Время близится к полудню...
Я выпрыгнула из автобуса и торопливо бегу в школу, на очередные занятия со своими учениками.
Рядом со мной несется собака-дворняжка. Как-то раз я ее угостила бутербродом с колбасой. С тех пор, она каждый раз поджидает меня на остановке и провожает до ворот школы.
Собака скулит, суетливо перебирает лапами, в глаза старается заглянуть.
Но мне некогда останавливаться... я не хочу опоздать на занятия во избежание проблем с начальством.
А вот и она, музыкально-хоровая школа.
Ворота, как всегда, приветливо распахнуты для меня. Останавливаюсь.
Дворняжка оживилась, задергала лапами...
Я достаю из сумки припасенное лакомство, угощаю ее и быстро сворачиваю на аллею, ведущую к квадратному визжащему зданию.
С детства терпеть не могу школ... никогда не думала, что мне придется сюда ходить, будучи взрослой.
Навстречу мне несутся мои ученики - третьеклассники с пирожками. У них сегодня нет моих уроков по расписанию.
У них - просто большая перемена!
Обнимаю всех по очереди, спрашиваю о делах, об оценках, угощаюсь маленькими дикими грушками-паданцами, собранными для меня прямо здесь, в школьном саду... и снова бегу вперёд, к парадному входу.
На пути - глубокая лужа.
Возле лужи мелькает знакомое лицо моего самого злостного прогульщика, Руслика.
Именно так его называет мама. У Руслика отличное зрение и шпионские замашки: он выслеживает меня за три версты и умеет быть невидимым.
Поэтому, я не удивляюсь, когда замечаю возле Руслика толпу друзей, окруживших его внезапно.
Издали вижу, как они все присели на корточки, склонившись головами друг к другу над грязной лужей, и замерли...
Ага... конспирация налицо.
Руслик смешался с толпой и надеется, что я пройду мимо, его не заметив? Мм-м... похоже, он снова на урок не собирается.
Я подхожу к луже и наклоняюсь над головами притихших школьников.
Вижу затылок Руслика в самом низу.
Бедняжка... всё ещё надеется, что я его не узнаю. Ну, как же я могу не узнать Руслика? Я его и в густом тумане найду, если это потребуется его маме.
В то время она очень хотела, чтобы её сын занимался музыкой.
Да и невыгодны мне пропуски учащихся: за отсутствующего ученика учителям деньги не платят, даже если они находятся на своём рабочем месте.
"Ух ты... какая красивая лужа!" - мой восхищённый голос звучит неожиданно громко.
Ребята вскидывают головы, смущённо улыбаются и тут же расходятся.
У лужи остался один мой нерадивый ученик.
Я нежно треплю Руслика за чуб, напоминаю об уроке... и тороплюсь в свой класс.
Влетаю, открываю форточку, быстро скидываю плащ, смотрю на часы: мм-м.. поиграть на ф-но уже не успеваю.
Вздыхаю, достаю журнал, ручку...
И вот так - каждый день!!
1.
Урок музыки...
За инструментом - ученица с большими восторженными глазами. Сидит, как на празднике. Заданное на дом еще не продемонстрировала, а уже уверена в похвале.
В привычной похвале.
Это - Наташка-первоклашка, круглая отличница.
За выполнение домашней работы мне приходится ставить ей одни пятерки.
Иногда думаю, не мешало бы к чему-нибудь придраться и поставить ей хоть раз четверочку для разнообразия, не то зазнается ненароком. Вот только никак не получается! Девчонка упрямая, к урокам готовится идеально и по сложности исполняемого значительно опережает своих сверстников.
Но сегодняшний день - исключение: моя отличница принесла на урок халтуру. Наташка полностью проигнорировала аппликатуру в этюде.
Лихо шпарит по клавиатуре двумя пальцами... безымянный и мизинец скрючены, рука зажата. И что интересно - не сбивается! Мда-а, думаю, со стороны выглядит потрясающе... не каждый фокусник такое сумеет сотворить!
