Познать себя

Виола Ковшова
   Существуют обывательские грубые толкования типов ориентации человеческого
сознания в отношении себя и окружающего мира, таких как интроверсия и
экстраверсия. Это приводит к тому, что многие становятся не согласны с наличием
такой классификации вообще, обнаруживая несостыковки и противоречия на
практике.

   Однако отсутствие достаточных исследований и доказательств на эту тему, или
внятных объяснений, отнюдь не отменяет наличие того, что есть. Как отсутствие
знания законов физики не отменяет падения предмета на землю.

   Экстраверт это не просто человек, который всегда активно себя проявляет и
громко заявляет о себе, завися от мнения окружающих. Интроверт не всегда
закомплексованный тихий субьект, безразличный ко внешнему миру. Такие
стереотипные крайности встречаются довольно редко, подобно тому, как и редко
попадаются холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики в чистом виде, как и
аюрведические принципы «ветра», «слизи» и «желчи» в конституции человека
практически не существуют в чистом виде.

   В психологии экстраверсия или интроверсия определяется степенью ориентации
сознания на окружающий мир или на внутренний мир. Эта тема начала раскрываться
не так давно, в середине прошлого века К.Г. Юнгом и его современниками и
последователями. Достигнув необычайного разветвления на этой почве и
кульминации в основании Аушрой Аугустинавичуте новой науки о типах личности -
соционики.

   Судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как
судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его
собственным субъектом. Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и
интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип.
(В.В.Зеленский)

   
  "В одном случае движение интереса направлено на объект, который является
магнитом и в значительной степени обусловливает субъекта,  имеет решающее
значение для него. Субъект ставится в подчинение объекту, а субъективный
процесс является препятствием или придатком объективных событий.


   В другом случае вся жизненная энергия отвращается от объекта и направляется
к субъекту, на его собственные психические процессы. И препятствует, чтобы
объект приобрёл какое бы то ни было влияние на субъекта. Будто субъект есть
магнит, стремящийся притянуть к себе объект. Уровень ценности объекта всегда
ниже уровня ценности субъекта. Объект имеет лишь второстепенное значение,
является лишь воплощением идеи, которая всегда значимее. Или предметом чувства,
где важнее само переживание чувства, а не объект.

   
   Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы
соответствовать нормальному течению жизненного процесса. Психическая установка,
в которой один из этих механизмов постоянно преобладает, образует тип
(экстраверт или интроверт ). Типическая установка - относительный перевес
одного механизма.

   Кроме всего прочего, в психическом процессе обнаружены основные функции:
мышления, чувства, ощущения, интуиции. Если одна из них привычно господствует
над другими, то формируется соответствующий тип" (логик, чувствующий, сенсорик
или интуит) (К.Г.Юнг ).

   Однако, как выяснилось далее, эта первая функция становится базовой, вслед
за которой следуют остальные функции в разном порядке в каждом случае, что и
обусловливает дальнейшее усложнение и ветвление классификации типов личности,
подробно описанное в соционике.

   У некоторых людей фундаментальная оппозиция ориентации не превалирует
достаточно явственно (В.В.Зеленский). То есть бывают не яркие экстраверты или
интроверты, а как бы сбалансированные, у которых ориентация на внешний социум и
на собственный внутренний мир примерно одинаковы в процентном сотношении, но
при этом одна из них всё же превалирует над другой в незначительной степени,
определяя тип личности.

   Вначале интроверсия трактовалась как интроспекция. А экстраверсия – как
экстерноспекция.

   Интроспекция - знание, которым мы обладаем по отношению к своему внутреннему
миру, к нашим мыслям и чувствам. (Альфред Бине)

   Экстерноспекция - есть ориентация нашего знания в отношении ко внешнему
миру, в противоположность нашему знанию о самих себе. (Альфред Бине)

   То есть, это говорит о том, что поведение человека может быть каким угодно,
как и его проявления и привычки, результаты воспитания, и прочее. Это не будет
связано напрямую с его ориентацией сознания. Её будет определять его
изначальное позиционирование себя в отношении мира и себя. Поэтому определять
тип ориентации помогает совокупность многих факторов, наблюдений и
сопоставлений, а не просто полагание на внешние проявления и характеристики,
которые с таким удовольствием оспаривают любители-спорщики.

   Экстраверсия и интроверсия также никак не связаны с ориентацией на науку или
искусство, и не формируются обстоятельствами жизни, а являются врождёнными,
вопреки предположению многих ранних исследователей. Потому что тип личности
формируется ещё на стадии эмбриона и родов! В заблуждение может вводить влияние
среды, когда экстраверт может, например, быть очень похожим на интроверта, быть
тихим, неактивным, закомплексованным, являясь атипичным эктравертом, доставляя
даже трудности в его выявлении.

