Рог Тритона - древнейший музыкальный инструмент...

Ольга Сергеева -Саркисова
 Этот музыкальный инструмент у разных народов называется по разному- Рог Тритона, Шанха, дунг, конх и ещё множество названий. Возник он на берегу океана и распространился в глубь континентов. Дошёл до Тибета и Непала. У островных народов или племён живущих на побережье, раковина играет роль в основном сигнального музыкального инструмента, заменяя гонг. В Японии её используют во время проведения военных ритуалов, а раньше передавали сигналы через острова.  У этих народов раковина редко украшалась, иногда в некоторых культурах ей приделывали мундштук из дерева, бамбука, потом из металла. Совсем другое дело, когда раковину использовали в ритуальных целях. Тогда она украшалось основательно и обязательно. В Америке её украшали вырезанные символы, при этом внешнюю поверхность раковины делали гладкой. В Индии, Непале и Тибете раковину инкрустировали, украшали кораллами и камнями,- для них кораллы и бирюза самое дорогое украшение, да ещё вязь из серебра... покрывали раковину корпусом из серебра. Раковинам придавали статус священного музыкального инструмента. В буддизме она входит в список восьми благоприятных символов. Буддисты считают, что её звук отгоняет злых духов. Благодаря своему резкому звучанию в Индии использовали раковины во время боя, для созыва и управления войском, в бегах на слонах. Эта раковина напоминает современный армейский горн. Ракушка «прошла» все стадии эволюции человека, сопровождая его и в праздниках, и в тризне. Её звучание не реквием Моцарта, конечно, и не похоронный марш Шопена, но пронзительная нота прощания с этим миром. Благодаря своей простоте и неприхотливости, она была практически первым музыкальным инструментом.
О ней писали стихи- Овидий в своих "Метаморфозах", Фирдоуси воспел в своей поэме "Шах-Наме"стихах:  " Шум раковин равнину огласил.
                Заколыхалась почва, словно Нил."
 а уж у художников всех стран она нашла достойное место на их полотнах.  Вспомним "малых голландцев" (Как их любил Бальтазар!), а у Рубенса в работе "Встреча Воды и Земли"- трубят в эти раковины тритоны.
Встретим эти и другие раковины у знаменитого скульптора Карла Миллеса в его фонтанах по всему миру и в садах Миллеса в Швеции, и в фонтане Пауля Тюрпе в Гамбурге- В фонтане Штульмана, в садах Вигеланда в Норвегии. Много работ в истории искусства можно найти, как с этой раковиной- Рогом Тритона, так и с другими двустворчатыми. К примеру  работа Сандро Боттичелли   - его знаменитую "Рождение Венеры"! Её знают все. А всему виной любовь...да, скорее всего её заказал влюблённый двоюродный брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи для себя, так как был влюблён в прекрасную  девушку, послужившую моделью для художника- это Симонетта Веспуччи. Многие источники писали,что она была бедная, вряд ли, так как происходила из известной генуэзской семьи Каттанео, да и семья мужа была достаточно богатой и влиятельной, он был родственник известного путешественника Америго Веспуччи. В неё были влюблены многие и красавец Джулиано мечтал о ней. Она стала возлюбленной Джулиано.Прекрасная пара. Он любовался ею, когда она гуляла у моря... Она родилась на лигурийском побережье в ПортоВенере,(Генуя) там красивейшие места.  Возможно и здесь таится намёк на название картины. Она ушла из этого мира в 23 года  из -за чахотки. Лоренцо тоже не был равнодушен к её чарам. Он писал, горюя о ней:" Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойденной. В неё многие были влюблены и когда её хоронили, она была ещё прекрасней в смерти, как не странно... Это подтверждают строки Петрарки:" Прекрасна смерть на лике сем прекрасном». Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти("Всех святых") во Флоренции.Там же похоронен и великий путешественник- Америго Веспуччи. Сам Гирландайо, учитель Микеланджело, расписывал церковь( "Тайная вечеря", "Святой Себастьян" и другие). Сандро Боттичелли завещал похоронить себя рядом с ней, что и было сделано через тридцать с лишним лет. Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля, в результате заговора Пацци. Это была их нумерология, значит что-то тут точно было кармическое, а не только платонические, куртуазные отношения, как мне кажется. Он необыкновенно красив в скульптуре надгробия Микеланджело, да ещё и ровесники. Много мифологии и разных версий в этой истории. Но Боттичелли превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него подлинной жизнью . Она-  идеал  флорентийской красоты, воспетая поэтами Полициано и музыкантами. Красота её гуляла из картины в картину, её чудесное лицо многократно возникало на его полотнах и до, и после её смерти в виде Венер, Мадонн, весен...И Клеопатра...посмертный портрет с обнажённой грудью, конечно , явная идеализация художником своей Музы, написанный через полтора десятка лет. Она — сама Красота, царица всемогущего искусства, его вечная Муза, первая красавица Возрождения. Сандро закончил свою работу "Рождение Венеры" через девять лет после её смерти. Её красота до сих пор волнует многих. Полюбуемся его шедеврами в раздумьях... и пусть истину вам подскажет ваше чутьё, интуиция, сердце...
 Вот так обычные раковины, коих так много на морских берегах, становятся частью музыкальной и художественной культуры жизни планеты.
(Продолжение следует)
 *Любят оформлять, декорировать в Индии раковины .*Рубенс П.- Встреча Воды и Земли"