"Наташенька", - говорю ей. "А давай-ка, сыграем с тобой еще раз, с самого начала в медленном темпе... но только другими пальцами, правильными... теми, которые здесь написаны".
Та с неохотой разглядывает маленькие цифры над каждой нотой.
"Локоть чуть выше, все пальчики свободны... задание понятно?"
В ответ - взмах пушистых ресниц.
"Пожалуйста, в медленном темпе, со счетом вслух... раз и, два и, три и, раз и, два и..."
Наташка внимательно всматривается в ноты.
Играем без особой радости, с тяжелыми вздохами, возвращаясь снова и снова к повторению самых трудных тактов, но ошибки к концу урока, все-таки, исправляем.
"Вот и молодец. Вот теперь все верно. К следующим занятиям надо прочно закрепить аппликатуру в этюде. Оценка за урок - четыре".
Я ставлю в дневник размашистую четверку и протягиваю Наташке дневник.
Слезы струйками потекли по щекам. Наташка с несчастным видом встает из-за инструмента и медленно освобождает пульт.
Другой ученик тут же раскладывает свои ноты, готовясь к уроку.
Наташка не торопится уходить. Она села в угол, под таблицей успеваемости учащихся, и всхлипывает все громче и громче. Я начинаю работать с другим учеником, незаметно наблюдая за обиженной отличницей.
Наташка плачет. Успокаиваться, явно, не собирается. Я не выдерживаю.
"Иди сюда", - говорю ей.
Она подходит, размазывая по щекам слезы.
"О чем грустим... из-за четверки?"
Машет головой.
"Неси сюда дневник".
Она быстро раскрывает папку достает дневник и подает его мне.
Я зачеркиваю четверку и ставлю рядом крупную пятерку.
"Так?' - спрашиваю у Наташки.
"Так", - машет она головой, счастливо улыбаясь.
Я смотрю на ее милое засиявшее личико... мне очень не хочется, но я должна это сказать:
"Жаль только, что пятерка эта - не настоящая".
Наташка вскидывает удивленный взгляд.
"В дневнике у тебя сейчас стоит пятерка... но сыграла-то ты на четверку? Значит, пятерка эта, на самом деле, не пятерка, а четверка. Мм-м... на твоем месте я никогда бы не променяла настоящую крепкую четверку на фальшивую пятерку, тем более, что четверка - тоже хорошая оценка".
Наташка наморщила лоб...
Я наклоняюсь и шепчу ей по секрету: "А на самом деле, даже тройка, если она настоящая, не так уж плоха, потому что, на тройку тоже надо немало потрудиться, чтобы ее заработать!"
Наташка смотрит на меня с недоверием.
"Да и если какая-нибудь оценка пришлась не по душе, то ведь ее всегда можно исправить на следующем уроке... так ведь?"
Я смотрю на нее с сожалением, отдавая дневник с увесистой пятеркой.
Наташка забирает дневник и снова садится на стул в уголке.
Думает.
Уходить не собирается.
Я продолжаю работать с другим учеником.
Через некоторое время слышу редкие горестные всхлипывания. Я в очередной раз отвлекаюсь от работы с другим учеником.
"Наталья, что случилось... что снова не так? Иди сюда".
Наташка подходит ко мне и протягивает дневник.
"Тебе мало одной пятерки... надо еще одну поставить? - улыбаюсь я.
Наташка, растирая слезы, машет головой: "Четве-е-рку..."
"Четверку поставить?"
"Да... настоя-ящу-ую".
"Хм-м... значит, ты все поняла правильно", - я раскрываю дневник, перечеркиваю пятерку, стоящую рядом с зачеркнутой четверкой и ставлю новую четверку рядом:
"Так?"
Наташка не отвечает. Она ревет. Ей жаль зачеркнутой пятерки.
Ученик за пультом хихикает.
"Так, или не так?" - спрашиваю я у Наташки, ожидая принятия ее решения.
Но она, поджав губы, в ответ лишь хлюпает носом.
"Ну, раз такое дело, тогда мне никакой цифры для тебя не жалко!" - я зачеркиваю четверку и сердито ставлю новую пятерку.