   Также интроверт может быть усиленно ориентирован на социум, активен в
общении и жизнедеятельности, раскрепощён,  в силу воспитания или других
факторов. При этом по-прежнему оставаясь интровертом в своей основе. Соционика
позволяет в этом не сомневаться, так как наиболее подробно, детально и полно
рассматривает эти процессы информационного метаболизма и фиксированные его типы, и идёт дальше примитивных поверхностных суждений о типе ориентации сознания.

   Вообще закомплексованность и раскрепощённость, социальная активность и
пассивность, тихость и шумность не являются типичными идентификаторами той или
другой ориентации, как и многие другие подобные общепринятые заблуждения. Всё
дело в позиционировании себя в отношении окружающего мира и собственного
сознания. Что не имеет жёсткой фиксации с проявлениями характера.

   Социабельность и способность сочетаться с другими не обязательно жестко
привязана к той или другой установке, - замечает А. Бине.

    Вполне естественно, что врачебной профессии больше подходят такие функции,
как ощущение и мышление, а артисту – интуиция и чувство. Однако в контексте
модели "А" в соционике, откуда понятно, что в человеке содержатся все эти
функции, лишь с разной степенью проявленности, можно наблюдать в жизни всевозможные исключения - как закономерности, так как непроявленные противоположные функции на заднем плане психики (в подсознании ) могут активироваться в силу различных мотиваций и стимулов, и получить своё развитие, в перевес основным, проявленным в сознании, функциям данной личности.

   Определённо, существует некий перекос психики по функциям у каждого
человека, несмотря на то, что ему присуще наличие всех этих функций. Перекос
обусловлен активностью одних, и инертностью других функций. Зачем Творец создал
человека именно таким образом - Ему виднее. Возможно, при равномерной
целостности сознания каждого невозможна была бы игра в двойственность со всем
её бесконечным разнообразием, невозможно было бы гармоничное дополнение одного
человека другим для познания вкуса любви, и наоборот, конфликтное
взаимодействие несовпадающих функций для испытания духа в человеке и вкуса
безусловной любви.

    Затем же, зачем Он разделил человека на мужчину и женщину, при том, что
каждый человек всё равно остаётся целостным, и содержит в себе обоих, только
один - в сознании, другой - в подсознании.

    И, в противовес многим заблуждающимся, социотип никогда не меняется в
процессе формирования личности или на протяжении жизни. Другое дело, человек
может изображать непроизвольно или бессознательно иной социотип, вопреки
врождённому, в силу влияния запроса и давления родителей или общества. Но это
всегда будет неистинной маской, своего рода поверхностным искривлением
личности, которое всё же не сможет до конца и навечно затмить истинный
врождённый склад личности, для проницательного исследования.

   На тесты полагаться не приходится, очень мало надежды на хоть какую-нибудь
толику объективности по отношению к себе человека, в силу разных причин. Одни
просто практически не осознают процессов внутри собственной психики и не
способны ответить, как есть на самом деле. Многие склонны желаемое выдавать за
действительное, путая общепринятые ценности с реальностью того, что есть. Для
обывателя структура личности и закономерности поведения – просто хаотический
набор расплывчатых проявлений характера. Человек часто не отдаёт себе отчёта,
действительно ли имеет место то или иное явление в его психике и поведении. И
внешние поступки так или иначе в разных ситуациях не всегда указывают на конкретное строение психотипа.

   Бывает, интроверт интуит-логик приходит и с вызовом заявляет, что в
результате самостоятельного теста он - "экстраверт этик-сенсорик". Не зная ничего
о глубинной подоплёке этих процессов ещё вчера, уже сегодня он впервые
открывает тесты и слёту экспертно ставит себе оценку типа личности. Вы же не
можете, не изучая никогда даже азы математики, прийти к учёному и сказать, что
он неправ, а вы лучше знаете математические законы и функции в силу одного
только «экспертного» взгляда на учебник.

   Учёный годы посвятил проникновению в структуру, динамику и закономерности
своей области, у него мозг развился в этом направлении, и интуиция
присоединилась, ему лучше видно, в силу большей углублённости в предмет,
слияния с ним, соответствующих навыков, видения, инструментов различения.

