поэтому должен – нет - обязан всё учитывать.


- Вы очень много говорите. Причем возникает такое чувство, что вы не меня хотите убедить, а сам хотите уверовать во всю эту чушь с безвинной религией, столь же необходимой, как и наука, и антинаучной гипотезой об авторе, якобы, написавшем Вселенскую Книгу.


- Да действительно, я сказал намного больше, чем хотел, но это потому, что вы задавали много вопросов, которые в современном обществе считаются риторическими.

По поводу первого мне больше нечего сказать, а поводу второго скажу: Использовать гипотезу об авторе-творце антинаучно. А научно ли тогда вообще опираться на гипотезы скажем при построении теорий? Ведь прежде чем сделать открытие ученый делает предположение о том, что то-то то-то возможно и дальше движется в этом направлении.

И почему это так уж невозможно? Люди издавна создают вселенные в голове, в книгах, фильмах, компьютерных симуляциях. К слову недавно была сделана практически ничем не отличающаяся от реальной компьютерная модель Земли. Если люди на это способны пусть и в куда меньших масштабах, то почему высший разум нет? И кто вы, в конце концов?

- Как? Неужели не узнаёшь? 

     Только сейчас этот голос с хрипотцой показался Кевину подозрительно знакомым.

______________

* - 1859 этаж по изначальному замыслу строителей  должен был стать последним этажом психушки и символизировать год окончания безумства на Земле. К сожалению, после пришлось достроить еще несколько сотен этажей.

**-Война с использованием всех возможных видов вооружения, во время которой была уничтожена значительная часть обитаемых планет галактики, остальные же были сильно повреждены. Когда война закончилась, люди договорились о вечном и нерушимом мире в тысячный раз.

***-Как прекрасная альтернатива деревьям, она чистила атмосферу от лишних газов, вредных веществ, вирусов и всего, что оказывалось плохо прикреплено к земле в комендантский час. На дне Тихого океана стояла похожая штука.

_______________

Листаем:
http://www.proza.ru/2017/08/03/1900