"Она не настоя-яща-ая..." - рыдает снова Наташка, тыкая пальцем в оценку. "Хочу настоящу-ую..."
Но настоящей пятерки у меня нет. Я снова перечеркиваю ненастоящую пятерку и ставлю, в очередной раз, настоящую четверку.
Наташка замолкает.
В классе на минуту устанавливается тишина, и я этим пользуюсь:
"Наташа, а четверка-то, какая красивая... глянь? И главное, что она - совсем настоящая!"
Наташка счастливо улыбается сквозь слезы.
Я смотрю на свою учительскую мазню в Наташкином дневнике и радуюсь взаимопониманию с ученицей.
"Наташа, а что же мы маме твоей теперь скажем, а? Дневник-то окончательно испорчен... она ведь никогда не поверит, что это сделала учительница?"
Наташка и ученик за пультом весело смеются...
2.
Урок музыки....
Я стою в верхней одежде возле школьного окна, выходящего на задний двор, и неторопливо жую бутерброд.
Время есть... могу себе позволить немного перекусить!
Через школьное окно я наблюдаю за учеником, который во время моего урока гоняет футбол на заднем дворе: там отличная широкая площадка для этого дела.
Торопиться некуда.
Дмитрий регулярно опаздывает на двадцать минут.
Но это вовсе не означает то, что он наплевательски относится к уроку музыки. Напротив. Он очень ценит мои уроки. Никогда не пропускает.
Разве что опаздывает?
А опаздывает он из-за футбола: мяч погонять охота! Я его понимаю: в общеобразовательной школе надо сидеть за партой несколько часов, за музыкальным инструментом тоже, и на хоре подвигаться не придётся, и на сольфеджио...
Физическая активность учащихся музыкально-хоровых школ на нуле. Вполне понятно, что хочется побегать, разрядиться, забыв обо всех и обо всем.
К тому же, Дмитрий отлично знает, что у меня его урок - последний.
Он привык к тому, что я всегда задерживаюсь ровно на столько, на сколько это потребуется для результативного урока. В конечном итоге, я покидаю школу на полтора-два часа позже.
Димка доволен: со мной заниматься ему намного проще, чем самостоятельно.
Он очень талантлив, и мы с ним многое успеваем сделать за такой длинный урок.
Но сегодня я устала... сегодня мне не хотелось задерживаться на работе, да и проучить его не мешало бы за систематические опоздания!
Я слежу за Димкой через окно и вскоре вижу, что игра закончена.
Друзья орут, смеются, хлопают друг друга по плечу...
Димка, весь разгоряченный, бросает товарищу мяч, берет свой ранец со скамейки и направляется ко входу в школу со стороны двора.
На урок ко мне идет!
Я быстро смотрю на часы. Ага, думаю... с минуту на минуту он появится в общем коридоре, и тогда мой план не сработает!
Я бросаю в сумку недоеденный бутерброд, быстро закрываю класс и лечу по общему коридору в вестибюль, к парадному входу.
Покидая здание, я, все же, оглядываюсь назад, на большую лестницу, под которой находится дверь на задний двор, и сразу вижу Димку.
Он уже выскочил из-под лестницы, свернул в коридор и теперь торопливо несется к моему классу... на урок музыки!
Я бережно закрываю за собой парадную дверь и, напевая что-то из репертуара моих учащихся, спешу к автобусной остановке.
Сегодня я, как никогда, довольна собой.
---
На следующий урок Димка пришел на пять минут раньше.
Я у него спрашиваю строго, мол, по какой причине он отсутствовал на прошлом занятии?
Димка не скрывает своего возмущения.
"Татьяна Ивановна", - вопит он на весь класс. "... я приходил, но Вас в школе не бы-ло?!"
Я улыбаюсь.
"Да", - говорю, "... меня, действительно, не было... вернее, сначала я была... ну, а потом, Дима, я ушла в парк, погулять!"
Димка таращит глаза. Смотрит на меня с огромным удивлением.
"А чему тут удивляться, Дима? Тебе была охота поиграть в футбол, а мне захотелось пройтись по свежему воздуху. Вот я и воспользовалась твоим опозданием... что здесь непонятного... тебе можно, а мне нельзя?"