   Довольно странно, на первый взгляд, что о вас кто-то больше знает, чем вы
сами; больше видит в вас, чем вы сами. Но такова реальность, никто на самом
деле не знает себя вообще, кроме тех, кто целенаправленно постоянно этим
занимается. Люди думают, что они знают других и с лёгкостью наклеивают
всевозможные ярлыки всем подряд, но как они могут знать другого, не зная самого
себя? Это на самом деле целая наука и искусство – познание себя, и хорошо было
бы начинать ещё в школе это увлекательное самоисследование, которое открывает
возможности к дальнейшей успешной самореализации человека в остальных важных
областях его жизни.

   И так будет очень скоро, психологи будут помогать подрастающему поколению
выявлять свои склонности и таланты, особенности и типы информационного
метаболизма психики, чтобы человек выпускался в жизнь по своей дороге,
свойственной только ему и его особенностям. Фактически, не существует людей
поверхностных и бесталанных. Есть только поверхностный взгляд на них, и
отклонение от своего пути, присущего абсолютно каждому.

   Вполне достаточно начать с познания себя, на максимально возможную глубину,
и вы увидите, что смотрите на ту же глубину в каждого вокруг, и понимаете
скрытые в нём особенности так же, как и в себе. Не имеет смысла сравнивать и
считать кого-то выше, лучше, больше; кого-то ниже или хуже, потому что у каждого
- своя область для проявления таланта, где он – самый лучший. Надо только найти
своё.

   Например, человек может быть крайне неуклюжим и неповоротливым в обращении с
физической реальностью, предметами, в движении отстающим и плохо
ориентирующимся. И поэтому терпит неудачу во всех делах, связанных с этим. Зато
стоит ему раскрыть рот - и он оказывается блестящим оратором, виртуозно
оперирующим словом, или певцом, равных которому нет в своём роде. Человек
может оказаться бестолковым тугодумом в математике и физике, в то же время
оказавшись непревзойдённым мыслителем, игриво жонглирующим буквой без всяких
школ и грамот, или музыкантом, виртуозно творящим на всех инструментах, даже не
зная нот! Может не мочь связать двух слов, зато руками творить шедевры  и быть мастером на все руки. Может тушеваться в отношениях, а в точной науке быть настоящим светило.

   Печальное зрелище, когда человек ломится в закрытые двери. Такое происходит
почти со всеми, кто не нашёл себя в творчестве и всех других областях своего
существования. Имеет смысл как следует заняться собой, познать себя, изучить со
всех сторон и вернуться на свой путь каждому. Тогда мир узнает всеобщую
гармонию и единство, светлое созидание и уникальность всех. Исчезнет сравнение,
несправедливость, зависть, недостаток, ярлыки, суждения.

   Тесты - необходимая вещь, как вспомогательный инструмент, более для
субъектов, нежели для объектов исследования. Крайне редко бывает, что человек
обладает настолько ясным мышлением и самоосознанием, чтобы с помощью теста
точно и безошибочно определить свой тип личности. Например, один экстраверт
логик-интуит, являясь не очень утончённым, интеллигентным и психологически
зрелым человеком, тем не менее слёту ответил на все вопросы теста абсолютно
верно, в соответствии со своей природой, в результате чего тест показал его
истинный тип личности. Но это, скорее, редкое исключение, чем правило, как
показывает практика.


   Может показаться, что интроверты, в силу своей ориентации на внутренние
процессы своей психической жизнедеятельности, наиболее расположены к духовному
пробуждению, а экстраверты - наименее. Однако жизнь показывает отсутствие
подобной обусловленности. Просветлёнными в равной степени становятся как
интроверты, так и экстраверты, причём бодхисаттвами становятся, в основном,
именно экстраверты, должно быть, именно в силу этой самой направленности
сознания на внешний мир, которая сама по себе не помешала их духовному
прогрессированию, которое, вероятно, связано с накоплениями Души.

   То же можно сказать и в отношении интуиции и сенсорики, не все интуиты интуитивны, а сенсорики - непроницательны. Функция - это просто канал течения определённого вида энергии, с наибольшим потенциалом именно для данного рода энергии. Но как человек им пользуется, зависит от его Духа. И сенсорики "пробуждаются", когда интуиты "спят". Подобно тому, как внешняя красота далеко не всегда является выражением внутренней красоты, и внешняя диспропорция не всегда отражает внутреннюю дисгармонию. Бывает по-всякому.

   И даже в подтверждение этого можно вспомнить примеры, когда интроверты
оказывались настолько привязаны к миру вещей, что совершенно не признавали мира
души, являясь полными невеждами в отношении духовной жизни, тёмными и
примитивными. А экстраверты, наоборот, несмотря на ориентацию сознания на
объекты, были необычайно интуитивны, ведающи о Духе, пробуждены.

