Размышления о мудрости

Павлуха Бажов2
Один из наших авторов написал миниатюру о мудрости, наведшую меня на глубокие размышления об этом феномене. Что же такое человеческая мудрость? Автор отвечает на этот вопрос, а я пытаюсь ему оппонировать.
Итак, автор пишет:
 
"Это понимание, что многие события, долженствующие произойти, произойдут, хотим мы того или нет."

С одной стороны, автор вроде бы прав. Действительно, с событиями, долженствующими произойти, обычно так и случается - они, эти события, коли должны произойти, происходят. Неважно, хотим мы этого или нет. Неясно одно - какое отношение это имеет к мудрости? Скорее, наоборот - приверженный к мудрствованию знает, а потому допускает, что далеко не всегда долженствующее произойти не происходит или происходит, но не совсем так, как вроде бы должно. Например, за преступлением должно следовать наказание, но всегда ли оно следует? Любой, даже неискушенный в юриспруденции человек скажет, что далеко не всегда наказание настигает преступника. Если бы было так, как должно, то маловероятно, что в мире вообще совершались бы преступления и существовали преступники. Каким отвязно безбашенным человеком надо быть, чтобы творить противозаконные деяния, твердо зная, что за них в обязательном порядке последуют жестокие наказания? С большой вероятностью можно предположить, что преступающий закон индивид психически неадекватен. Он или мазохист, или самоубийца, не решающийся самостоятельно наложить на себя руки и предпочитающий расстаться с жизнью, отдав ее в руки неумолимого закона.
Истинно мудрый человек хорошо знает, что в сфере социума бывает в с я к о е.

Возможно, автор имел в виду законы природы, где роль долженстующего более проявлена? Но и в природе, особенно в последнее время, не всё происходит так, как должно бы. В разгар лета вдруг выпадает снег или наступают заморозки. Потемневшее от грозовых туч небо вдруг светлеет, а грозу проносит стороной. Счастливая гармоничная пара оказывается бесплодной и не оставляет следа на земле в виде полноценного потомства, а пылкая влюбленность не всегда перерастает в истинную любовь...

 Далее: "Понимание, что человек желающий разбить башку об стенку, ее разобьёт и если его удержать, то он все одно разобьёт потом."

Во-первых, автор, претендующий на знания о человеческой мудрости, неоправданно легко относится к правилам пунктуации, которыми д о л ж е н руководствоваться не только мудрый человек, но любой, взявшийся за перо и решившийся вынести на суд общественности свои размышления о мудрости.

А во-вторых, смысл приведенной выше фразы напомнил мне телевизионную передачу о специализированном сумасшедшем доме, где содержатся пациенты с навязчивой идеей покончить счеты с жизнью при первом удобном случае, что требует от медперсонала особой бдительности и постоянного нервного напряжения. И тем не менее случаи суицида время от времени все-таки происходят.

Возникает вопрос: к кому обращается автор, взявшийся писать о мудрости? К тяжелым пациентам специализированного дурдома или к обычным нормальным людям, желающим приобщиться к мыслям уважаемого автора о мудрости?

Читаем дальше: «Понимание, что окно возможностей судьба даёт редко и нужно его использовать на все 100 а в иное время не рваться.»

Трудно не согласиться с рассуждениями автора об «окне возможностей», которые редко даются человеку «судьбой» и которые желательно использовать «на все 100, а в иное время не рваться».Но вряд ли целесообразно здесь упоминать о человеческой мудрости. Скорее, речь идет о недюжинной интуиции, о зверином чутье, нацеленном на беспроигрышный рывок к победе. Так и видится притаившийся в кустах дикий голодный зверь, поджидающий зазевавшуюся добычу. Бросок и удача в зубах! Слышится хруст перемалываемых железной челюстью костей жертвы, жадное урчание звериной утробы, ощущается сладковатый запах свежей крови…
Картинка жизненная и хорошо знакомая любителям передач о мире животных. Но причем здесь мудрость? Человеческая мудрость, а не мудрость старого опытного волка, знающего толк в охоте? Лично мне не совсем понятно, что хотел сказать автор своим толкованием подобного рода мудрости?

И наконец: «И понимание, что ты ещё не обрела мудрости и в этом твоё счастье потому что мудрость не даёт делать глупости, а без драйва в этой жизни не выиграть»

Оставим в покое пунктуацию, ибо имеющий глаза и сам ее видит в заключительной фразе миниатюры, и она окончательно ставит точки над «ё». Так вот, оказывается, о чем идет речь в размышлениях автора о мудрости.
Автор честно и открыто приравнивает мудреца к удачливому игроку. Вот в чем, по его мнению, выражается человеческая мудрость – не прозевать приоткрывшееся окно возможностей, использовать его на все сто, ухватив зубами и оседлав удачу, пуститься вскачь по бескрайним просторам разнообразных возможностей, испытывая драйв от этого действа…

Не берусь спорить с многоумным и многоопытным автором. Видимо, придется пересмотреть свои собственные, как и все прочие представления философов и мыслителей о человеческой мудрости.