Димка прищурился и осуждающе качает головой: учительница ведь, а так некрасиво поступила... совсем не по-учительски!
Я с трудом сдерживаю смех. Мне смешно оттого, что в глазах моего ученика я - такая же прогульщица, как и он!
"И так, Дима", - говорю "... будет всегда! Теперь не я тебя, а ты меня будешь ловить, если тебе нужны мои уроки!"
С тех пор, Дмитрий перестал опаздывать на занятия.
Мальчишки, как всегда, играли во время его урока в футбол в школьном дворе.
Димка изредка отвлекался от нот, поглядывая на них через окно...
Ну, а вскоре я ему изменила расписание, чтобы футбол не пострадал без Димки, а Димка - без футбола!
Кто его знает, что важнее в этой жизни, футбол, или музыка?
3.
Урок музыки...
"Локоть не опускай так низко, Алешенька... выпрямись! Еще раз сыграем гамму "ля-мажор" триолями, в медленном темпе. Следим за ровностью".
Но Алешенька локоть опустил еще ниже, согнулся в три погибели и начал ломать пальцы на звуках.
"Алешенька, а что у тебя со звуком? Почему гнутся все пальцы? Если ты не будешь за ними следить, то в быстром темпе качественно сыграть не получится."
Алешенька закатил глаза и, недовольно хмыкнув, опустил вниз руки.
"В чем дело, Алексей? Опять нет желания работать?"
"Нет", - буркнул ученик, запрокинув голову в потолок.
"Интересненько..." - думаю. "Очередной заскок у избалованного дитяти. Ну ладно, если бы это был первоклассник, но ведь он вырос уже... сколько можно так себя вести на уроках?"
Я решила не обращать внимания на дурацкое поведение ученика: "Давай, дружок, еще раз попробуем. Постарайся сыграть ровнее... не ленись. Играй в медленном темпе, опирайся на первый звук каждой триоли, добиваясь ровности в исполнении..."
"Я и сам все знаю!" - огрызнулся Алешенька.
Я восхитилась: "Молодец! Тогда работай сам! В конце урока я приду и все проверю".
Под недоуменный взгляд встрепенувшегося ученика я выхожу из класса, оставляя его наедине с инструментом.
Выхожу в школьный коридор, наполненный звуками, доносящимися из каждого класса, изредка прерываемыми строгими голосами учителей.
Гуляю по коридору.
Гуляю и думаю...
Родители зачастую отдают своих детей в музыкальную школу лишь для того, чтобы те не болтались по улицам. Многие даже не интересуются их успехами, или неудачами.
В музыкальной школе учатся разные дети. Но мне всегда везло. У меня никогда не было неталантливых учеников.
Ленивые были, избалованные, медлительные... но абсолютно все - замечательные и талантливые.
Я вообще думаю, что неталантливых детей на свете нет.
Но как, все-таки, тяжко заниматься с теми, кого родители не приучили к труду... кого не приучили делать то, что требует усидчивости.
Свободно владеть музыкальным инструментом хочется всем, но за этим стоят долгие часы кропотливой работы. Терпения и упорства у многих не хватает, чтобы отрабатывать музыкальное произведение, доводя его до совершенства. Вот и приходится воспитывать не только детей, но и их родителей, объясняя раз за разом, что без каждодневной работы дома толку не будет.
Но однажды приходит день, когда твой труд вознагражден, и успех на академическом концерте дает тот самый необходимый заряд бодрости всем: и родителям, и детям, и учителям!
На уроках мы учимся извлекать из музыкального инструмента красивые звуки, которые постепенно складываются в мелодию, выливающуюся в чувства, в ощущения, в образы... Однажды появляется уверенность в собственных силах и останавливаться уже не захочется на пути к вершине мастерства.
К сожалению, это случается только у трудолюбивых... у тех, кто без музыки жить не может. Только лишь тем, кто без нее дышать не может, она приносит небывалое счастье! Счастье и успех, несмотря на пережитые трудности и волнение.
Волнение - это серьёзно...