   Это объясняется тем, что хоть интроверты и сфокусированы прежде всего на своём внутреннем мире, тем не менее собственное мнение у них субъективно искажено и обусловлено. И поэтому их внутренняя позиция, по сравнению с экстравертами, никак не приближает их к внутренней истине, как могло бы показаться, и тем самым не даёт никакого преимущества перед экстравертами на пути просветления. Точно как экстраверты, хоть и обусловлены внешними предметами, что изначально создаёт препятствие к пути вовнутрь, и всё же когда дух созревает, внутренняя истина начинает сиять сквозь все эти объекты в их уме. Таким образом, оба, и экстраверты и интроверты, находятся на равных стартовых позициях по отношению к внутренней истине, где на первый план выступает уже опыт души. И экстраверт становится просветлённым с таким же успехом, как и интроверт.

   Интересно, что функции между собой сообщаются и влияют на качество
проявления друг друга. Например, почему в каком-то случае мы точно знаем, что
перед нами интуитивно-логический интроверт, а не сенсорно-логический интроверт?
Они ведь оперируют одинаковой второй функцией "деловой логики". Однако
сенсорно-логический интроверт будет проявляться мягче, чем
несдержанный, угловатый, более резкий  интуитивно-логический интроверт.

   Вообще, это касается всех интуитов, по сравнению с сенсориками. Интуиты
отличаются резковатостью от сенсориков, и вторая одинаковая  у обоих функция
будет тоже проявлять различные оттенки своего качества, в зависимости от того,
воздействует на неё сенсорика или интуиция.

   Как было сказано, интроверт может быть активным в общении, а экстраверт,
наоборот, замкнут и сдержан. И это не связано с типом установки сознания на
объекты или на себя. Здесь играет роль ещё очень много факторов, как
преобладание стихии в человеке, его конституции, темперамента, астрологическое
влияние планет, нумерологическое воздействие цифр в карте рождения и имени
человека. Уже не говоря про остальные бесчисленные классификации личностей,
которые мы находим у друидов,  майя, индусов и многих других разумных народов
Земли.

   Поэтому, характеристика типа установки сознания и расположения его функций -
лишь малая часть всего необъятного спектра существа, рассматривать без которых
человека имеет не много смысла для полной картины его сути.

   Таким образом, рассматривание человека через призму экстраверсии и
интроверсии, а также расположения функций информационного метаболизма сознания,
является одним из слоёв "луковицы" человека. Который, тем не менее, хорошо
дополняет комплексный охват его существа, которое в каждом случае исключительно
уникально и неповторимо.

   И главное, не спешить делать выводы, ограничивая возможности неожиданно
удачного развития событий, если вам, например, встретился ревизор, заказчик,
супер-эго или конфликтёр в соционике. Подождите, посмотрите, как складывается
общение, помимо этого слоя взаимодействия. Возможно, все остальные факторы
воздействия на ваше общение исключительно благоприятны, такие как нумерология,
астрология, темперамент, конституция, физиогномика, стихия и другие характеристики. И то, что возмущало бы и нервировало в ином случае, в данном - будет только укреплять связь и восхищать...("красота - в глазах смотрящего")

   И одновременно, встретив дуала, полу-дуала, миражника, зеркальщика,
активатора, или тождика, наконец, не торопитесь расслабляться и ждать полного
взаимопонимания, поддержки и гармонии по умолчанию. Есть ещё карма! И другие
вышеперечислинные моменты.

   
   Особенно те, кто хочет быть свободен от каких-то рамок и ограничений типов
личности, слепым отрицанием их наличия у себя и отмахиванием от всего сразу без
разбора, и при этом окунаясь в механистичность себя, делу не помогут, а ещё
больше увязнут в собственном шаблоне и автоматизме. Зажмурившись от себя, тем
не менее будут чётко вслепую выполнять программу своего типа, как и велела
природа, сами не зная и не желая знать об этом. Похоже, надо знать в лицо то,
что хочешь превзойти, чтобы видеть подводные камни, которые обходишь. Чтобы выйти - надо знать, за пределы чего.

   Просветлённый становится полностью свободен от кармы и всех обусловленных
влияний на себя в силу того, что в каждый момент своей жизни держит острую
бдительность по поводу того, что есть, используя свой свободный выбор, а не
привычку автоматизма.

   В любом случае не стоит всех грести под одну гребёнку и делать общие
выводы для всех. Каждый отдельный случай - уникален и исключителен, и требует
специального рассмотрения. Любой тип органично вписывается в общую слаженную многомерную картину человека, и призван специфически проявить внутренние богатства и сокровища пробудившегося Человека, которые несёт в себе его Душа.