Можно хорошо подготовиться к выступлению, а потом разволноваться настолько, что не получится показать свою работу, выполненную идеально.
Волнуются все перед публичным выступлением: и ученики, и преподаватели, когда их воспитанники на сцене.
Я часто вспоминаю своего первого педагога, его профессионализм и преданность работе, его переживания за своих учеников... и нашу с ним победу на области, в моей юности. Даже сегодня, по прошествии времени, меня душит смех, когда я в мыслях возвращаюсь в тот конкурсный день.
Четыре сложные композиции...
Над солидной программой я сидела часами, забывая о времени, о книгах, о школьных уроках и о других делах.
Особенно с чардашем в обработке Двилянского пришлось повозиться.
Прекрасное произведение...
Сначала идёт задумчивое вступление, потом красивейшая основная тема, вариации...
Одна стремительная вариация сменяется другой.
С каждой новой вариацией темп постепенно увеличивается и к концу произведения нарастает чуть ли не до жужжания... сумасшедшая скорость!
"Последняя часть должна прозвучать чётко, бесшабашно и на два forte, иначе, это будет не чардаш!" - так сказал мой учитель, яро сверкая глазами, когда я недобрала звука на последнем прослушивании и смазала пару вариаций.
Он, мой учитель, сбежал в подвал, где находились классы духового отделения, когда я отправилась на сцену исполнять свою конкурсную программу.
Там, в подвале, звуки музыки из концертного зала были не слышны.
Накануне я перезанималась. Это была большая ошибка. В классе, перед выходом на сцену, я не смогла сыграть в быстром темпе ни одной вариации. Мне не удавалось расслабиться: пальцы были скованы, они перестали мне подчиняться. Кроме того, меня одолел страх перед выступлением.
Вот тогда мой учитель, придя в полный ужас, схватился за голову и убежал в подвал...
Но на сцене все обошлось.
Мне удалось собраться и выдать нашу слаженную длительную работу на высшем уровне.
Я не могла поступить иначе после стольких часов страдания за инструментом!
Отсчитав в подвале пятнадцать минут(ровно столько длилось моё выступление), мой учитель... мой замечательный учитель поднялся из подвала на второй этаж, в концертный зал, где другие учителя его начали поздравлять с победой!
Мда.. прекрасное было времечко...
Именно тогда я поняла, что все было не напрасно!
---
"Татьяна Ивановна, у вас что... ученика нет?" - я натыкаюсь в коридоре на нашего завуча.
Она тоже частенько прогуливается по коридору, где одновременно можно проверить работу сразу нескольких учителей. Ей это положено.
"Как нет? Есть... конечно есть! Прямо сейчас у меня идет урок по расписанию..."
"А-а-а", - она улыбается и, не останавливаясь, шествует дальше.
Она умница и все понимает.
Со мной бесполезно спорить, и это - правильно. Все равно я буду делать так, как считаю нужным. Ведь в нашей, как и в любой другой работе важен результат. Только он является определяющим.
А он у меня есть.
Мм-да... так на чем это я остановилась... вроде как, на прекрасном времечке?
Но мысли перебиты и думать о высоком более не хотелось.
Посмотрела на часы: пять минут до конца урока.
Пора в класс!
---
Открываю дверь и вижу перед собой Алешеньку.
У него растерянный вид, но моему появлению он, несомненно, рад.
"Как дела?" - спрашиваю. "Как урок прошел... все ли получилось?"
"Да!" - он готов показать мне результат.
Но я не спешу.
"Не сегодня..." - останавливаю я Алешеньку. "На следующем уроке... сегодня уже некогда, сейчас придет на урок другой ученик".
Алешенька нехотя встает из-за инструмента.
А на следующий урок пришел папа Алешеньки.
Я сразу почувствовала, что он пришел.
Я давно подозревала, что у меня есть какое-то необыкновенное чутье на подобные удивительные моменты!
Я встала и резко открыла дверь: "Оп-па!"
Потом я, конечно же, извинилась... ну и пригласила папу пройти в класс, чтобы он мог достойно поприсутствовать на занятиях сына!
4.
Урок музыки...
На уроке - все тот же Дмитрий!
Он уже выпускник.
Дмитрий вырос и на уроки более не опаздывает. Теперь он их пропускает, потому что у него появились другие интересы, помимо музыки.
Весной, на выпускном экзамене, ему предстоит играть четыре произведения!
В феврале - первое прослушивание для выпускников, на которое обычно выносится две композиции из программы. Сегодня - первое октября, а Дмитрий все еще ковыряется в тексте...
Все четыре произведения сложны в исполнении, и на уроках их выучить нереально, как это бывало в младших классах. Необходим домашний каждодневный труд.
Убеждать в этом Дмитрия бесполезно. Он ленится работать. Да и некогда ему: школьные уроки, футбол, танцы, телевизор и всё такое...
Что делать с талантливым лентяем, как ему помочь закончить музыкальную школу с хорошим результатом?
Немного подумав, я вспомнила песенку про "святую ложь".
---
"Дима..." - говорю ему на следующем уроке. "В декабре, как ты знаешь, состоится первое прослушивание выпускников. Оказывается, нам с тобой придется играть не два произведения, как это планировалось раньше, а все четыре".
Он улыбается. Он мне не верит. Он думает, что я шучу.
"Это не так уж и сложно..." - продолжаю. "Мы справимся с этим легко, ведь впереди у нас - целых два месяца!"
Улыбка сползла с Димкиного лица и уступила место унынию...
---
Я усложнила ему домашнее задание и перестала ставить оценки... мол, не до оценок сейчас, Дима. Надо спасать положение!
Мое беспокойство ему передалось, и наши осенние дела неспешно пошли в гору.
Уже в середине декабря все четыре произведения Дмитрий знал наизусть, благодаря своей замечательной музыкальной памяти.
Но выучил он только текст. Дальше дело не пошло...
Технически трудные места, требующие много времени, в быстром темпе не получались, динамические оттенки не оттачивались, эмоции отсутствовали.
Исполнение оставалось сухим и малоинтересным.
Оно не будило во мне чувство прекрасного и не волновало мою душу...
"Ладно... и так пойдет для первого прослушивания", - говорю ученику в один из таких непродуктивных уроков. "Текст выучен - значит, двойку ты уже не получишь. Тебе поставят крепкую тройку... если текст на сцене, конечно, не забудешь".
"Нетушки... тогда Вы мне и за четверть тройку поставите?"
"О, это обязательно... а как иначе?"
За все время обучения, Дмитрий никогда не получал троек на академических концертах. Он даже четверки редко получал.
Поэтому, ему мой прогноз не понравился, и он серьезно взялся за работу.
Музыкант, как и спортсмен, может совершенствоваться бесконечно в своем мастерстве. И останавливаться нельзя. Стоит только сделать небольшой перерыв в занятиях, как все пойдет насмарку, и работу придется начинать заново.
Кто это понимает, тот никогда не позволит себе расслабиться настолько, чтобы согласиться с тем, что все уже сделано настолько хорошо, что можно не работать...
---
За две недели до так называемого прослушивания, Дмитрий влетает ко мне в класс с вопросами: мол, почему у него прослушивание в декабре, а у других выпускников - в феврале, после зимних каникул... и почему все остальные выпускники будут играть не четыре композиции на первом прослушивании, как он, а только две?
"Все будут играть четыре композиции", - говорю. "Просто они пока об этом не знают. Им потом об этом скажут их преподаватели".
"А нельзя ли мне тоже сдать прослушивание в феврале?" - не отстает ученик. "Ведь получается, что у других больше времени на подготовку?"
"Ничего страшного... сыграешь в декабре, зато на каникулах будешь чувствовать себя более-менее свободно!"
Дмитрий смотрит на меня с подозрением.
"Почему он мне не верит?" - думаю. "Может, я что-то сказала не так?"
---
Накануне Нового года, я назначаю Димке время официального прослушивания.
"Я завтра один буду сдавать?" - Дмитрий хитро улыбается.
Он, по-прежнему, всё ещё надеется на шутку. "Мне завтра в концертной форме приходить?"
"Обязательно, Дима. Прослушивание - это праздник. Сегодня ляг пораньше, чтобы хорошо выспаться перед выступлением. Все будет хорошо. В конце концов, это не выпускной экзамен, а всего лишь прослушивание с оценкой. Основное твоё испытание - в апреле".
---
На следующий день Дмитрий приходит на прослушивание.
Выглядит уставшим.
Похоже, вчера весь вечер занимался, не иначе.
Он взволнован, как все всегда перед выступлением на публике.
"Очень хорошо, что ты волнуешься", - отмечаю я. "Настоящий артист на сцене должен волноваться. Это нормально. Твоя задача - использовать это свое волнение правильно. Оно должно тебя воодушевлять, а не мешать исполнению".
"А почему зал пустой... там еще никого нет?" - беспокоится Дмитрий, глядя на часы.
"Ого, какой проныра... он и в зал уже, оказывается, успел заглянуть!
"Члены комиссии скоро прибудут... но не теряй время, садись быстренько за инструмент, разыгрывайся", - бросаю я.
На разыгрывание даю Дмитрию пятнадцать минут.
По прошествии этого времени предлагаю ему сыграть все четыре композиции в классе, как на экзаменах, без остановок для замечаний.
Напоминаю о главном: полностью погрузиться в музыку, увлечься своим исполнением, раствориться в музыке настолько, чтобы не думать о тексте... ну, и не забывать о поклонах - в начале выступления и в конце.
Потренироваться в этом лишний раз не помешает, чтобы потом, на сцене, вести себя свободно.
Почувствовав экзаменационную атмосферу, Дмитрий начинает играть собрано и с воодушевлением... старается.
"Работы еще много", - думаю я, слушая его исполнение... но основное сделано! А то, что не выполнено - выполнится... отшлифуется постепенно. Время до апреля еще есть!"
Раскрасневшийся Дмитрий, завершив своё выступление в классе, выдает поклон, как на сцене и, с ожиданием, смотрит на меня.
Я вижу, как он устал. Еще бы!
Если бы ему и в самом деле надо было сейчас идти на сцену, то я никогда бы не посмела утомлять его, устраивая предварительное прослушивание в классе... только лишь грамотное разыгрывание и основные наставления. Только это.
"Молодец! Для первого прослушивания - просто замечательно! Ну, а теперь..."
Мой ученик устало улыбается. Он поднимается со стула, собираясь идти в концертный зал...
"Нет-нет..." - останавливаю я его. "Теперь - оценка за четверть".
Дмитрий останавливается и с удивлением смотрит на меня. В глазах его - непонимание.
"Это - крепкая пятерка, Дима! Мы славно с тобой потрудились и, думаю, заслужили такую награду... давай сюда свой дневник", - продолжаю я, радостно улыбаясь.
Дмитрий достаёт дневник.
"С Новым годом, Димочка... желаю тебе хорошо отдохнуть на каникулах и, обязательно, позаниматься. Надеюсь на большой успех в Новом году!"
Дмитрию постепенно приходит осознание происходящего. Он не верит своему счастью: "А как же прослушивание... мне не надо играть на сцене?"
"А это и было прослушивание..." - смеюсь я весело... совсем по-новогоднему.
"Татьяна Ива-ановна... Вы меня обманули..." - Дмитрий тоже смется.
Он ошарашен.
Он хохочет... он просто остановиться не может!
"Т-татьяна Ивановна, я тоже В-вас поздравляю..."
---
На выпускном экзамене, в апреле, педагогический коллектив музыкальной школы дружно отметил труд Дмитрия пятеркой.
Меня на экзаменах не было.
В январе мне пришлось оставить мою любимую работу.
Так получилось...
Два раза, накануне последнего испытания, я приходила в школу, чтобы позаниматься со своим выпускником.
Несколько последних замечаний, несколько напоминаний... но это всё - не то: наша программа так и осталась на том же уровне, что и в декабре, на мой взгляд, недоработанной.
Хотя, сегодня это уже совсем не имеет никакого значения...